Мастер – классы по влюбленности в жизнь

показали на иркутской земле молодые мхатовцы

Новый сногсшибательный проект, отбушевавший в ТЮЗе им.А.В.Вампилова на прошлой неделе, — логическое продолжение счастливых авантюр, которые не устает продуцировать главный режиссер театра петербуржец Андрей Сидельников. Человек, активно интегрированный в макротеатральные процессы, он целенаправленно ведет, чего греха таить, застоявшийся корабль иркутского молодежного театра курсом на магистральные творческие тенденции, актуализирующие взаимодействия и освежающие соблазны.

показали на иркутской земле молодые мхатовцы
Фото Марины Свининой

Новая встряска на старых подмостках

В начале года пыль коромыслом на тюзовской сцене подняла творческая лаборатория «Молодые режиссеры – детям». Как результат в недрах театра вызревают будущие премьеры пяти оригинальных спектаклей от ярких постановщиков Питера, Москвы, Барнаула и Омска. Теперь, в июньские дни иркутского фестиваля «Культурная столица», на тюзовской площадке вновь сенсационный переполох: высадилась шебутная десантная бригада школы-студии МХАТ им.В.И. Немировича-Данченко. Ей хватило двух дней, чтобы основательно встормошить и взбаламутить не только вампиловскую труппу и публику, но и весь иркутский театральный цех, которому давно пора перестать быть местечковым. Иркутск стал первой станцией тура «Молодой МХАТ – Сибири», вместе с ним на контакт со столичными театралами вышел Шелехов. Следом шумные гости отправились в Абакан и Красноярск. Программа тура спрессована и многофункциональна. Она включает мастер-классы сценического ремесла, три экспериментальных спектакля и отбор абитуриентов для поступления в старейший театральный вуз страны.

В боевой состав команды МХАТа вошли студенты третьего курса актерского факультета, пестуемые заслуженным деятелем искусств России, руководителем центра В.Э. Мейерхольда Виктором Рыжаковым. Между гастролями в Витебске и Тамбове, где он занят в качестве актера, к визиту на Байкал примкнул ректор школы-студии заслуженный артист РФ Игорь Золотовицкий. Столичные мэтры подчеркнули, что, несмотря на первый исторический приезд МХАТа в гости к иркутскому ТЮЗу, между нашими творческими «сосудами» есть живое «сообщение». Андрей Сидельников называет себя учеником Виктора Рыжакова, он занят в спектаклях центра В. Э. Мейерхольда. Партнерские и дружеские отношения связывают Рыжакова и Золотовицкого с нашими даровитыми земляками Иваном Вырыпаевым и Светланой Ивановой. Поклоном шелеховской земле назвали мхатовцы свое выступление в городе металлургов, откуда родом один из студентов-гастролеров Сережа Новосад. Москвичи, как и провинциалы, испытывают насущную потребность во взаимном общении, кислородо- и теплообмене, в стимулирующих и плодотворных коммуникациях. «Нам обязательно нужно иметь связующие нити с такими вот дальними, но могучими и богатыми человеческим потенциалом центрами родной земли», — сказал Виктор Рыжаков. Поэтому мост, заложенный между театром Вампилова и МХАТом, нужно строить капитально, кирпичик за кирпичиком умножая череду совместных проектов, исканий, циркуляции смыслов и идей. Для начала организаторы сибирского тура школы-студии МХАТ выразили намерение проводить его в ежегодном режиме.

Фото Марины Свининой

Что же касается первого пришествия в Иркутск прославленной актерской альма-матер, его гуманитарную, эмоциональную и экзистенциальную ценность трудно переоценить. Избранники – представители театральной среды, иркутской интеллигенции, кому посчастливилось поучаствовать в креативном контакте, получили мощную прививку непритворных, высокопробных переживаний.

Свежее дыхание

На мастер-класс, который объявили мхатовские птенцы, возник ажиотажный спрос. Не только артисты ТЮЗа, но и служители Мельпомены из других, даже любительских театров, режиссеры и театральные критики, студенты театрального училища и самые любопытные из журналистов валом валили в нерезиновый зал. Не ожидавшие такого напора хозяева площадки умудрились все-таки разместить всех желающих. Судя по отзывам, никто не остался разочарован.

— Что, в самом деле было чему поучиться у московских школяров, к примеру, вам, опытной, состоявшейся актрисе? – спрашиваю у одной из ведущих «вапмиловок» Марины Егоровой.

— Еще как было! – отвечает Марина. – Я в восторге от мастер-класса, вообще от ребят, от того заряда, которым они щедро делились. Вообще-то, в каких-то моментах они еще дадут фору иным профессионалам. Особенно по концентрации искренности – самого дорогого, что составляет зерно нашего ремесла. Они обрушили на нас такую лавину свежего дыхания, здоровой, молодой жажды жизни, творчества, жажды показать себя, быть понятыми в тех высказываниях, которые они ощущают насущными, жгучими, жизненосными. Я смотрела фрагменты из «Шума и ярости» Фолкнера и поражалась не просто глубине постижения, но, что еще важнее, кристальной актерской самоотдаче, пониманию сверхзадачи профессии, которая ничего общего не имеет с искушением любоваться собой. У ребят в этом смысле незамутненная энергетика, хотя гастрольная биография уже завидная, нет никаких признаков отяжеления успехом. А вот окрыление – непобедимое просто. Они выкладываются, отдают себя с горячим сердцем, поэтому им и удается так растормошить душу зрителя. Браво педагогу Виктору Анатольевичу Рыжакову. Чувствуется, что это подвижник, настоящий отец курса, создавший умную, тонкую, требовательную и развивающую атмосферу семьи для своих учеников. Он привил им бесценное стремление видеть, слышать и доносить человеческую душу. Это то, ради чего и живет театр во все времена. Эту человеческую ноту в каком-то неискаженном, «первом прочтении» они уже умеют транслировать. Я получила огромное удовольствие, а вместе с тем и чувствительный шлепок под зад, добрый такой, терапевтический. И еще – колоссальный глоток надежды. Рано сдуваться, нельзя затухать. Профессия-то вечная, потому что вечна душа…

Студенты не только показывали артистические фрагменты. Они поделились вкратце своей творческой кухней. Рассказали, например, как на праздники выходят гулять по Камергерскому переулку, где проживает многоуважаемый МХАТ, и поют задушевные песни. Поют так заразительно и любовно, что прохожие, забыв про кафе и магазины, поневоле следуют за стайкой театралов куда глаза глядят, подпевая, мечтая, настраивая сердца на любовь.

Вот и к нам в Иркутск добрались эти юные провокаторы сердечных волнений. Чтобы обновить, активировать, возбудить неистребимый театральный вирус, чтобы завлечь, повести в глубинные дали аргонавтов, готовых откликнуться на зов творческих приключений.

Фото Марины Свининой

Без вины виноватая старость

Именно такое творческое приключение представил собой показанный в Иркутске сценический опыт под названием «Несовременный концерт». Он сложился в итоге студенческого задания, результаты которого копились, оттачивались и анимировались на протяжении трех лет обучения. В общем, нам предъявили живое порождение курсовой экспериментальной лаборатории. Предметом исследования для только что поступивших в школу-студию «желторотых» юнцов их гуру Виктор Рыжаков назначил… старость. Причем не просто возраст, который политкорректно называют преклонным или солидным, а откровенную зиму человеческой жизни, которая наступает за 80-летним рубежом. Ребята должны были познакомиться с людьми от восьмидесяти и старше, выспросить у них как можно больше об их биографии, провести с ними десятки долгих часов, узнать, чем живут и дышат старики сегодня, о чем запоздало жалеют, чем тяготятся, чего стыдятся, чем согреваются и утешают себя. Эти факты и наблюдения и должны были по замыслу педагога и режиссера стать материалом для отважных актерских проб студийцев. Это была не только попытка овладеть навыками изображения внешних примет старости. Главное, что было ценно для Виктора Рыжакова, а после стало ценно и для всех участников смелого искуса, — это продвинуться насколько возможно вглубь психологического феномена глубокой старости, уловить, ощутить и попробовать выразить, что остается неистребимо живым в человеке на пороге смерти. «Что на поверку остается у человека в самом конце?» — такой вопрос задал куратор своим будущим артистам и самому себе, предлагая разными сценическими инструментами «препарировать» старость.

Но препарирования не случилось. Произошло что-то гораздо более бережное и гуманное, человечное и просветленное. Юные артисты смогли осторожно и трепетно примерить на себя сегодняшних, полных жизни и огня, неуловимую магию прощальной любви к жизни, возвышающее смирение перед неизбежной немощью, кротость безраздельного одиночества, достоинство тихого, безропотного принятия потерь. Не обошлось, конечно, без доброго сыновнего комизма и нежной пародийности, без грустной сострадательной улыбки. Но все же мудрое понимание преобладало. Щемящая сцена, когда абсолютно одинокий старик кормит хлебом голубей – и это единственная для него роскошь общения, когда звучит гениальная песня Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского «Между мною и тобою гул небытия» — эта сцена стоит целого шекспировского «Короля Лира». Гул небытия, звенящий между глубоким стариком и жизнью, когда-нибудь услышит каждый из нас, каждый из нас бессилен его предотвратить. Но сохранить и в этот час нежную, ни в чем не обвиняющую благодарность к жизни, к неумолкаемому шуму ее неисчислимых крыльев, возможно, высшее достижение человеческого духа.

Фото Марины Свининой

Зов кипучих глубин

Мимолетные, как танец шаровой молнии, гастроли умчались дальше. Озоновый след остался. Его подвижный люминисцент оседает в пространстве зала, на палубе сцены, которая все еще слегка покачивается, грезя о новых творческих плаваниях. Этот заряженный воздух, этот упругий ветер вдохновения не может, не должен растаять втуне. На вызов залетных умельцев надо отвечать. Своими, самостоятельными, «чумовыми», сносящими крышу постановками, невероятностями и сенсациями. Все к этому готово: паруса творческого азарта напружинены, бывалая матросская команда – в бесстрашном возбуждении, есть испытанный, молодой и дерзкий капитан, а главное – нетерпеливые пассажиры-зрители, требующие немедленного старта в новизну и кипучие глубины. Маршруты первопроходцев ждут героев и побед новой тюзовской одиссеи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру