Это примерно треть от всех доходов Иркутска за год. Ежегодная (!) выплата процентов по этим кредитам составляет более 220 млн рублей – это стоимость строительства двух детских садов на 110 мест каждый. Таков результат управления городом администрацией Дмитрия Бердникова.
Понты дороже денег?
Брать в долг, в общем-то, не грешно и не удивительно. Важно, на какие цели ты берешь в долг и какие проблемы при этом решаешь. Удивительно другое. При таком огромном росте муниципального долга капитальные вложения в городское хозяйство, наоборот, снижались год от года! Вот официальные цифры: объем капвложений из собственных средств бюджета города составлял в 2015 году всего лишь 1,512 млрд рублей, в 2016-м – 1,390 млрд, в 2017-м – 1,207 млрд, в 2018-м – 1,032 млрд.
Проще говоря, все кредитные средства проедались и растрачивались. В том числе – на непомерно высокие зарплаты директоров муниципальных предприятий. Например, заработная плата топ-менеджеров МУП «Водоканал» составляла 1,249 млн рублей в месяц, а «Иркутскавтодора» – 939 тысяч в месяц. Добавьте сюда рекламу деятельности мэра в СМИ и субсидии автономным учреждениям и «карманным» общественным организациям. В результате на будущее городу оставалась дырка от бублика.
Исключением был 2019 год, который стал рекордным по величине муниципального долга Иркутска, но при этом и рекордным по размеру капвложений: новые школы, ФОКи... Не отчет, а загляденье!
Почему социальные объекты не строились раньше? Чем таким особенным отличается 2019 год от других четырех? Ответ лежит на поверхности: в городскую думу широким фронтом шла «команда мэра» и нужен был всеохватывающий оглушающий пиар. А ради него никаких денег не жалко. Тем более, что деньги эти не свои, а бюджетные.
Раз дощечка, два дощечка…
2019 год действительно был щедрым на «подарки» мэра городу, особенно в плане благоустройства общественных пространств. Эта тема стала главной темой кандидатов от общественного движения Дмитрия Бердникова «Наш Иркутск». Целых 15 объектов за один год (для сравнения: на два следующих года, 2020-й и 2021-й, их запланировано только 14). Все в топку выборов!
Денег на благоустройстве общественных пространств кандидаты не считали. А мы посчитали. Городской казне эти объекты обошлись в 34,5 млн рублей, которые распределили по округам, где шли кандидаты от «Нашего Иркутска».
В общем, вместе весело гулять по просторам и, конечно, подпевать лучше хором. Что и делала команда «Нашего Иркутска» при прямой финансовой поддержке из бюджета в виде знаковых проектов благоустройства. И все бы ничего, если бы деньги эти были свои, а не заемные, да еще под большие проценты. Но на торжественных церемониях открытия парков и скверов о том, что этот праздник – в долг, и за долги придется расплачиваться, бывший иркутский мэр не говорил.
Кстати, многие проекты так и не доделали, бросив после проигранных в большинстве округов выборов. Видимо, в качестве мести неблагодарным иркутянам. На некоторых объектах после первой же зимы отвалилась облицовочная плитка и вспучилась дешевая ДСП, которую даже не удосужились обработать влагостойкой пропиткой.
Берешь чужие, отдаешь свои
Доделывать «предвыборные проекты» администрации Дмитрия Бердникова придется новому мэру. Кроме того, предстоит вытаскивать из долгов муниципальное «Управление капитального строительства», все ресурсы которого в последние годы были брошены на строительство знаковых социальных и инфраструктурных объектов бывшего мэра. И, как показал аудит, делалось это в ущерб экономике и финансовой стабильности предприятия. Сейчас город вынужден выделять дополнительные средства для поддержания УКСа, чтобы люди, вложившиеся в новостройки под кредиты, не остались без жилья.
Платить по долгам Бердникова будет город, ведь подписал кредитные обязательства Дмитрий Викторович не на себя, а на городской бюджет. Но согласия на кредиты у общественности бывший мэр не спрашивал. 95 процентов муниципального долга – долги перед коммерческими банками под коммерческие проценты. Теперь иркутянам придется заплатить почти три миллиарда рублей за «подарки» бывшего мэра из своего налогового кармана. А в ситуации экономического кризиса это будет особенно тяжело.