Кожа да кости

остались от крупного мясокомбината в Братске

Новосибирское ООО «Сибмет» подало в Арбитражный суд Иркутской области иск с требованием признать банкротом некогда успешное предприятие Братска ОАО «Мясоперерабатывающий комбинат «Падунский». О том, что на заводе, входившем в число крупных сельскохозяйственных производителей региона, начались проблемы, заговорили осенью прошлого года после того, как продукция «Падунского» стала пропадать из торговых точек Братска, в результате чего поползли слухи о задержках зарплаты на предприятии и о массовых увольнениях работников. Власти города пока не обозначили свою позицию относительно будущего этого предприятия. Между тем, в кулуарах появилась версия, что заинтересованность в нем проявляет депутат регионального Заксобрания, до недавних пор известный предприниматель, а ныне главврач Горбольницы №2 Александр Гаськов.

остались от крупного мясокомбината в Братске

По информации Арбитражного суда Иркутской области, заседание по проверке обоснованности заявления ООО «Сибмет» о банкротстве «Падунского» назначено на 4 февраля 2013 года. «В порядке подготовки дела к судебному разбирательству некоммерческому партнерству «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Континент» необходимо представить информацию о соответствии предъявляемым требованиям арбитражного управляющего Сартакова Сергея Геннадьевича», — говорится в материалах суда.

Выяснить обстановку на предприятии у его руководства сегодня не удалось. В приемной комбината корреспонденту «МК Байкал» заявили, что генеральный директор Галина Елисеева находится в командировке. В тоже время одна из сотрудниц сообщила, что в настоящее время завод ничего не производит. Но собеседница подчеркнула, что это временно, отказавшись назвать причины простоя и уточнить, сколько времени комбинат в нем находится.

Впрочем, хорошо информированный источник, некогда близкий к предприятию, отметил, что оно может простаивать в связи с тем, что у него, скорее всего, истек срок действия документов, разрешающих использование аммиака для поддержания температуры, необходимой для хранения сырья и продукции. «Лицензию на аммиачный цех «Падунский» получал в 2008 году сроком на пять лет, то есть осенью 2012 года она могла закончиться, — говорит источник. — Между тем, аммиачный цех — это сердце комбината. Если он не работает, значит, отсутствуют температурные условия, следовательно, стоит производство».

Вместе с этим стало очевидно, что у «Падунского» появились и финансовые проблемы. Слухи о том, что комбинат, созданный в 1998 году, попал в кризисную ситуацию, активно стали муссироваться в сентябре прошлого года. Тогда многие горожане заметили, что ассортимент продукции местного производителя на прилавках весьма оскудел. Кроме того, в Братске заговорили о массовых увольнениях людей с комбината. Руководство предприятия тогда всячески старалось избегать общения с прессой.

Работница предприятия в разговоре с корреспондентом «МК Байкал» сегодня в категоричной форме заявила, что никакого сокращения персонала нет. А по неофициальной информации, руководство комбината предложило работникам увольняться по собственному желанию.

Наличие проблем на предприятии подтверждает и другой факт — в картотеке дел иркутского арбитража помимо иска «Сибмета» нашлись материалы еще по 11-ти производствам против мясокомбината. Это заявления кредиторов с требованием погашения долгов. Суммы, которые фигурируют в исках, колеблются от нескольких тыс. рублей до миллионов.

По мнению источника «МК Байкал», знакомого с ситуацией на предприятии, причины его плачевного состояния могут крыться еще в 2009 году, когда начались разногласия между тогдашним директором ЗАО «УК «Кормовец» Александром Шапошниковым и акционерами, среди которых, по словам собеседника — «лица, хорошо известные в политических и криминальных кругах».

Дело в том, что по инициативе Александра Шапошникова в 2005 году был образован аграрно-пищевой комплекс «Кормовец», объединивший несколько предприятий — по выращиванию кормов, выращиванию скота и птицы, производству молока, мясной продукции, а также включивший в себя торговые точки. То есть по замыслу Шапошникова предприятие должно было само вырабатывать для себя сырье и организовать сеть сбыта готовой продукции. Иными словами, предполагалось, что «Кормовец» станет самодостаточным сельскохозяйственным холдингом. Для Иркутской области это было тогда уникальное производство.

Однако после того, как в 2009 году федеральное правительство, пообещав финансовую помощь сельхозпроизводителям, не выполнило взятых на себя обязательств, и «Кормовец» не получил обещанных трех десятков миллионов рублей по программе поддержки аграриев, акционеры группы компаний почему-то сочли нерациональным существование холдинга и решили его раздробить, сделав входившие в него предприятия самостоятельными.

— Разделения не должно было быть, — уверен источник. — Когда предприятия работали в структуре одного холдинга, проблемы были общие и казались не такими тяжелыми. А когда произошло разъединение, для большинства из них эти проблемы стали губительными.

Так, по словам собеседника, если в 2009 году мясокомбинат производил до 800 тонн продукции в месяц, то после «реформы» объемы упали до 150-200. По неофициальной информации, в последнее время они не достигают и 70 тонн. Если в лучшие годы «Падунский» находился на четвертом месте по объему выработки мясопродуктов в Иркутской области после мясокомбинатов «Ангарский», «Иркутский», усольского мясокомбината и СХАО «Белореченское», а на рынке Братска его доля составляла практически 50%, то сейчас этого сказать нельзя.

Между тем, власти Братска свою позицию по поводу обстановки на мясокомбинате, некогда обеспечивавшего работой порядка 500 человек, пока не обозначили. До мэра города Константина Климова сегодня дозвониться не удалось. Его телефон был недоступен. Депутаты местной думы либо также не отвечали, либо были не в курсе ситуации.

Однако источник в администрации Братска сообщил, что мэрию, безусловно, волнует обстановка на крупном предприятии города, ведь в случае негативного развития событий, во-первых, появятся безработные, во-вторых, непонятно, как будет утилизироваться аммиак, который использовался на производстве, а для Братска экологические вопросы весьма актуальны. С другой стороны, власти не могут вмешиваться в работу частного предприятия, а в администрацию из «Падунского» с просьбой оказать какую-либо поддержку пока никто не обращался.

На этот счет удалось выяснить мнение депутата Заксобрания Приангарья Александра Гаськова — бывшего предпринимателя, владевшего в Братске коммунальным бизнесом, а сейчас возглавляющего горбольницу №2. Слухмейкеры утверждают, что он присматривается к мясокомбинату, и ситуация может развернуться так, что предприятие окажется в сфере его интересов, как это произошло, по некоторым сведениям, с братской агрофирмой «Пурсей». Впрочем, Александр Гаськов опроверг интерес к «Падунскому».

Вместе с этим он усомнился в том, что владельцам мясокомбината удастся спасти предприятие, даже если они захотят это сделать. «В Братск зашли сильные производители из других регионов. Конкуренция высокая. Чтобы вывести из кризиса местный бренд, нужно приложить колоссальные усилия, — отметил депутат. — Но я думаю, что акционерам это вряд ли удастся сделать».

Редакция «МК Байкал» будет следить за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру