Красиво едем
Как только я вошла в здание, сразу создалось впечатление художественной мастерской – полы застелены черной пленкой, стены затянуты белой. Играла музыка.
Художникам из Иркутска, Улан-Удэ и Калининграда предстояло разрисовать автотранспорт: три легковушки и троллейбус. Они подготавливали объекты. Зрители и участники фестиваля помогали им – заклеивали фары, зеркала, колеса.
Машины под роспись искали специально. Нашли шесть «моделей», три раскрасили в первый и три – во второй день фестиваля. У художников не было каких-то стилистических ограничений, заданий – и они нарисовали интересные, яркие абстракции. На машине «Субару Форестер» рисовали два художника – один «красил» машину из баллончика, другой применял еще и кисти. Получилась необычно. Машина уже на следующий день отправилась к своему хозяину. Зеленый жигуль разрисовывали с помощью трафарета, получились аккуратные черепа с необычной тенью.
А вот для троллейбуса рисунок согласовывали. Администрация города выделила «под роспись» фестивальный экземпляр, который доставили в помещения «Доренберга». Параллельно художники расписали несколько троллейбусов, стоявших в депо. Была такая задача: вписать рисунок в тему «Человек. Природа. Технологии». Над троллейбусом трудилась целая команда художников из Улан-Удэ и других городов. Нарисовали уточку, деревья, лицо человека (самое сложное во всей работе, по моему, дилетантскому, мнению), а также абстракцию из букв.
После окончания фестиваля троллейбусы снова поставили на маршрут. Они будут возить людей и поднимать настроение своими красочными боками.
Памятники под запретом
Юлия Смирнова, бренд-менеджер компании «Про арт», координатор Международного фестиваля резиденции современного искусства «Ради Света Арт», подробнее рассказала о задумке фестиваля.
– Мы в целом за развитие уличной культуры, за формирование сообщества, и хотим рассказать, что хорошо, а что плохо. Поэтому позвали художников со всей страны, чтобы показать ребятам, что есть альтернатива, а то у нас в последнее время в городе уличное искусство ассоциируется с вандализмом. Подростки этим занимаются не столько потому, что им важен адреналин, сколько из-за того, что не знают, где еще могут себя проявить.
– То есть цель фестиваля – показать, что роспись на стенах – это не вандализм, а искусство?
– Да, как раз-таки для ребят, которые действительно занимаются вандализмом, мы приглашаем художников известных, чтобы они показали, что можно и по-другому, чтобы озвучить несколько внутренних правил. Например, что исторические памятники – это табу. На них нельзя рисовать. Мы стараемся продвинуть уличное искусство в целом как явление.
– А на этом можно зарабатывать? Или уличное искусство – это больше хобби?
– На этом можно зарабатывать, но тогда остается меньше свободы для творчества. Данный фестиваль проводят две компании – «Голос улиц» и мы, компания «Про арт». Нашей компании уже восемь лет, и мы пытаемся вывести уличное искусство на осознанный уровень, пытаемся подружить искусство и бизнес. Показываем на своем примере, что это возможно.
– Бывали ли у вас какие-то проблемы с властями, недопонимание?
– В городе на уличных площадках проявлять себя в искусстве всегда сложнее, потому что если хочешь запустить какой-то относительно согласованный проект в центре города, нужно пройти очень много согласующих процедур. И скорее всего, тебя заставят делать правки в рисунке. Мы создаем целые ассоциации уличных художников – но это только для тех, кто хочет работать легально. Между легальным и нелегальным простая разница: если работаешь легально, тебя не заберут в полицию и твою работу не закрасят.
Баллончик с краской для паблик-арта
Второй зал был заполнен зрителями, которые пришли послушать познавательные лекции про уличное искусство.
Первую читал иркутский художник Дмитрий Темников, автор научных статей по теме «Буква как формообразующий элемент ювелирного изделия». Ведь Дмитрий еще и ювелир, участник международных выставок, участие в которых требует разработки собственного дизайна ювелирных изделий.
– Что такое стрит-арт? Стрит-арт – попытка переосмыслить какие-то привычные вещи в новом контексте. Граффити могут быть даже ориентиром для места встречи. В городах на данный момент, по моему мнению, лучше всего приживается паблик-арт (паблик-арт – искусство в общественном пространстве. Одним из отличительных признаков направления является санкционированность, а также финансовая поддержка государства или частных компаний. – Прим. ред.), потому что он более одобряемый, потому что несет нейтральную тематику, он согласованный, соответственно результат ожидаемый и качественный.
Художник Валентин Мокрий из Улан-Удэ рассказал жаждущим знаний о том, что с 2019 года при поддержке Фонда президентских грантов команда «Арт У-У-Точка» реализует социальный проект «Бурятия в красках», причем совместно с подростками, состоящими на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних МВД по Республике Бурятия. Энтузиасты доказали, что восприятие граффити в глазах сограждан можно изменить и сделать свой город ярче.
На мастер-классах – действительно, нельзя же искусство «объяснять» на пальцах – многие попробовали что-то сделать. Иркутянин Ярослав Овсянников показал, как печатать стикеры, Юрий Старков объяснил, как правильно работать с баллончиками краски. Желающие даже разрисовывали стенд для остановки общественного транспорта «Школа № 28». Каждый мог попробовать свои силы и проявить фантазию.