Нестандартное решение

Отходы БЦБК ученые предложили использовать для строительства дороги

Сибирские ученые предложили использовать отходы, накопленные в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, для реконструкции трассы М-55 от Слюдянки до Улан-Удэ, где планируется убрать серпантин, заполнив шлам-лигнином низкие формы рельефа. Министерство природных ресурсов и экологии РФ уже объявило о проведении открытого конкурса на разработку проекта ликвидации отходов БЦБК, победитель которого должен будет найти лучший метод для утилизации скопленных в картах на берегу Байкала отходов. Согласно условиям конкурса подрядчик проведет инженерные изыскания и разработает проектную документацию, на основании которой в дальнейшем будет ликвидировано негативное воздействие на окружающую среду. Всего в рамках федеральной целевой программы по защите озера Байкал планируется выделить 2,9 млрд рублей для утилизации и на проведение рекультивации карт шламонакопителей. Однако ученые заявляют, что можно значительно сэкономить.

— Данная идея родилась в результате анализа сложившейся ситуации, зачем тратить 3 млрд рублей, когда можно сэкономить значительные средства, - рассказал член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, сенатор от Республики Бурятия, более двадцати лет возглавлявший Байкальский институт природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов. — Обсушив данные отходы, изолировав их от атмосферной влаги, и после отведения воды смесь можно будет закладывать в любые формы рельефа, в том числе для того, чтобы поднять этот участок дороги.

По информации самого комбината только с 1966 по 1979 год на картах, занимающих территорию площадью 175 га, было складировано около 6 млн тонн шлам-лигнина. Кроме того, за 46 лет деятельности предприятия накопилось около 3 млн тонн золы. Специалисты отмечают, что процесс ликвидации отходов может занять не менее четырех лет. По словам сенатора, у российских ученых уже есть наработки по сушке шлам-лигнина искусственным путем и с помощью сорбентов. Арнольд Тулохонов отметил, что он уже обратился с таким предложением к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко и в Министерство природных ресурсов и экологии России, но ответа пока не получил.

— Строительство эстакады в Слюдянке уже началось, в дальнейшем решится, будет ли это объезд под мраморным карьером или пятикилометровая эстакада над городом, на предпроектные работы выделено около 34 млн рублей из федерального бюджета, – рассказал сенатор. – В дальнейшем планируется проводить работы по выпрямлению дороги от Слюдянки до Улан-Удэ, чтобы убрать серпантин, здесь как раз и можно использовать обработанный шлам-лигнин, заложив его на низких участках рельефа, чтобы поднять дорогу. Следующим этапом является ликвидация самого сложного на этой дороге участка на перевале Мандрик в Бурятии, планируется построить там автомобильный туннель.

Сейчас дорожники уже приступили к разработке проекта реконструкции автодороги. Сенатор отметил, что с его стороны, это только идея, а разработкой такого проекта утилизации отходов БЦБК может заняться организация, которая выиграет открытый конкурс Минприроды.

В пресс-службе Минприроды РФ рассказали, что начальная цена контракта в рамках конкурса на разработку проекта ликвидации отходов комбината составляет 138 млн 906 тыс. рублей. Заявки на участие принимаются до 28 мая 2013 года, они будут рассмотрены до 31 мая, а на 5 июня запланировано заседание комиссии, осуществляющей оценку и сопоставление заявок в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены в информационной карте конкурса.

Идея сенатора от Бурятии интересна и неординарна, но вероятность ее воплощения в реальность маловероятна, поскольку история с конкурсами на утилизацию отходов комбината довольно запутанная и мутная. В ноябре 2012 года Минприроды РФ уже проводило подобный конкур, тогда победителем стало московское ЗАО «Спецгеоэкология». Всего на конкурс подавали заявки пять компаний: ЗАО «ДАР/ВОДГЕО», ЗАО «Фирма СЭНС», ООО «ВЭБ Инжиниринг», ФГУ «ГосНИИЭНП» и ЗАО «Спецгеоэкология». В федеральном бюджете в 2012 году было предусмотрено 111,5 млн рублей в рамках реализации мероприятий программы по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности ОАО «Байкальский ЦБК». Однако ООО «ВЭБ Инжиниринг» обжаловало результаты конкурса, и их отменили, поскольку были выявлены нарушения условий конкурса выигравшей организацией.

Еще раньше Минприроды организовало конкурс на проведение инвентаризации объектов Байкальских природных территорий, на которых накопились отходы, в том числе от деятельности БЦБК. Работы проводило ОАО «Сибгипробум», на подряде у которого находились Лимнологический институт СО РАН и институт селезащиты с Кавказа. Причем Минприроды все еще не выплатило деньги за эту работу. Как рассказал заместитель директора по инновационной деятельности Лимнологического института Виктор Минаев, только через суд удалось обязать министерство расплатиться по долгам. «В начале апреля Арбитражный суд Москвы принял решение в нашу пользу, однако в Минприроды нам сказали, что денег нет, и теперь по исполнительному листу должен оплатить Минфин», - поделился Виктор Минаев.

По его мнению, вывозить шлам-лигнин с мест его захоронения слишком затратное предприятие. Лимнологический институт предложил свой проект, который предусматривает осушить карты, воду пустить на очистные сооружения БЦБК, а отходы захоронить в твердом состоянии здесь же на берегу Байкала. По мнению Виктора Минаева, в таком виде они будут безвредны, а сверху на захоронении можно будет даже что-то построить. «Минприроды же предлагает вывезти все отходы, причем это очень затратный вариант, - рассказал Виктор Минаев. - Для этого необходимо произвести вагоны для перевозки этой грязи, потому что таких не существует, подвести железную дорогу к картам, построить погрузочный комплекс и сделать дорогу до полигона». Как бы там ни было, в рамках объявленного конкурса должны быть рассмотрены три метода утилизации отходов БЦБК.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру