Путь к тайне Григория Чуйко

В Нижнеилимской тайге найдены фрагменты самолета легендарного летчика

Участники поисково-спасательной экспедиции «Вахта памяти» нашли под землей два фрагмента из дюралюминиевого металла, предположительно используемые в самолетостроении. Артефакты были обнаружены на горе Белый камень в Нижнеилимском районе, где во время Второй мировой войны предположительно упал самолет Р-39 «Аэрокобра» №220519, на борту которого на момент крушения находился капитан ВВС Красной армии Григорий Чуйко. Тело погибшего Григория Чуйко найдено не было, а подробности его таинственной гибели остались не раскрытыми за неимением доказательств.

В Нижнеилимской тайге найдены фрагменты самолета легендарного летчика
Найденные в ходе экспедиции фрагменты. Фото автора.

Группа неравнодушных энтузиастов в Приангарье решила, во что бы то ни стало отыскать место упавшего самолета и гибели Григория Чуйко. Поэтому они отправились в сибирскую тайгу и обследовали 60 км тайги. Известно, что удача сопутствует смелым, поэтому экспедиторы нашли долгожданные зацепки. По словам начальника Чунского авиаотделения ОГБУ «Иркутская авиабаза», руководителя экспедиции Александра Плеханова, обнаруженные фрагменты пройдут специальную экспертизу во Всероссийском институте авиационных материалов в Москве.

«Самый первый фрагмент был найден в 2013 году, когда во время тушения пожара специальная бригада начала окапывать территорию и наткнулась на осколок. Это и подтолкнуло нас начать серьезную экспедицию, - отметил Александр Плеханов. – В этом году в период нашей экспедиции с 30 сентября по 6 октября мы нашли еще два фрагмента».

В годы второй мировой войны через территорию Иркутской области по маршруту Якутск-Киренск-Красноярск проходила воздушная трасса Аляска-Сибирь, по которой советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР. Всего по ленд-лизу из США было поставлено 14 тыс. 795 самолетов, из них по трассе Аляска-Сибирь советские летчики перегнали своим ходом около 8 тыс. самолетов. Во время перелета происходили непредвиденные поломки и катастрофы. Самолет «Bell Р - 39 Airacobra» — это последний не обнаруженный истребитель из потерпевших крушение в время перегона истребителей из США в Советский Союз в 1943 году по секретной трассе «Аляска — Сибирь» из Френкеля в Красноярск.

Поисково-исследовательская экспедиция приучена к 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которая будет отмечаться 9 мая 2015 года.

В состав поисковой группы вошел 31 человек — это работники Иркутской авиационной базы охраны лесов, представители федерального бюджетного учреждения «Авиалесоохрана» Москвы, представители администрации района, сводный отряд ГУ МЧС Иркутской области и инициативная группа жителей поселка Чунский. Самому молодому участнику экспедиции 24 года, а самому старшему 63.

«В экспедиции приняли участие люди разных возрастов, профессий и жизненных взглядов. Нам необходимо было создать единый слаженно функционирующий организм, который желает достичь общей цели. Это было самым трудным, но нам это удалось, — рассказал Александр Плеханов. — И когда на пятый день экспедиции мы наконец нашли долгожданные объекты, у всех до одного возник такой прилив радости и гордости, что нам удалось это сделать, мы смогли! С боевым настроем мы были готовы двигаться дальше, но тут нас подвела погода, пошел мокрый снег с дождем, и нам пришлось прервать наш путь и вернуться».

Обеспечивал организацию жизнедеятельности всей поисковой группы, а также организовывал проживании и питание на время всех поисковых работ отряд МЧС.

Между тем Александр Плеханов отметил, что с финансированием экспедиции возникли небольшие проблемы. «Значимую поддержку в размере 30 тыс. рублей нам оказал мэр Чунского района Валерий Тюменцев и депутат Законодательного собрания Наталья Дикусарова. На эти деньги мы купили продукты и необходимое топливо, — рассказал руководитель. — Нам не помешала бы поддержка областного правительства и любой вертолет на два дня. Ведь мы занимаемся, действительно, важным и серьезным делом».

Все участники экспедиции единогласно решили в апреле следующего года начать организационную подготовку ко второму походу, и в августе отправиться в лес для дальнейших поисков потерянного самолета, чтобы увековечить память о легендарном летчике Григории Чуйко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру