В театре кукол «Аистенок» запланирована большая программа. Еще в день рождения писателя – 11 ноября – состоялось открытие оригинальной инсталляции, посвященной жизни и творчеству Федора Михайловича, в фойе театра. Зрителям спектакля «Дядюшкин сон» 1 и 2 декабря также будет предложено осмотреть ее, перенестись на полтора столетия назад и одним глазком заглянуть в рабочий кабинет писателя, увидеть самого Достоевского, застать гения за работой, за написанием очередного шедевра. Такой своеобразной машиной времени выступает старинный фотоаппарат, прототип которого занимает центральную часть инсталляции. Обклеенный фотографиями из спектакля, стилизованными под фото прошлых лет, он, конечно, сегодня всего лишь арт-объект, внутри которого умелыми руками производственных цехов театра воссоздана повседневная жизнь классика.
Авторы инсталляции – художники-бутафоры театра Ольга Дорохина и Светлана Шергина. Вдохновившись творчеством писателя, решили так необычно оформить фойе к юбилею классика.
– Главная идея нашей работы – заглянуть внутрь истории, внутрь мира Достоевского. Представленная инсталляция полностью соответствует интерьеру рабочего кабинета писателя. Вся мебель и предметы быта созданы по оригиналам, которые представлены в Музее-квартире Достоевского в Санкт-Петербурге и в Доме-музее писателя в Старой Руссе, – рассказывают авторы инсталляции. – Когда мы готовили эту работу, долго думали, как же приступить к оформлению, что взять за основу? Решающим аргументом в пользу именно такого прочтения стало определение самого слова «инсталляция» – «…габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях…». «Одним глазком» – в первую же секунду пришла ассоциация с объективом фотоаппарата, и фантазия начала работать…
На создание оригинального пространства, по словам авторов, ушло две недели, материалы самые простые – картон, пенопласт и марля, но в умелых руках они приобретают такие удивительные возможности и формы.
Объективы на старинном фотоаппарате расположены с разных сторон, поэтому у зрителей есть возможность осмотреть инсталляцию более подробно, сменить ракурс, разглядеть детали. Таким образом, создается эффект того, что ты как будто подглядываешь в замочную скважину, только вот ты в XXI веке, а жизнь, которая замерла внутри картонной коробки, в XIX. Вот это и есть магия театра, волшебство, которое способно захватить и создать незабываемые впечатления хотя бы на этот вечер.
Также для зрителей создана фотозона с необходимым реквизитом, характерными предметами одежды XIX века – цилиндром, перчатками, лорнетом и тростью, для лучшего погружения в мир XIX века. Помимо этого, будет установлен стеллаж с редкими книгами, которые предоставит Иркутская областная юношеская библиотека им. И. П. Уткина.
А юбилейный вечер писателя продолжится показом спектакля «Дядюшкин сон». Премьера спектакля состоялась в сентябре 2021 года и имела ошеломительный успех, настолько все гармонично соединилось воедино: яркие, образные характеры героев, искрометные диалоги, акценты, очень точно расставленные режиссером-постановщиком спектакля Игорем Казаковым из Беларуси.
При этом на сцене все предельно аскетично, нет громоздких, масштабных декораций, все мобильно. И вместе с тем художественное оформление спектакля, тщательно продуманное художником-постановщиком Ольгой Дворовой (Беларусь), напоминает старинные черно-белые фотографии, создает полную гармонию на сцене и переносит в дом первой дамы маленького городка Мордасова – Марии Александровны Москалевой (роль исполняет Анастасия Усольцева). Здесь и разворачиваются дальнейшие события. Эта история – «Дядюшкин сон» – метафора хрупкости, скоротечности жизни. Вот и главный герой, сам Дядюшка – Князь К (народный артист РФ Владимир Яковлев) – один из последних аристократов, истинный дворянин, пытается как-то вернуть те ощущения, эмоции, проказы, что сопровождали его молодые годы. Сейчас же наступает осознание того, что это хрупкая жизнь уходит, но так хочется еще продлить все те удовольствия и связанные с ними волнения души. Образ настолько ярко и правдоподобно сделан, что у зрителей возникает ощущение – это не дела минувших дней, а вполне понятная каждому человеку и в XXI веке история.
– Человек ведь одинаково чувствует всегда, и 100, и 150 лет назад, база человеческая все та же, стремления, пороки все те же, – рассказывает режиссер-постановщик спектакля Игорь Казаков. – Произведения классики всегда актуальны и современны – это срез всех времен, они тем и круты, что во все времена являются оптикой. Ряд проблем, которые поднимает Достоевский, был актуален и тогда, и сейчас. Современность – она ведь не во внешней фактуре, она в идее, звучании…
Чрезвычайно современно выглядит Павел Александрович Мозгляков (артист Роман Бучек) – перспективный, уверенный в себе, прекрасно образованный, красиво изъясняющийся, одетый по последней моде юноша, который всеми силами пытается добиться руки и сердца Зиночки – дочери Марии Александровны. Очень точно найдена краска для этого персонажа, эта инфантильность, детскость, нежелание самостоятельно решать проблемы, по-моему, четко отражает общее настроение, которое присутствует в молодежных кругах. Зиночка же, напротив, – единственный человек в этом городе, который сохраняет свое истинное лицо, она живет сердцем, по-другому она не может, не умеет.
– Зину мы создали как что-то неземное, это сильф какой-то, человек романтической натуры, она еще не испорчена Мордасовым, немного отравлена, но не испорчена, поэтому она совсем другой природы, абсолютно в другом масштабе, она выше всех, не такая приземленная. Она как облако, как занавеска на ветру, она какая-то особая… – рассказывает Игорь Казаков.
Эта роль, кстати, стала дебютной в карьере выпускницы Иркутского областного театрального училища Дарьи Юртаевой. Актриса прекрасно справилась с поставленной задачей и смогла передать непохожесть своей героини на всех вокруг.
– Что касается основных действующих лиц – это образчик Мордасова, шаржированные персонажи, такие мещане, испорченные средой этого маленького городишки, погрязшего в своих интригах и сплетнях, – подводит итог режиссер спектакля.
Действие спектакля идет параллельно: то кукла сменяет актера, то актер куклу. От этого возникает необходимая динамика, импульс, от происходящего на сцене невозможно оторваться.
Этот спектакль просто необходим был и театру, и зрителям, он заставляет нас ненадолго застыть во времени и послушать себя, найти параллели в своих жизненных историях.
Кстати
2 декабря в 14.00 в театре кукол «Аистенок» в рамках творческих встреч состоится обсуждение спектакля «Дядюшкин сон» с известными иркутскими критиками и литературоведами города, где каждый сможет поделиться своими впечатлениями от спектакля.