Успокойте души убиенных, приберите их могилы

Власти Приангарья всерьез взялись за реконструкцию мемориала жертвам политических репрессий в Пивоварихе

У мемориала памяти жертв политических репрессий, расположенного вблизи поселка Пивовариха, наконец-то появилось будущее. В настоящее время Ушаковское муниципальное образование передало объект, являющийся памятником регионального значения, на баланс области, что позволит выделять на его содержание бюджетные средства.

Власти Приангарья всерьез взялись за реконструкцию мемориала жертвам политических репрессий в Пивоварихе
Вход на мемориал. Фото Марии Оленниковой irkutskmedia.ru

В планах регионального правительства не только провести благоустройство территории, но и создать единую концепцию развития мемориала, чтобы место упокоения тысяч невинно убиенных жителей Иркутской области стало тем, чем должно быть – страшным уроком для всех нас, который учит, что подобного допустить нельзя. Пока в областную собственность передают лишь 2 га мемориала, но после проведения исследований для определения границ захоронений территория будет полностью передана в оперативное управление «Центру по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области». Сейчас губернатор области Сергей Левченко уже проводит переговоры с потенциальными спонсорами, готовыми помочь региону в обустройстве мемориала.

Впервые с конца 80-х годов прошлого века мемориалом занялись всерьез, здесь начались реальные работы, благодаря чему в регионе должен появиться такой памятник, о существовании которого будут знать по всей стране, а не только родственники репрессированных и захороненных здесь людей. Место захоронения жертв большого террора 1937-1939 годов явление одного порядка с лагерями, в которых погибли миллионы людей, поэтому то, что о мемориале в Пивоварихе знает лишь ограниченный круг людей, даже не несправедливость, а преступление. Мемориал был обнаружен еще в 1989 году, в 1997 году был признан памятником регионального значения, и на этом все работы по приданию ему должного статуса, его обустройству закончились. Поэтому возвращение к этому вопросу единственно правильный и, самое главное, нужный шаг нынешнего правительства Приангарья, которое в отличие от своих предшественников сумело сдвинуть дело с мертвой точки.

Памятник основателю мемориала. Фото Марии Оленниковой irkutskmedia.ru

Запоздалое раскаяние

В силу расположения на территории Ушаковского муниципального образования захоронение, обнаруженное в 1989 году, было поставлено на баланс именно муниципалитета. На содержание мемориала, а уж тем более на проведение дальнейших исследований у местных властей вполне ожидаемо средств не было. Годовой бюджет Ушаковского муниципального образования составляет порядка 40 млн рублей, выделить деньги даже на простую уборку территории практически невозможно. Поэтому все годы, что муниципалитет тянул мемориал, являющийся памятником регионального значения, на своих плечах, здесь удавалось разве что проводить субботники, да и то силами волонтеров. Неудивительно, что долгие годы муниципалитет пытался передать объект в областную собственность, что удалось сделать лишь через 26 лет после создания мемориального комплекса.

– В данный момент мы оформили и передаем в ведение правительства Иркутской области участок около 2 га. Это сделано для того, чтобы у правительства была возможность выделять средства из бюджета на содержание мемориала, его благоустройство и дальнейшую реконструкцию. Главная цель заключается именно в реконструкции, потому что то, в каком состоянии находится мемориал сегодня, недопустимо, – говорит глава Ушаковского муниципального образования Александр Кузнецов. – В бюджете Ушаковского муниципального образования, конечно, денег на проведение этих работ нет. И нужно понимать, что мемориал – это место захоронения жертв политических репрессий, которые проводило государство, и именно государство должно нести ответственность за то, что оно совершило. В свое время государство нашло деньги на патроны, на пули, чтобы убить этих людей, теперь оно должно нести ответственность за содержание мест захоронений. Будет неправильно, если жители муниципалитета будут содержать объект регионального значения.

Сейчас процесс передачи 2 га мемориального комплекса в областную собственность идет, это может занять три-четыре месяца, но есть вероятность, что оформление пройдет быстрее. По словам заместителя председателя правительства Иркутской области Валентины Вобликовой, даже передача такого небольшого по площади земельного участка даст возможность начать работы по благоустройству мемориала, а также начать разработку единой концепции дальнейшего развития исторического памятника.

– Уборка территории мемориала памяти жертв политических репрессий – это только начало той большой работы, которую запланировано провести после передачи части мемориала от Ушаковского муниципального образования в областную собственность, — рассказала Валентина Вобликова. — Это позволит нам привлекать как бюджетные средства, так и средства из внебюджетных источников для дальнейших изыскательских работ. Комплекс будет передан в оперативное управление областному государственному автономному учреждению «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области», которое сможет выставить здесь охрану и начать разработку реконструкции мемориального комплекса, выдержанной в единой концепции, чтобы не было такой самодеятельности, как сейчас, когда люди ставят памятники как на душу придется. Удачные примеры таких мемориальных комплексов есть в соседних регионах, и, возможно, при разработке концепции мы будем ориентироваться на их опыт.

Стена скорби полностью заполнена. Фото Марии Оленниковой irkutskmedia.ru

Чтобы Ушаковское муниципальное образование смогло полностью передать земли на баланс области, необходимо проведение исследований, которые позволят определить точные места захоронений и границы самого мемориала. Проводятся такие исследования специальным оборудованием, без вскрытия земли. Несколько лет назад иркутский политех, к которому обратилось правительство для получения расценок на работы, оценил их в 10-11 млн рублей. Выделить такие средства на исследования из бюджета области сегодня невозможно, но губернатор в настоящее время ведет переговоры с потенциальными спонсорами, способными оказать финансовую помощь региону, отметила Валентина Вобликова. Территории мемориального комплекса будет придан статус мемориального кладбища, который защитит землю от расхищения под застройку.

А в настоящий момент даже без проблем добраться до мемориального комплекса не получится – никакой нормальной дороги туда нет, ехать приходится по проселочной дороге, съезд на которую с Байкальского тракта не сразу и найдешь. Сам мемориал практически незаметен рядом с огороженным колючей проволокой бетонным забором иркутского аэропорта. Даже не верится, что этот скромный уголок леса, вместивший тысячи тел расстрелянных, и есть тот мемориальный комплекс, о котором так любили громко заявлять все те, кто стоял в эти годы у власти. На входе на территорию мемориала установлен забор, стилизованный под винтовки со штыками. Однако забор этот носит лишь символический характер, общая площадь территории, на которой захоронены останки репрессированных, до сих пор не определена. Существует версия, что часть захоронений утрачена безвозвратно в 50-х годах при продлении взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта. На территории мемориала были установлены православный крест, памятник с надписью: «Помни, Родина, нас всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия». С 1992 года началась работа по заполнению портретами репрессированных Стены памяти, верх которой венчает крупная надпись: «За что?». Сейчас она полностью заполнена, портреты теперь прибиты на ближайшие деревья. Постепенно на мемориале также появились католический крест и памятники, да только ставили их родственники репрессированных, лишенные надежды привлечь взоры властей к этой скорбной зоне.

Кому кладбище, а кому лакомый кусок земли

А сами власти если и вспоминали про мемориал, то вовсе не для увековечения памяти жертв террора, а все косясь на тот немалый кусок земли, который отдан под мемориал. Так, в 2007 году новоиспеченный мэр Иркутского района Игорь Наумов предлагал уменьшить площадь мемориала для оформления освободившейся земли под индивидуальное жилищное строительство.

В прошлом году экс-губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко наделал немало шуму прожектом разворота взлетно-посадочной полосы аэропорта на 33 градуса, что приходился ровно на зону мемориала и означал, что останки жертв просто замуруют под слоем бетона, как уже сделали ранее. Вряд ли Сергей Ерощенко ожидал встретить такое сопротивление, которое поднялось в обществе после обнародования его решения о развороте полосы. Пришлось пойти на попятную, заявив, что мемориал никто не тронет. Но вера, что земля, в которой покоятся тысячи тел невинных жертв режима, не станет разменной монетой человеческой жадности, уже была утрачена.

Кстати, на той информационной волне, что поднялась вслед за первыми слухами о развороте полосы, выяснилось, что и Иркутский район от сладких грез о продаже земли мемориала под застройку не отказался – на территории памятника регионального значения вдруг обнаружились 11 домов, и велось строительство еще трех.

Успела попиариться на больной теме и известная бизнес-леди, глава ГК «Фортуна», ныне депутат Законодательного Собрания региона Нина Чекотова. В  предвыборном запале  в 2013 году Нина Чекотова сообщала, что ее компания своими силами восстановит затопленный ров-накопитель №4, проведет благоустройство территории мемориала. Стоит ли говорить, что ров-накопитель №4 до сих пор не восстановлен, а приглядывают за мемориалом лишь общественники?

Таблички с именами убитых. Фото Марии Оленниковой irkutskmedia.ru

Впервые столько народу пришло

Несмотря на то, что территория мемориального комплекса пока не передана в областную собственность, министры не стали откладывать дело в долгий ящик и решили сделать первый шаг по приведению мемориала в нормальное состояние – бросили клич и собрали волонтеров на субботник. Впервые для уборки этой территории съехались сразу более 50 человек – и волонтеры, и представители общественных организаций, и сотрудники региональных министерств.

– Сегодня у меня праздник, что столько людей сюда съехалось, чтобы помочь с уборкой этой территории. Я могу точно сказать, что впервые за все годы, что я работаю в администрации Ушаковского муниципального образования, здесь удалось собрать столько волонтеров и представителей областной власти, – радовался Александр Кузнецов. – Это вселяет надежду, ведь раньше мы привлекали школьный актив, казаков, собирали 10-15 человек и собственными силами наводили здесь порядок, потому что денег из бюджета муниципалитета на содержание мемориала выделить не могли.

Много лет единственные, кому было дело до мемориала и до тех, кто там покоится, были лишь общественники. Только благодаря их стараниям родственники находили захороненных тут репрессированных. Сейчас в планах Иркутского областного отделения Российской ассоциации жертв политических репрессий создать на территории мемориального комплекса либо музей о страшных страницах иркутской истории, либо общую постройку, которую могли бы посещать представители всех конфессий.

– Сюда каждый день приезжают, ищут своих родственников, поэтому обязательно должен быть человек, который сможет рассказать о мемориале, почему это происходило. Так ведь никто и не сказал, почему все это случилось, а об этом нужно говорить и, самое главное, говорить с молодежью. Если бы я не принесла сюда цветы захороненному свекру, не узнала бы, что здесь лежит мой дед, который, как мы думали, пропал в Мондах, когда собирал гербарий, – говорит руководитель регионального отделения Российской ассоциации жертв политических репрессий Нина Вечер. – Недавно я разговаривала с полковником из архивного отдела МВД, она рассказала, что оставшиеся архивы находятся в жутком состоянии – лежат в подвалах, рассыпаются, а денег на оцифровку нет. То есть сегодня мы никак не хотим сохранить правдивую историю, чтобы наша молодежь знала, что происходило в стране. Эту правду, какой бы страшной, горькой она ни была, нужно тащить наружу и искупать вину государства.

Солдаты падали в обморок

Но сами волонтеры, в основном студенты Иркутска, оказавшиеся на мемориале из-за субботника, кажется, не особо и понимали, куда их занесло. Сначала они оживленно бродили по территории, беззаботно смеялись. На вопрос, почему решили принять участие в субботнике, отвечали что-то вроде «решили помочь городу». Другие, подражая Ленину на субботнике, с энтузиазмом тащили бревна. Многие из них оказались здесь впервые. Лишь изредка можно было услышать, как кто-то говорил об историях своих родственников, попавших под жернова чистки, как и миллионы других людей по всей стране. Создавалось впечатление, что для них это все непонятно и не прочувствовано.

– Почти в каждой семье в СССР был свой репрессированный. Когда я впервые здесь оказалась, увидела эти рвы, услышала рассказы о том, что здесь происходило, мне стало не по себе, – поделилась иркутянка Анна Стравинская. – Моих репрессированных здесь нет, наверное, они лежат где-то на других кладбищах, может быть, там за ними кто-то тоже ухаживает. Говорят, что, если при жизни человек ухаживает за неизвестной, брошенной могилой, ему на том свете это зачтется, дай бог, чтобы всем нам зачлось.

До сих пор неизвестно, сколько людей покоится на территории мемориального комплекса. По предварительным оценкам на этой земле может быть захоронено от 17 до 35 тысяч человек. Сказать точнее нельзя, так как часть архивов о репрессированных была уничтожена в советские годы. Из-за этого же не сразу удалось обнаружить и само место массового погребения людей. Поиски начались в 1988 году после постановления Иркутского областного Совета народных депутатов «Об установлении мест захоронений жертв необоснованных репрессий 30-40-х и начала 50-х годов» силами Управления КГБ СССР по Иркутской области совместно с областным отделением организации «Мемориал». Однако обнаружить захоронение удалось лишь в 1989 году благодаря показаниям нескольких свидетелей, которые рассказали, что захоронения производились в лесу, ранее находившемся на территории УНКВД. Там, недалеко от взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта было обнаружено первое место массового захоронения.

По свидетельствам очевидцев, работы по вскрытию могил проводили солдаты-срочники, которые от увиденного падали в обморок и вообще отказывались проводить работы. Из-за суглинистой почвы останки тел разложились лишь частично, на некоторых из них были остатки мягких тканей. Длина рва, в котором были захоронены тела, составляла 33 метра, глубина – 5 метров, а засыпался ров, который становился братской могилой для сотен людей, лишь на 30-40 см. Тела из первого рва-накопителя, всего порядка 400, участники раскопок решили перезахоронить в общей могиле неподалеку от места их обнаружения. Однако когда выяснилось, что рядом с рвом-накопителем расположены еще три аналогичных сооружения, доверху наполненных телами расстрелянных людей, стало ясно, что тревожить останки не следует. Само это место должно было стать страшным напоминанием потомкам.

В ноябре 1989 года состоялось торжественное открытие мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий, в состав которого вошли рвы-накопители и братское перезахоронение тел из первого рва-накопителя.

Можно только надеяться, что всем людям что-то да зачтется за их земные дела – и тем, кто ухаживает за могилами расстрелянных людей, невинных жертв большого террора, и тем, кто несет ответственность за появление этих могил. Поэтому обязанность нынешнего поколения во что бы то ни стало, несмотря на все трудности, перестать просто обещать, а взять и провести исследования захоронений и сделать это местом памяти, наглядной иллюстрацией страшных страниц истории, чтобы души погубленных обрели покой, чтобы место их погребения не было замуровано под фундаментом элитных коттеджей, чтобы не садились на эту землю многотонные самолеты. Не зря на входе на мемориал установлен стенд с надписью: «Люди! Лес этот – бывшая спецзона ГБ-УНКВД. По всей площади во рвах-накопителях, в отдельных ямах сотнями, десятками и по одиночке покоятся останки родных и близких нам людей. Сегодня у них единственный друг – деревья да зеленый ковер из трав и цветов. Берегите их друзей, не тревожьте покой невинно убиенных».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру