Несостоявшийся пленэр: иркутские музейщики вернули городу забытых художников

Поисковая работа заново открыла городу имена и картины

Около месяца в залах Галереи сибирского искусства экспонировалась особенная выставка, в которой Иркутский художественный музей представил работы художников военного поколения.

Поисковая работа заново открыла городу имена и картины
Евгений Шпирко «Несостоявшийся пленэр. Памяти погибших художников Иркутска».

Так музей отметил 75-летие победы в Великой Отечественной. Многие имена, названные на открытии, были уже почти забыты, но благодаря поисковой работе музейщиков-энтузиастов они вновь заняли свое место в истории иркутской культуры.

Забытое советское прошлое

Конечно, выставки, посвященные Великой Отечественной войне и представляющие творчество художников-ветеранов, проходят в музее каждый год. Но эта, при всей традиционности, совершенно точно – необычная. Чтобы состоялась выставка «Славе – не меркнуть! Традициям – жить!», сотрудники разработали масштабную идею.

Фото: пресс-служба Иркутского областного художественного музея.

– Мы постарались максимально полно представить поколение фронтовиков, – рассказывает Анна Потапова, заведующая отделом Сибирского искусства ИОХМ им. В. П. Сукачева. – Конечно, основу составили известные произведения, хранящиеся в фондах нашего музея. Благодаря большой поисковой работе смогли привлечь в экспозицию произведения, сохраняющиеся в других собраниях, в семьях, у друзей.

Родственники художников-ветеранов подарили музею 15 картин. Фото: пресс-служба Иркутского областного художественного музея.

Поиск сотрудники музея начали с каталогов выставок, проходивших сразу после войны и совсем недавних. Одним из источников информации стала мемориальная доска, установленная на здании Иркутского отделения Союза художников в 1975 году в честь погибших в годы Великой Отечественной войны. В начале 1941 года в Иркутском отделении Союза художников СССР состоял 31 мастер. Немало художников работало в художественных мастерских. Всего в первый же год войны на фронт ушли более тридцати человек.

– И мы неожиданно открывали для себя забытые имена, находили работы в семьях у детей и внуков, уточняли сведения о жизни, фронтовых путях, творчестве. После распада Советского Союза на какое-то время выставки ветеранов перестали проводиться, да и сами они состарились, остались вне активной деятельности. Для нас, молодых сотрудников, не заставших в живых многих представителей того поколения, оказалось неожиданным, что очень трудно найти информацию о судьбе даже хорошо известных в советское время художников, об их работах. Порой сложно было даже предположить, в каком направлении искать их следы. Но благодаря нашему технологичному времени, благодаря возможности поиска через социальные сети мы смогли установить контакты с потомками…

Так нашли родственников художника Глеба Евгеньевича Южакова. В свое время он участвовал в групповых выставках, но проходили и персональные, был известен в Иркутске, но все связи с его семьей были утрачены. В экспозиции музея представлены работы Южакова, некоторые из них внук художника подарил музею.

Анна Попова рассказывает, что искусствоведы открыли заново художников, ныне забытых, а ранее хорошо известных.

– Среди вновь обретенных нами в период поисков – Михаил Омельченко, Михаил Боднарюк, Анатолий Путинцев.

Михаил Омельченко обучался живописи уже после войны – на войну он ушел с завода тяжелого машиностроения им. Куйбышева, где работал электриком, шлифовальщиком-универсалом.
Живописец и график Михаил Боднарюк ушел в армию с 3 курса Иркутского художественного училища. В автобиографии он писал: «Во время войны участвовал в боях с японскими империалистами в районе пустыни Гоби и Большого Хингана, закончил войну в Гунджулине». Работы хранятся в собрании семьи.
Анатолий Путинцев был призван в армию в 17 лет, выпускником школы № 15. В военном училище через полгода получил звание лейтенанта, в 1942 году на Волховском фронте, командуя взводом, был контужен и попал в плен. В госпитале для военнопленных лишился ноги. Был отправлен в Баварию, затем в Чехословакию, работать на трикотажной фабрике. Считался пропавшим без вести, был освобожден в 1945-м американцами. Ему был 21 год. Вернувшись в СССР, прошел проверку спецслужб и приехал в Иркутск, где закончил художественное училище. 29 лет работал в Иркутском отделении художественного фонда РСФСР.

Благодаря углубленному, скрупулезному исследованию архивов сотрудники музея уточнили некоторые даты в биографиях, исправили даже ошибку в имени: Григорий Зеленин долгое время в документах музея значился как Георгий.

Русской силе нет предела

Одна из интереснейших страниц творчества иркутских художников в годы Великой Отечественной войны, представленная на выставке – выпуск плакатов «Агитокна ТАСС». Они начали выходить с конца лета 1941 года. Выпуск плакатов осуществлялся при Иркутском отделении Союза советских художников и товариществе «Художник». Агитками занимался боевой молодежный отряд, в который входили среди других ставшие известными после войны, прошедшие фронт Евгений Шпирко, Александр Руденко, Виталий Рогаль. Работали и совсем юные, только начинавшие свой творческий путь выпускники художественного училища.

Русской силе нет предела

Смелый бьется до конца

Показал Шмелев на деле

Храбрость нашего бойца

Такие строки начинают один из рассказов о бравом солдате Шмелеве – герое плакатов.

– Художественные навыки и умение рисовать находили практическое применение не только в патриотической и воспитательной фронтовой работе, – продолжает Анна Потапова, – в перерывах между боями они делали зарисовки, портреты своих товарищей бойцов, командиров, которые стали документами эпохи. Одно из наиболее полных и известных собраний – около 1000 графических и живописных работ – создано Виталием Сергеевичем Рогалем. Профессиональные навыки художников были необходимы в разных типах разведки и картографии. Чертежниками при топографической службе работали наши Василий Глушков, Василий Исаев (Куницын). У каждого из разведчиков-художников была своя история, свой боевой путь: показали себя бесстрашными бойцами и умелыми разведчиками Вальтер Фридеман, Двигомир Исаков, Георгий Леви, Андрей Иванов, Сергей Жигалин. Героизм, мужество, подвиги художников-фронтовиков отмечены орденами и медалями: 14 медалей «За отвагу», более 70 орденов Славы, Красной Звезды, Отечественной войны. Кстати, в витринах музея представлены также награды, фотографии, фронтовые письма, предметы военного времени из коллекции руководителя поискового отряда «Восток» Игоря Сеченова.

Рядом с творческими работами – штендеры, на которых помещены фото и биография художника. На некоторых вместо фотографии – пустое место.

Несостоявшийся пленэр

Вдумчивые взгляды, веселые улыбки, красивые юные лица смотрят с фотографий, которые организаторы выставки разместили на большой импровизированной стеле в центре зала. Вместо немалого числа портретов белеют пустые квадраты. Пока фотографий этих не вернувшихся с фронта художников не найдено. Не у всех сохранились и работы. Например, сотрудники музея обнаружили сведения о выставке, которая проходила в Иркутске в 1939 году. В ней принимали участие талантливые студенты художественного училища, ушедшие на фронт сразу, в сорок первом, и не вернувшиеся с войны.

Художник Игнатий Бойко - может быть, самый известный в Иркутске художник из тех, кто погиб. Живописец, график, он перед самой войной, в 40-м, в составе бригады художников участвовал в оформлении новых помещений реконструированного Дворца пионеров в Иркутске. Лишь 4 его работы есть в собрании иркутского музея.

В залах экспозиции можно познакомиться с творчеством сорока пяти художников. А в каталог, изданный музеем, вошли сведения о более чем девяноста представителях военного поколения.

– Встреча со смертью заставила многих художников, попавших на фронт двадцатилетними мальчишками, по-другому посмотреть на мир, по-новому ощутить и осознать ценность жизни, – комментирует Анна Потапова. – Вернувшиеся с войны пытались передать пережитое. Монументальное полотно Алексея Жибинова «Красноармейский дозор на берегу норвежского фьорда в 1944 году» передает силу эмоционального напряжения. Привлекают внимание портреты фронтовиков и тематические натюрморты, написанные участниками войны. Воспоминания о войне никогда не переставали тревожить художников. В послевоенное десятилетие Георгий Леви, бывший узник концлагеря, создал серию гравюр «Война. Зверства фашизма».

Любая художественная выставка оставляет эмоциональный след. Среди многих произведений, ставших документами военной эпохи, особенно запоминается тихая, выполненная в сдержанной колористике картина Евгения Владимировича Шпирко «Несостоявшийся пленэр. Памяти погибших художников Иркутска». На фоне синевы Байкала летят чайки, начинает весну цветением багульник, раскрыт мольберт. Но ни один штрих не нарушил белизну прикрепленного листа. Поверх него лежат четыре портрета тех, кто не пришел назад на этот вечно прекрасный берег.

Фото и информация о художниках взяты из каталога выставки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру