— БЦБК будет закрыт, но этот процесс должен проходить без социальных потрясений и ущерба для работающих на комбинате людей. На это, а также на развитие Байкальска направлены действия властей и «Внешэкономбанка», — подчеркнул губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. — Мы не допустим того, что происходило в Байкальске несколько лет назад, когда закрылся комбинат, люди оказались без работы и не понимали, что их ждет завтра. Сейчас идет планомерная, системная работа. Каждый должен понимать, где он будет работать и какие деньги получать. У людей должна быть уверенность в завтрашнем дне.
Финансировать проблемный комбинат на время решения вопроса о создании замещающего производства будет «Внешэкономбанк», который, как стало известно, откроет для БЦБК беззалоговую кредитную линию. Такое решение принято на федеральном уровне, но размер кредита пока не озвучивается. Средства пойдут на то, чтобы обеспечить производство сырьем, химикатами, а ТЭЦ БЦБК — топливом, ведь от ее функционирования зависят многие объекты городского хозяйства. Так, летом этого года город полмесяца жил без горячей воды, которую комбинат отключил из-за долгов коммунальщиков за поставляемые Байкальску теплоресурсы.
Также сообщается, что «Внешэкономбанк» для стабилизации и разрешения ситуации на Байкальском ЦБК выразил готовность подключить к решению проблемы свои дочерние структуры — ООО «ВЭБ инжиниринг» и ОАО «МСП Банк», которые будут поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства на территории Слюдянского района и города Байкальска.
Известно, что кредитные ресурсы пойдут и на индексацию зарплаты работникам комбината, чего они добиваются уже продолжительное время, и недавно даже решились на забастовку. 22 октября этого года сотрудники варочного цеха БЦБК отказались работать, требуя прибавки. По словам бастующих, у большинства сотрудников комбината зарплата не превышает 12 тыс. рублей. Акцию протеста поддержали более 500 человек с других производств. Руководство самого предприятия отрицало факт официальной забастовки, представив это так, что несколько человек отказались от исполнения своих обязанностей. Кроме того, руководство предприятия заявило, что у БЦБК, находящегося в банкротстве, нет финансовой возможности поднять зарплату на 30%.
Утром того же дня в Байкальск срочно выехал первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков. После переговоров с ним трудовой коллектив комбината согласился прекратить забастовку и запустить технологическую цепочку БЦБК. Но при этом бастующие заявили, что если к 29 октября — моменту принятия правительством РФ решения о дальнейшей судьбе БЦБК — не будет проведена индексация зарплаты, они вновь начнут акцию протеста.
Однако ни 29 октября, ни после федеральные власти не дали ясного ответа по вопросу будущего БЦБК. Тогда на совещании с участием Владимира Пашкова, работников и руководства комбината было принято решение о создании рабочей группы, которая должна будет решить коллективный трудовой спор на предприятии. Работники БЦБК планировали 28 ноября вновь начать забастовку, в случае, если до этого дня не будет решена проблема.
Наконец, 27 ноября стало известно об участии «ВЭБа» в судьбе комбината, и коллектив предприятия решил отменить забастовку. «Внешэкономбанк» — это все-таки государственная структура, — пояснил «МК Байкал» председатель первичной профсоюзной организации БЦБК Юрий Набоков. — Мы уверены, что государство может взять на себя обязательства по социальной политике в отношении своих граждан. Думаю, в силу этих обстоятельств нам будет проще разрешить наш коллективный трудовой спор. Но если до конца текущего года этого не произойдет, то мы готовы возобновить забастовку в любой день, это наше право».
Глава Приангарья Сергей Ерощенко отметил, что решение коллектива комбината не начинать забастовку — это, прежде всего, кредит доверия, выданный в ответ на планы государства по цивилизованному подходу к свертыванию экологически вредных производств на берегу Байкала.
Одновременно с реорганизацией комбината должна быть осуществлена ликвидация накопленных отходов. Минприроды РФ в ноябре этого года объявило конкурс на разработку проектной документации для ликвидации негативного воздействия на окружающую среду отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК». Заявки на участие в конкурсе подали шесть компаний, но по решению комиссии было допущено только пять. По информации пресс-службы Минприроды, это ЗАО «Фирма СЭНС», федеральное бюджетное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии», ООО «ВЭБ Инжиниринг», ЗАО «Спецгеоэкология», ЗАО «ДАР/ВОДГЕО». ЗАО «Востсибтранспроект» было отказано в допуске к участию ввиду несоответствия предлагаемого срока выполнения работ требованиям конкурса.
И на днях стала известна компания, с которой будет заключен государственный контракт на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для реализации мероприятий по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду отходов БЦБК. В протоколе заседания конкурсной комиссии Министерства природных ресурсов и экологии РФ победителем значится московское ЗАО «Спецгеоэкология».
«Оценив и сопоставив заявки на участие в открытом конкурсе, комиссия приняла решение присвоить заявке на участие в конкурсе закрытое акционерное общество «Спецгеоэкология», набравшему 66,34 балла, первый порядковый номер, — говорится в протоколе. — Признать «Спецгеоэкология» победителем конкурса».
По итогам рассмотрения заявок ЗАО «ДАР/ВОДГЕО» набрало 60,24 балла и заняло второе место, у ЗАО «Фирма СЭНС» — 45,26 балла и третье место. ООО «ВЭБ Инжиниринг» с 39,98 баллами стало четвертым, а ФГУ «ГосНИИЭНП», набравшее 31,03 балла, пятым.
На реализацию мероприятий программы по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности ОАО «Байкальский ЦБК» в федеральном бюджете в 2012 году предусмотрено 111,5 млн рублей. Средства выделены в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы», утвержденной правительством РФ.
По информации БЦБК, в период с 1966 по 1979 год на картах, занимающих территорию площадью 175 га, было складировано около 6 млн тонн шлам-лигнина. Кроме того, за 46 лет деятельности комбината накопилось около 3 млн тонн золы. По прогнозам специалистов, процесс ликвидации отходов может занять не менее четырех лет, при условии стабильного финансирования и бесперебойной деятельности очистных сооружений и всего комплекса экологической безопасности комбината.
Между тем производство какого профиля появится в Байкальске взамен целлюлозного, пока непонятно. Но губернатор Сергей Ерощенко уже неоднократно заявлял, что комбинат не закроется до тех пор, пока для жителей моногорода не создадут альтернативные рабочие места. Известно, что какую-то часть людей также можно будет устроить на объекты туристической особой экономической зоны, которую планируется создавать. Но, по признанию самого же губернатора, в силу специфики отрасли ОЭЗ обеспечит работой не всех, кто высвободится с БЦБК. Всего на комбинате, где до 19 декабря этого года действует внешнее управление, трудится 1,6 тыс. человек. В июле на одной из встреч с журналистами Ерощенко отмечал, что с генеральным директором государственной корпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым ведутся переговоры о создании замещающих производств в Байкальске.
В то же время ученый секретарь Научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова уверена, что проблем с обеспечением людей рабочими местами не возникнет. «Жители города стремятся к созданию собственного бизнеса, независимого от БЦБК. В частности, за последние полтора года создано почти 1,1 тыс. рабочих мест в малом бизнесе», — говорит Максимова.
Действительно, за это время в городе был запущен завод по розливу питьевой воды, и ввод первой очереди позволил трудоустроить 50 человек. С вводом второй очереди производства на новом предприятии планируется трудоустроить до 300 человек. Также в Байкальске открылся цех по переработке рыбы, было начато производство лекарственных препаратов на основе древесины лиственницы.
Кроме того, по подсчетам Ирины Максимовой, объекты пресловутой ОЭЗ будут способны обеспечить работой почти две тысячи человек, а в смежных отраслях экономики при создании зоны может быть организовано около 10 тыс. новых рабочих мест.
— При любом развитии событий вокруг Байкальского ЦБК ни один работник предприятия не будет уволен или сокращен без альтернативы нового трудоустройства и предоставления всех социальных гарантий, предусмотренных законодательством, — уверяет первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков.
Редакции «МК Байкал» также стало известно, что в недрах областного правительства затерялся весьма любопытный проект организации в Слюдянском районе производства, которое могло бы обеспечить работой значительную часть населения Байкальска. Одна из компаний Приангарья обратилась к властям за помощью в создании предприятия по переработке дикоросов и сельхозпродукции, но вопрос оказания поддержки остается подвешенным.
Как рассказал разработчик проекта, он предлагает организовать сбор грибов, ягод, орехов, трав, а также закупать овощи у местного населения для их заморозки и производства сублимированных порошков. К концу третьего года работы предприятия объемы производства могут достигнуть 300 тонн порошков в год и столько же замороженной продукции. Численность персонала, непосредственно занятого в производстве, составит 144 человека. В целом же в работе могут быть задействованы порядка 20 тыс. человек, которые будут выращивать и сдавать предприятию сельхозпродукцию. Налоги и отчисления в бюджеты всех уровней к пятому году производства составят 1 млрд 157 млн рублей.
По словам автора проекта, он просил встречи с губернатором Сергеем Ерощенко, однако его просьба была проигнорирована, а обращение отписано отраслевым ведомствам. В итоге за подписью заместителя председателя правительства Иркутской области Максима Безрядина предприниматель получил ответ, в котором ему предлагалось на сайте Министерства сельского хозяйства региона ознакомиться с условиями реализации инвестиционных проектов в этой сфере, а также совет обратиться за поддержкой в областной гарантийный фонд. По словам предпринимателя, он добился того, что его проект оказался в региональном Министерстве экономического развития, руководство которого проявило, на первый взгляд, живой интерес к идее, но никаких предложений о помощи пока так и не сделано.