Но накануне профессионального праздника вместе с активистами Общероссийского народного фронта театр открыл двери воспитанникам Иркутского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Ребят провели по всем тайным уголкам театра, где обычно бывают только сотрудники.
От целого к частному
В фойе детей встретили главные «работники» театра – куклы. Зачастую для управления одной куклой требуется три пары рук. Детям удалось не только вблизи увидеть «артистов» и механизмы управления ими, но и попробовать собственными руками оживить сказочных персонажей.
А затем они отправились по цехам, где шьют костюмы, делают кукол и декорации. Кстати, чтобы создать спектакль, в среднем требуется около 9 месяцев. И это самая захватывающая часть встречи – экскурсия по закулисью.
На сцене идет репетиция спектакля. Мы поднимаемся на второй этаж. Там мастерские, где рождаются куклы и создаются костюмы для актеров. Дети узнали много профессий изнутри, а также им объяснили, как устроен театр, кто здесь работает, ведь театр – это не только искусство, но и большое производство, где есть художники-бутафоры, конструкторы, модельеры, актеры, художники по свету… Это большой мир, где можно найти себя и применить свои творческие способности, создавать новое и интересное.
– Иркутский театр в этом году проводит уже 86-й сезон. Несмотря на то, что он существует так долго, многие до сих пор не знают, какое это удивительное искусство. Дело в том, что в драматическом или музыкальном театре мы узнаем мир как бы от частного лица: у меня есть переживания, и в событии пьесы я высказываю эти переживания. Соответственно, зритель выстраивает целостную картину, ассоциируя себя с героем. В театре кукол все наоборот, тут процесс познания и восприятия идет от общего к частному. Спектакль театра кукол показывает, как целостно устроен мир: есть образ, знак или символ – и исходя из метафоры целостного образа мира зритель делает выводы для себя, – рассказывает Ирина Чернышева, руководитель литературно-драматургической части театра.
Сказки онлайн
Театр небольшой, в нем трудится около 70 человек, из них лишь 14 – это актеры. Остальные работают для того, чтобы актеры могли выйти на сцену и играть для зрителей замечательные спектакли.
В этом году готовится выпуск в театральном училище, после 10-летнего перерыва в театре наконец появятся новые артисты-кукловоды. Выпускники будут играть дипломный спектакль, и удивительно, что впервые в истории существования Иркутского театрального училища, которому больше 55 лет, дипломный спектакль будет сдаваться на сцене профессионального театра. Это спектакль «Аладдин», уже поступили в продажу билеты, 16 мая состоится премьера.
– Мы планируем, что несколько человек с курса придут к нам в труппу. Это очень нужно, состоится передача опыта поколений. У нас ощущается дефицит актеров. Актер — это штучная профессия, попробуй его вырастить... Театральное училище чаще выпускает их для других направлений.
Театр тяжело перенес пандемию. «Аистенок» самым последним из иркутских театров открыл двери для зрителей – 27 февраля состоялась премьера спектакля «Слоненок пошел учиться».
– Когда мы были оторваны от зрителей, то на YouTube-канале читали детям сказки на ночь, проводили прямые эфиры в «Инстаграм». Мы даже начали снимать спектакли и делать онлайн-премьеры. Пусть этого зрителя мы не видим, но знаем, что он нас смотрит, голод актерский это немного утоляет. Сейчас, когда возобновилась работа со зрителями, актеры очень счастливы, ведь ничто не заменит живого театра, даже самая качественная запись не передаст тех живых эмоций, которые зритель может испытать, придя в театр и соприкоснувшись с актерами.
Для невидящих и неслышащих
Заблуждение – думать, что театр кукол работает только для детей. Репертуар разный: литература современная и классическая, русская и зарубежная. Здесь, к примеру, была поставлена мировая премьера – пьеса Вампилова «Утиная охота» в кукольном варианте.
– Никогда прежде ни один театр кукол не «замахивался» на творчество нашего великого земляка. А мы решились на это и были удостоены премии правительства РФ за лучшую постановку по произведениям русской классики. Мы также первыми поставили повесть Хемингуэя «Старик и море» в театре кукол.
Также не стоит думать, что театр – это только для тех, кто видит и слышит. Например, в «Аистенке» впервые в России осуществили постановку для людей с нарушениями слуха – спектакль «Бетховен. Разговорные тетради». Под сиденьями установлены вибродинамики, которые транслируют звук, и зритель с помощью вибрации воспринимает его телом. Композитор Никита Сафронов из Санкт-Петербурга давно работает с неслышащими людьми, он знает, какие частоты воспринимают люди с нарушениями слуха – музыкальное оформление построено на этом.
– Можно этот спектакль смотреть и слушать. По желанию слышащим людям мы выдаем беруши – чтобы они попробовали воспринять мир так, как его воспринимает человек, лишенный слуха.
Кроме того, говорит Ирина Чернышева, несколько лет назад был поставлен спектакль для людей с нарушениями зрения, в России это был третий подобный спектакль.
– До нас только в Москве ставили подобные вещи. Режиссер из Литвы Каролина Жерните разработала методику постановки спектакля, когда зритель не видит. С помощью запахов, прикосновений, движения, ощущения тепла или холода, движения воздуха для зрителя создаются образы, и многие люди, которые побывали на спектакле с завязанными глазами, говорили, что возникает такое ощущение, как будто они все видели – а на самом деле представляли город, лес и болото, парящих аистов.
Речь идет о спектакле «Калиф-аист», который для многих зрителей стал открытием. Аисты – вообще отдельная тема для нашего театра, недаром он называется «Аистенок». В ноябре впервые в истории театра была проведена онлайн-премьера спектакля «Возвращайся!». Премьеру «вживую» покажут лишь 9 мая. Это история про аистенка, который в начале войны отбился от стаи и, пролетая над миром – над разгромленными городами и деревнями, концлагерями, взорванными поездами, – видит ужасы войны, детей, оставшихся сиротами. Но в конце, надеемся, все будет хорошо…
Фото автора.