Экстремальный сплав

Группа путешественников решила покорить весеннюю Лену в невероятно сжатые сроки

В День Победы, 9 мая, шесть участников экспедиционной группы «Разбушлат» отправились в уникальное путешествие по одной из крупнейших российских рек — Лене. Они решили пройти ее от истока до устья за 40 дней. Путешественники утверждают, что до них еще никто не покорял Лену за один поход. Свой «вояж» смельчаки решили совершить на трех лодках с моторами, которые были созданы известными производителями специально для этой цели. Путешественники будут буквально жить в лодках, добывая себе пропитание охотой и рыбалкой. Всего им придется пройти около семи тысяч километров по реке, где начался ледоход. Этот маршрут станет самым сложным и протяженным для группы опытных путешественников. Однако вызов природе и собственным силам для них уже давно стал образом жизни. 

 — Мы будем есть и спать на воде. Это рекордный маршрут. Лену никто не проходил от начала до конца за один раз, — говорит участник группы, видеооператор Сергей Шинкарев. — Однажды одна группа из Якутска пробовала это сделать, но у них маршрут растянулся на шесть лет, и они шли с перерывами, а за 200 км до Тикси они утопили лодку, их чудом спасли.

Участники группы «Разбушлат» прибыли в Иркутск 8 мая. Отсюда они на следующий день отправились по Ангаре до Байкала, а оттуда должны спустя несколько дней через один из истоков уйти в реку Лену. Финишем маршрута должен стать поселок Тикси в Булунском Улусе Республики Якутии, до которого придется добираться около 5 тыс. км. Однако на этом путешествие не закончится: в Тикси негде оставить лодки и моторы, поэтому участникам группы придется вернуться на них в Якутск, а это еще около 1,7—1,8 тыс.км.

Такое масштабное и рискованное путешествие, конечно, не первое на счету участников группы «Разбушлат», они уже покорили такие реки, как Волга и Алдан.Тяга к походам у них с детства. По словам одного из участников группы Дмитрия Олейника, костяк группы родом из Якутии, и они знакомы друг с другом с детства. «Мы учились в одной школе, а после выпуска поразъехались кто куда. Прошло время, и всех нас стало тянуть на родину, — рассказал Дмитрий Олейник. — Еще двое наших ребят примкнули позже, они из Адыгеи».

Профессиональными путешественниками члены группы себя не считают и утверждают, что их повседневная жизнь похожа на тысячи других обычных жизней. Тем не менее каждый из них имеет необходимый в путешествиях опыт — кто-то увлекается горным или водным туризмом, другие — сплавом по рекам, охотой, проведением трофи-гонок. А вот в повседневной жизни один из них генеральный директор компании, другой — контент-менеджер сайтов, третий занимается продажей запчастей. Во время путешествий у них также существует «профессиональное» разделение: видеооператор, оператор, механик, врач.

На подготовку к экспедиции по Лене ушло около года. За это время для путешественников были созданы специальные лодки. «У нас три лодки, сделанные специально для нашей группы на основе стандартных моделей известными санкт-петербургскими судостроительными заводами, — рассказал руководитель группы Андрей Текуцкий. — Руководители этих заводов так же, как и мы, болеют путешествиями, но не могут позволить себе участвовать в них. Зато они готовы предоставлять нам оборудование, вкладывая свои средства. Кроме того, для них это прекрасная возможность испытать свою продукцию, потому что в таких тяжелых условиях они никак не могут проверить их. А найти тех, кто согласится на такую авантюру, при этом проверенных, надежных людей, не так-то просто».

Моторы путешественникам также предоставляют партнеры-производители. Это новая для России линейка продукции, и производители также хотят испытать их. «Недавно у нас была встреча с представителями производителей, и один из них честно сказал нам, что ни один мотор в мире не рассчитан на такую нагрузку, какой собираемся подвергнуть их мы, — заметил Сергей Шинкарев. — Мы, так или иначе, в этих экспедициях теряем свое здоровье, личные финансы, теряем заказы по работе, вынуждаем своих партнеров искать других исполнителей. Те, кто предоставляет нам лодки, моторы, другое оборудование, — прагматики. Производители готовы вкладывать свои средства, потому что понимают, что наша жертва несоизмеримо больше».

Говоря об основных опасностях, с которыми предстоит столкнуться, участники экспедиции в первую очередь указывают на непредсказуемость погоды и природы в целом.

— Основные опасения вызывает финиш. Уже ближе к устью Лены, чтобы добраться до Тикси, нам придется пройти через Быковскую протоку — это единственный путь. Однако она может быть забита льдом, и тогда нам придется высаживаться на берег и ждать, — рассказал Сергей Шинкарев. — Иногда складывается так, что первые суда в этом месте проходят в июле, но так долго ждать мы не сможем. Однако отложить эту экспедицию на лето тоже нельзя.

Путешественники объясняют, что именно сейчас условия на Лене наиболее благоприятные — нет так называемой черной воды.

— Мы пытаемся протиснуться в игольное ушко: идем сразу за льдами, но до большой воды, — пояснил Андрей Текуцкий. — Потому что идти в черной воде очень страшно и рискованно, она мутная, и в ней не видно поднятых со льда льдин и другого мусора. Кроме того, темная вода лишает нас возможностей для рыбалки и подводной охоты.

— В процессе подготовки нам пришлось стать специалистами по гидрологии, чтобы разобраться, как вскрывается лед на Лене, — рассказал Сергей Шинкарев. — Одно дело — посчитать, как вскроется река протяженностью 500 км, и совсем другое — предсказать, как поведет себя Лена, у которой более 20 крупных притоков, а мелкие никто никогда и не считал даже. Когда мы начнем сплав по Лене, река будет чистой, мы будем догонять льды. Но потом вскроется ее приток Витим, он выплюнет в нее еще немного льда, который уже будет догонять нас.

Некоторые из остановок также могут представлять опасность. Так, путешественникам предстоит остановиться на так называемом Берегу бурых медведей. «Концентрация медведей там 16 взрослых особей на 1 км берега, — говорит Дмитрий Олейник. — Это самая высокая концентрация медведей в мире».

Подстраховка на случай непредвиденных ситуаций у экстремалов есть. С собой у них специальный маячок, который с помощью спутниковой связи каждые десять минут сообщает на специальный интернет-сайт информацию о местонахождении группы. На приборе также существует кнопка SOS, с помощью которой можно отправить на определенные номера смс-сообщения с просьбой о помощи. Кроме того, во время заправок, которых запланировано 13 в крупных населенных пунктах, участники группы планируют размещать краткую информацию, а также фотографии на своем интернет-сайте. Поэтому родные путешественников и просто заинтересованные могут следить за их перемещением.

Если повезет с погодой и нигде не придется задерживаться, закончить свою экспедицию путешественники планируют в июне. Однако вряд ли следующий поход заставит себя долго ждать.

— Для меня это и реализация творческих планов, хочу создать фотоальбом о реке Лене, показать ее как живой организм. Конечно, пройти через все это физически — это тоже определенное личное испытание, — поделился участник группы, фотограф Артур Лаутеншлегер.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру