Сможет ли усть-илимский аэропорт стать международным?

Когда-то мог рассчитывать на этот статус, соперничая с Иркутском и Братском

На совещании правительства Иркутской области обсудили выполнение поручения губернатора о реконструкции и развитии усть-илимского аэропорта. Планировалось, что аэропорт войдет в пилотный проект по развитию сети малых аэропортов области. Но глава правительства Руслан Болотов констатировал, что выполнена только часть поручения: «Мы возобновили регулярные пассажирские авиарейсы в Усть-Илимск и на этом остановились». Между тем в северном городе давно мечтают о том, что словосочетание «усть-илимский аэропорт» снова появится в Государственном реестре гражданских аэродромов РФ, а его жители смогут летать на дальние расстояния без утомительных пересадок. Вот только случится ли это?

Когда-то мог рассчитывать на этот статус, соперничая с Иркутском и Братском
Фото: pikabu.ru

Были планы…

Еще к лету 2017-го назначенная администрацией области компания-оператор «Иркутскаэроинвест» должна была разработать дорожную карту строительства аэровокзала в Усть-Илимске. Но не разработала. Эта же компания должна заниматься вопросами, связанными с подготовкой конкурсной документации для создания крупного авиаузла в Иркутской области («Иркутскаэроинвест» создана в марте 2017 г., совладельцы – АО «Новапорт Иркутск» и АО «Корпорация развития Иркутской области»).

В восстановлении усть-илимского аэропорта принимает активное участие Группа «Илим», предприятия которой находятся в Усть-Илимске. В 2016 г. правительство Иркутской области и Группа «Илим» подписали соглашение о социально-экономическом партнерстве, в рамках которого «Илим» запланировал 100 млн руб. на восстановление усть-илимского аэропорта. Как стало известно из достоверных источников, до конца года за счет средств, предусмотренных соглашением, будет приобретен аэродромный топливозаправщик. Далее планируется заказ проекта здания аэропорта вместимостью до 100 посадочных мест. Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта, аэропорту «Иркутск» и АО «Иркутскаэроинвест» поручено подготовить техническое обоснование необходимых мероприятий для полноценной эксплуатации посадочной площадки в Усть-Илимске и ее развития.

Невыгодный сосед

Сегодня мало кто знает, что запущенный в 1980 году усть-илимский аэропорт по техническому оснащению в свое время был лучшим в Восточной Сибири. Сначала оттуда летали АН-24 и ЯК-40 до Иркутска и Братска, в поселки области, в Красноярский край. С 1989 г. из аэропорта регулярно стал летать ТУ-154, из Усть-Илимска на Москву уходило до 11 рейсов в неделю. Помимо прямых рейсов в Иркутск, Красноярск, Новосибирск было много транзитных. Лайнеры из Магадана, Якутска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, летевшие в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Анапу, Волгоград, Киев, Краснодар, Минеральные Воды, садились в усть-илимском аэропорту для дозаправки. Им не надо было делать для этого крюк, например, в Братск, потому что над Усть-Илимском проходит вторая международная авиатрасса. И, в отличие от иркутского аэропорта, над усть-илимским практически никогда не было тумана…

В начале 90-х усть-илимский аэропорт по инициативе Усть-Илимского ЛПК и Усть-Илимского горисполкома начали реконструировать. В 1993 году, когда в стране царила разруха, было введено в эксплуатацию капитальное здание аэровокзала пропускной способностью 450 пассажиров в час: просторные залы ожидания с огромными окнами, широкие лестницы, электронное табло, буфет и – закрытые телескопические трапы, посадка с которых была комфортной даже в минус 40оС. Это из-за них посетившая Усть-Илимск в 1996 г. Ирина Хакамада назвала местный аэропорт «Шереметьево-3». В июне 1994 года аэропорт принял первый Боинг-757. В 1996 г. была удлинена до 3100 метров взлетно-посадочная полоса, построен командно-диспетчерский пункт, сделана резервная линия электропередачи. Через усть-илимский аэропорт летали самолеты крупнейших авиакомпаний. С 1997 г. аэропорт Усть-Илимска был допущен к приему Ан-124 «Руслан» и Ту-204, Ту-204-100. А с 1998 г. ему разрешили принимать Ил-62М – первый советский реактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности. Соответствующие записи были внесены в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации.

Таким образом, к 1998 году усть-илимский аэропорт вполне мог рассчитывать на сертификацию по международной системе классификации аэропортов ИКАО.

-- Мы планировали получить статус международного аэропорта. Планировали организовать таможню, принимать международные рейсы. Провели на предмет этого переговоры с таможенниками и пограничниками, даже подготовили т.н. стерильную зону, - рассказывает депутат Законодательного собрания Иркутской области Анатолий Дубас. В 1990-1997 гг. он возглавлял в Усть-Илимске исполнительные органы власти и имел самое непосредственное отношение к реконструкции усть-илимского аэропорта.

Скорее всего, так бы оно и было. Но грянувший в 1998 г. кризис резко снизил пассажиропоток, в том числе транзитный. У аэропорта стала расти кредиторская задолженность. Летом 2001 года из Усть-Илимска вылетел последний рейс – в Иркутск. В этом же году решением Арбитражного суда Иркутской области на предприятии было введено конкурсное производство. Чуть позже собрание кредиторов передало право управления усть-илимским аэропортом предприятию ООО «Братскавиасервис». А уже в октябре 2001 года собрание кредиторов решает продать Усть-Илимский аэропорт с практически новым оборудованием за… 40 млн. рублей, т.е. за бесценок. 31 декабря 2001 г. усть-илимский аэропорт закрыли.

В следующие пять лет имущество аэропорта продавали частями. Казалось, что инфраструктуру современного авиапредприятия целенаправленно и методично разрушают. В 2006 г. здание аэропорта было передано в управление братской компании, которая тут же сняла оттуда охрану. Аэропорт начали грабить все кому не лень: вывозили бетонные плиты, металлоконструкции, все, что можно было распилить и вывезти. Позже устьилимцы с удивлением «опознавали» бетонные плиты с аэродрома в некоторых вновь возведенных торговых объектах города, гаражах и т.п.

В декабре 2007 г. аэродром усть-илимского аэропорта был исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов. Конкурент иркутского и братского аэропортов перестал существовать.

Второе дыхание?

О том, что усть-илимский аэропорт надо бы возродить, в последние 10 лет говорилось не раз. В 2007 г. о своей заинтересованности в этом тогдашнему губернатору Иркутской области Тишанину сообщало руководство ОАО «ПО «Усть-Илимский ЛПК», рассчитывая на поддержку региональных властей. Запрос, как говорится, остался без ответа.

Интерес к теме региональная власть проявила в 2012 году, уже в лице губернатора Сергея Ерощенко. Летом, во время визита в Усть-Илимск, Ерощенко сказал, что восстановление работы аэропорта возможно при постоянном пассажиропотоке, отметив, что время полета от Усть-Илимска до Москвы почти на час короче, чем от Иркутска… И уже в сентябре тогдашний мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов сообщил, что созданная рабочая группа решила возродить усть-илимский аэропорт для организации (на первом этапе) полетов по местным авиалиниям – Иркутск, Братск, Красноярск и Новосибирск.

Постановлением администрации Усть-Илимска от 11.06.2013 г. № 400 была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие транспортных услуг, предоставляемых населению города Усть-Илимска на 2013-2015 гг.», в которой были расписаны этапы восстановления аэропорта и источники финансирования, а также цели. В частности, было указано, что аэропорт планируется использовать для перевозки не только пассажиров, но также и грузов, почтовых отправлений. Было создано МУП «Посадочная площадка (аэропорт) города Усть-Илимска».

Макет аэропорта. Зал аэропорта в пору расцвета аэроперевозок в Усть-Илимске. фото: photo.sibnet.ru

19 августа 2013 года, после одиннадцатилетнего перерыва, усть-илимский аэропорт принял первый самолет – из Иркутска. А 28 августа начались регулярные авиаперевозки по маршруту «Иркутск -- Усть-Илимск -- Иркутск», которые до марта 2016 г. при субсидировании из регионального бюджета осуществляла авиакомпания «ПАНХ» из Бурятии. Но с конца марта из-за финансовых проблем перевозчика авиарейсы из Усть-Илимска прекратились. К тому моменту у усть-илимского аэропорта имелись пост охраны, небольшой зал ожидания. Все три километра взлетно-посадочной полосы были приведены в порядок. Для обеспечения безопасности полетов были смонтированы средства контроля пассажиров и багажа, электроэнергию предприятие получало от центрального источника – при содействии областного правительства компания ОАО «ИЭСК» подвела к аэропорту две линии электроснабжения… Львиную долю средств на возрождение аэропорта выделила группа «Илим». В 2015 г. компания направила на эти цели 15 млн руб. Для аэропорта были приобретены и установлены мобильные здания поста охраны и зала ожидания, метеорологическое оборудование, авиационная радиостанция.

Чтобы возобновить авиаперевозки из Усть-Илимска, потребовался почти год. С весны 2017 года субсидированные рейсы в Иркутск три раза в неделю выполняет авиакомпания «СиЛА», используя Ан-28, вмещающий 17 человек. Как видим, география полетов осталась весьма скромной, хотя еще в 2015 году говорилось, что летать будут в Красноярск, Новосибирск. Анатолий Дубас, принимающий деятельное участие в реанимации усть-илимского аэропорта, причину таких проволочек видит в некачественной работе областного министерства ЖКХ и транспорта, сотрудники которого, по выражению депутата, «бумажки из кабинета в кабинет полгода носят».

Протокола нет, о перспективах говорить рано

Директор посадочной площадки (она же аэропорт г. Усть-Илимска) Сергей Ванкевич, отвечая на вопрос: «Что вы знаете о перспективах усть-илимского аэропорта?», был немногословен:

- Никакого протокола с совещания правительства у меня нет, поэтому говорить о чем-то рано. Скажу одно: интерес у авиакомпаний к нашему аэропорту есть. С предложениями на нас выходила «КрасАвиа» - предлагала запустить рейс до Красноярска. Но технической возможности обслуживать их борт – Ан-24 – у нас нет. Вместимость этого самолета – 50 пассажиров, они в наши вагончики просто не поместятся. Авиакомпания S7 предлагала рейс до Новосибирска – их самолет мы вообще не потянем, он рассчитан на 70-80 пассажирских мест. Для обслуживания такого количества людей нужен не только аэровокзал большей вместимости, но и диспетчерская, метеооборудование, оборудование для обеспечения безопасности полетов, нужно соответствующе подготовить полосу.

Директора посадочной площадки поддерживает Анатолий Дубас:

--- С начала возрождения усть-илимского аэропорта прошло почти пять лет. За это время заинтересованным сторонам – администрации Усть-Илимска, Группе «Илим» – удалось сделать немало. Но сейчас все упирается в его модернизацию, техническое оснащение – в общем, создание инфраструктуры. Со стороны правительства Иркутской области за это время было организовано субсидирование авиаперевозок, при решении некоторых оргвопросов была оказана помощь. Но в части инфраструктуры не сделано ничего.

Похоже, для развития усть-илимского аэропорта нужны не только деньги и четкий план реанимационных мероприятий. Должна быть еще и политическая воля, и, наверное, федеральная программа развития авиации, учитывающая стратегические интересы отрасли, а не местечковые. Правительство региона говорит о развитии усть-илимского аэропорта в качестве предприятия местной авиации. Говорилось о планах передачи его из муниципальной собственности в областную. Но многие из тех, кто имеет отношение к возрождению усть-илимского аэропорта, склонны считать, что развития в этом случае он не получит вообще. Почему? Потому что вторая международная авиалиния продолжает проходить над Усть-Илимском. И отменить законы конкуренции еще не удалось никому.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: ПОДРЕЗАННЫЕ КРЫЛЬЯ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру