Даже ФСБ не выяснило, кто обокрал иркутский художественный музей

Фарфоровый иконостас фабрики Перевалова разошелся по частям

В Иркутском художественном музее есть уникальный экспонат, история которого напоминает захватывающий детектив. Это иконостас XIX века от знаменитой фарфоровой фабрики Перевалова -- единственный фарфоровый иконостас в Сибири. Он и сегодня выглядит роскошно и празднично.

Фарфоровый иконостас фабрики Перевалова разошелся по частям
Фото автора

Сиротский заказ

В России мода на фарфоровые иконостасы появилась после войны 1812 года. Победа над Наполеоном привела к росту патриотизма, расцвету ремесел. В то время и появился первый фарфоровый иконостас. Самые первые иконостасы были фаянсовыми. Их производило «Товарищество Кузнецова», которое имело предприятия на всей территории центральной России и в Прибалтике. «В промышленных масштабах» фарфоровые иконостасы в России стали создавать только в 80-е годы XIX века.

Иркутский иконостас был создан в селе Мишелевка (Усольский район) на знаменитом Хайтинском фарфоровом заводе, хозяином которого был Иван Перевалов. Завод в то время процветал, там по приглашению работали мастера Императорского фарфорового завода.

Как рассказала старший научный сотрудник отдела фондов Иркутского областного художественного музея Софья Шемякина, заказ на фарфоровый иконостас поступил фабрике от cиропитательного дома купчихи Елизаветы Медведниковой. Медведникова в девушках была круглой сиротой и удачно вышла замуж за богатого и очень известного в городе купца, торговца пушниной Логина Медведникова. Познавшая тяжелую сиротскую долю, она завещала сыновьям открыть на оставленные ею деньги cиропитательный дом (сейчас это здание аграрного университета на ул. Тимирязева). Вскоре возникла идея создать внутри сиропитательного дома домовую церковь. Тридцать лет собирали на нее деньги. Знаменитый архитектор Жерве создал проект церкви, которую разместили в одном из просторных залов школы, а изготовление главного атрибута – иконостаса поручили в 1890 году фабрике Перевалова.

Фото автора

- На Хайтинском заводе два года создавали десять колонн для иконостаса. Выполнен он в стиле эклектика. В нем традиционные русские орнаменты, такие как плетенка, сочетаются с классическим античным стилем. Сейчас вокруг фарфоровых колонн – бархат, а раньше на этом месте была деревянная резьба. Все деревянное убранство изготовил мещанин Пятидесятников, а для создания икон обратились к выпускнику Петербургской академии Фирсу Журавлеву, который участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве и Смольного института в Санкт-Петербурге.

На главной иконе была изображена Богородица, вокруг – нищие и сироты, которые пришли за благодеянием. Домовую церковь торжественно открыли в 1892 году.

Иконы сожгли, фарфор собрали

Однако в начале двадцатого века произошли глобальные перемены. Первым трагическим событием стала смерть главы Хайтинского фарфорового завода в 1907 году. Когда Иван Перевалов ехал на бричке (вез на завод сусальное золото), на экипаж напали воры и убили Перевалова. После этого на фабрике начался кризис. А в 1917 году прогремела революция и началась уже новая – советская -- история Хайтинского фарфорового завода.

И у сиропитательного дома тоже началась новая история. Домовую церковь превратили в культурный центр, где крутили кино. Иконы в иконостасе сожгли, однако фарфоровое убранство аккуратно собрали в ящики, а в 20-х годах передали в краеведческий музей. Удивительно, но когда иконостас поступил в Иркутский художественный музей, сотрудники заметили, что он сохранился очень хорошо.

- Реставраторы ЦНТИ провели исследование в том помещении, где была расположена домовая церковь сиропитательного дома, и пришли к выводу, что именно там стоял этот иконостас. Они даже нашли одну старушку, которая когда-то училась в сиропитательном доме.

- В советское время вопрос о восстановлении иконостаса не поднимался. Только в 80-е годы, когда отношение к православию, к храмам изменилось, решили приступить к реставрации. В то время еще работал Хайтинский фарфоровый завод, где и планировали реставрировать иконостас. Но вскоре началась перестройка, возникли проблемы с финансированием, и его снова уложили в ящички -- до лучших времен. Потом начались тяжелые 90-е годы, главным было выжить… К восстановлению приступили только в 2016 году, - рассказывает Софья Шемякина.

В Иркутский художественный музей было передано более трех тысяч фарфоровых изделий фабрики. При этом в музее при заводе во времена Перевалова экспонировалось около 11 тысяч образцов западноевропейского, русского и восточного фарфора – такую обширную и уникальную коллекцию собрал во время путешествий Иван Данилович Перевалов.

Пропавшие части

Однако в 1998 году произошло одно любопытное событие. Во время очередной инвентаризации в музее обнаружилась пропажа нескольких деталей уникального экспоната. Но как могла произойти кража? Ведь о существовании фарфорового иконостаса в фондах музея мало кто знал. В музее забили тревогу и обратились в ФСБ. И сотрудники этого ведомства выяснили, что детали иконостаса пропали еще двадцать пять лет назад.

Это усложнило задачу. Но тем не менее через полгода был найден фарфоровый диск, украшенный золотом и эмалью - пропавший элемент декора иконостаса. Он находился у дочери иркутской художницы, которая жила во Пскове. Владелица диска сказала, что купила его на барахолке.

Дочь художницы вначале наотрез отказывалась вернуть его, и только после того как прокуратурой Кировского района Иркутска было возбуждено уголовное дело, деталь иконостаса была изъята и возвращена в музей. Еще одну пропавшую деталь декора принесла неизвестная иркутянка со словами: «Мне ворованного не надо». В общем, украденное вернули в музей.

Восстановление святыни

И вот год назад сотрудники музея достали ящики с экспонатом, распаковали белоснежный иконостас и начали думать, как его восстановить. По словам Софьи Шемякиной, сложнее всего было создать каркас. Общую концепцию поручили разработать известному иркутскому художнику Сергею Элояну. Ему удалось интересно решить вопрос с утраченной деревянной резьбой, в том числе с отсутствием Царских врат. Художник предложил сделать их из узорчатого стекла, а деревянные части вокруг икон и колонн заменить бордовым бархатом. Создание иконной части курировала Ирина Буханцова, заведующая сибирским отделом музея.

Стоит отметить, что в Художественном музее есть фрагменты еще одного фарфорового иконостаса, который сохранился в Иркутской области. До революции он находился в домовой церкви самого Ивана Даниловича Перевалова. Этот иконостас серьезно пострадал во время уничтожения религиозных святынь в годы революции. В музей передано только несколько его частей, которые экспонируются в витрине.

Софья Шемякина, фото с сайта vsp.ru

Экспозицию, в которой находится иконостас, в музее планируют расширить. В соседнем зале будет выставлена продукция Хайтинского фарфорового завода, а также портреты священников и граждан Иркутска XIX века. А еще сотрудники музея надеются, что в будущем появятся финансовые возможности для создания декора из деревянной резьбы вокруг белоснежных колонн, и тогда фарфоровый иконостас приобретет свой первоначальный облик.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: ТАЙНЫ ФАРФОРОВОГО ИКОНОСТАСА

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру