В "Ангарской деревне" сохраняют памятники исчезнувшей Сибири

Музей пополняется новыми экспонатами

Музей «Ангарская деревня» в Братске, на берегу Братского водохранилища, был создан в 1979 году для того, чтобы собрать те ценности народного быта, которые остались после уничтожения более чем 180 деревень в ложе Братской ГЭС. Недаром же инициатором выступил начальник строительства Братской ГЭС Наймушин. Занимался организацией музея энтузиаст, представляющий братское отделение Всероссийского общества охраны памятников, Октябрь Леонов.

Музей пополняется новыми экспонатами

Музей раскинулся на территории в 35 гектаров. Часть его занимает эвенкийский сектор – по лесной тропе расположены эвенкийские жилища, лабазы, ловушки. Русский сектор занимает открытую площадку на взгорье, на береговой возвышенности.

Михайло-Архангельская церковь вывезена из деревни Нижнее Карелино Киренского района.
Сюда свезли избы, амбары, церкви из разных сел, устроив настоящую «догэсовскую» деревню. В ней четыре подворья – богатое трехдворное, избу для которого привезли из Киренского района, а постройки – из деревни Анчириково под Братском; еще старая, которой чуть менее 200 лет, усадьба из Чунского района; еще одна изба – из зоны затопления Богучанской ГЭС; и маленькая изба-однодворка из Братска.
Мельничный жернов. В «Ангарской деревне» на берегу отреставрировали мельницу, вывезенную из деревни Христофорово Жигаловского района. Местные не хотели расставаться с ней, надеясь, что мельница сгодится на случай войны или катаклизма. Всего в области сохранилось пять водяных мельниц.
Мангазею - общественный хлебный амбар – привезли сюда из деревни Тушама Усть-Илимского района.
На подворье у большой семьи был большой амбар. По количеству отсеков амбара можно было судить о том, сколько у хозяина сыновей: невестки с сыновьями на лето уходили жить из избы в амбар.

Все вещи внутри – подлинные, собранные из разных деревень. Быт восстановлен полностью. Разве что климат нельзя восстановить – до затопления в здешних местах было зимой до минус шестидесяти, а летом – до плюс сорока.

Выступы на крыше назывались «курицы», доска – «поток». Вдоль всей крыши лежало тесаное бревно – охлупень, им придавливали доски, и когда надо было доску поменять, то охлупень поднимали, вытаскивали и заменяли доску. Строили, само собой, без гвоздей.

Быт сибирских старожилов устроен был если не с комфортом, то во всяком случае удобно. Многие вещи удивляют. Например, то, что внутри усадьбы двор был заложен дощатым настилом, включая и скотный двор, но выходила скотина всегда через особую калитку и никогда – через чистый двор. В избах спали на очень узких не передвигаемых лавках – длинной девичьей, парадной красной, мужской – у самого входа, на которую и садиться-то женщинам было зазорно. Современный человек и пятнадцати минут не пролежал бы на таком спальном месте.

На печи спали старики и дети. Печь – центр дома, во всех смыслах. По поверьям, нечистая сила в дом проникала через печку. Поэтому делали 12 куколок, называя их по именам 12 лихорадок – Трясея, Ледея, Огнея и так далее, и развешивали возле печи. Нечистая сила приходила, вселялась в куколку, а хозяева оставались невредимы.

Множество удивительных вещей насобирали музейщики по деревням. Например, большой таз, сделанный из огромного капа – нароста на дереве. Станок, предназначенный для того, чтобы из конского волоса ткать накомарники, называемые здесь «личинами». Самодельные личины были очень популярны у строителей Братской ГЭС.

Накомарник-личина (в центре) плелась из конского волоса. Когда строили братскую ГЭС, работать было невозможно из-за мошки. Строителей ГЭС не спасали заводские накомарники, и они старались купить аутентичные у мастериц, которые плели личины рукодельно на старинных станках. Рядом – коколды, рукавицы эвенков с прорезью на запястье, чтобы вытаскивать пальцы, если нужно стрелять или разводить огонь. С другой стороны – поняга, прообраз рюкзака.
Такие диваны делала в более поздние послереволюционные времена артель деревенских умельцев. Подобная мебель была весьма популярна – деревня начала приобщаться к удобствам, лавки заменялись польскими трофейными кроватями и диванами.
Кузницу конца XIX века перевезли из жигаловской деревни Христофорово, так же, как и мельницу.

Музей все время пополняется новыми экспонатами. На его территории сегодня в полном размере реконструируют Братский острог, от которого остались лишь две старинных постройки – башни, одна из которых находится в «Ангарской деревне». 

Фото автора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру