МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Служба и дружба: почему совет по культурному наследию попытались распустить

Общественники высказывают свое мнение

В Иркутской области под шумок коронавируса чуть было не прошло мимо внимания знаковое событие. 

Фото: yandex.kz

Глава Службы по охране объектов культурного наследия Виталий Соколов 27 марта попытался распустить общественный совет при этой службе, который отслеживал всю работу чиновников, влиял на принятие решений по выводу зданий-памятников из реестра памятников. Жару скандалу добавило то, что в числе членов совета люди, которые «жизнь положили» за старые дома Иркутска и действительно пытались препятствовать разрушению, разбазариванию нашего исторического наследия. Мы уже писали, что, вероятно, со стороны Службы был замечен "конфликт интересов" – некоторые члены совета участвуют в коммерческих проектах по работе с наследием, задействованы в работах по таким объектам. Итак, что произошло между главой Службы и членами совета? Попробуем разобраться, опираясь также на мнение общественников.

Разгон: начало

27 марта 2020 года было выпущено распоряжение о расформировании общественного совета при Службе охраны объектов культурного наследия Иркутской области. Члены совета получили уведомления о прекращении полномочий с 1 апреля, и это была вовсе не первоапрельская шутка.

«Выражаем вам глубокую признательность и благодарность за проводимую вами работу, в том числе за активное участие в обсуждении вопросов формирования и реализации государственной политики по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы. Сообщаем вам, что в настоящее время Службе необходимо актуализировать работу и состав общественного совета. После чего полагаем целесообразным вернуться к ранее заявленному вами вопросу об изменении утвержденного положения об Общественном совете. Действующий состав Общественного совета продолжает свою деятельность до принятия распоряжения об утверждении нового состава Общественного совета. Дополнительно сообщаем, что в срок до 22 мая 2020 года Службе необходимо актуализировать состав Общественного совета, в связи с чем прошу вас после размещения на сайте Службы информации о формировании Общественного совета подать необходимый пакет документов для включения в новый состав Общественного совета при Службе».

Все формулировки распоряжения довольно обтекаемы и не содержат прямых указаний на то, чем не угодил совет Службе. Однако «актуализация» Общественного совета была нужна во исполнение распоряжения врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, который поручил разработать концепцию сохранения деревянных памятников истории и культуры Иркутской области. Также изменить состав совета требовалось по причине того, что «членами Общественного совета не могут стать депутаты и госслужащие, люди, по основной работе как-либо заинтересованные в деятельности Общественного совета, а также люди, состоящие в других общественных советах». Сами члены совета считают, что «стали неудобны» из-за своей принципиальной позиции.

«Мы стали неудобны…»

Общественный совет в своем действующем составе был избран в декабре 2018 года и должен был работать до декабря 2020 года. Председатель совета, заместитель директора по научной работе ООО СибНИПИ «Наследие» Надежда Красная говорит следующее:

– Мы задавали неудобные вопросы и требовали исполнять свои обязанности по охране памятников. Также мы вмешались в процесс расходования бюджетных средств.

Члены совета стали интересоваться расходами на выполнение тех или иных работ по охране объектов…

– Просматривая заказы Службы, размещенные на портале госзакупок, мы обнаружили, что она, к примеру, заказывает документацию на разработку проекта охраны давно утраченных объектов, – говорит Надежда Красная. – Мы спросили: «Зачем?» – но ответа не получили. Налицо нецелевое расходование бюджетных средств. Или, например, выигрывает компания тендер на разработку зоны охраны объекта культурного наследия, и мы видим, что в ходе работ границы зоны охраны было решено не делать. А цена контракта при этом не изменилась. Мы снова задали вопросы…

А потом Служба решила, что Общественный совет должен только рассматривать готовые работы, сделанные по заказам Службы, а не проверять их исполнение по ходу. Члены совета выразили свое возмущение… Недопонимание между Службой и советом росло как снежный ком.

– Одним из вопросов, который предрешил судьбу совета в данном составе, стал вопрос об определении границ этажности застройки ввиду охранной зоны объектов культурного наследия, – говорит доцент кафедры рисунка, живописи, основ проектирования и историко-архитектурного наследия ИРНИТУ, председатель Иркутского регионального отделения ВООПИК Алексей Чертилов. Алексей Чертилов. Фото: baik-info.ru – Речь идет о строительстве элитного комплекса в районе бывшей чаеразвесочной фабрики. Этого нам и не простили…

Справедливости ради надо заметить, что конфликт вокруг этажности застройки разгорелся при прежнем руководителе, временно исполняющем обязанности Андрее Фоменко. Виталий Соколов был назначен и. о. руководителя службы в декабре 2019 года. То есть совет работает уже при третьем новом руководителе за год.

– На самом деле нынешний состав Общественного совета – один из самых сильных за все время его существования, с 2016 года, – говорит Алексей Чертилов. – Здесь собрались профессионалы, которые знают, как нужно вести работу по охране памятников. Но мы мешали некоторым людям. Недавно, например, выявили, что один из тендеров, объявленных Службой, выиграла аффилированная со Службой фирмочка, созданная одним из бывших руководителей Центра сохранения культурного наследия. После этого мы в довольно резкой форме потребовали расторгнуть контракт с данной фирмой.

Обострение: отменить нельзя распустить

Еще 7 апреля члены совета потребовали у руководства Службы объяснений. Они прислали Виталию Соколову подписанное всеми членами совета письмо, в котором указали на нарушение действующего положения об Общественном совете при Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области и потребовали отменить распоряжение о роспуске совета. Если же распоряжение не будет отменено, члены совета пообещали уведомить о сложившейся обстановке Общественную палату Иркутской области и правительство региона.

Немногим позднее члены совета написали обращение на имя врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева с просьбой разобраться в ситуации и рассмотреть правомерность роспуска совета.

А 21 апреля вышло распоряжение руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Приангарья об отмене расформирования совета.

В общем, совет пока остается в прежнем составе. И будет работать до декабря 2020 года.

– Вот только будет ли эта работа нормальной? – высказывает сомнения Алексей Чертилов. – Я так думаю, что теперь плодотворной, нормальной, значимой совместной работы у нас не будет. Кстати, Служба планировала избрать новый совет до 22 мая и уже подала заявки на включение в его состав пятерых своих кандидатов…

При этом сам Чертилов, человек очень уважаемый в профессиональных кругах, твердо намерен подавать документы в новый состав совета – хотя Служба настаивает, что в состав Общественного совета не должны входить не только те, кто «провоцирует конфликт интересов», но и люди, которые уже являются членами других общественных объединений. Правильная ли эта позиция? Большой вопрос, учитывая, что высококлассных специалистов, защищающих наследие, в Иркутске не так много.

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах