Эти странные требования, конечно, не смогут остановить обновление городка и тем более строительство Суворовского училища, которое должно открыться в Иркутске по поручению президента. Но кто эти люди, которые взяли на себя смелость мешать иркутянам жить в нормальном городе?
Бизнес на грани фола
Во главе так называемых общественников – небезызвестный в Иркутске Эдуард Дикунов, по первому образованию врач-хирург, по второму – управленец, по роду деятельности – бизнесмен, экс-депутат, экс-глава фонда «В поле зрения», через который и проводятся все «активности», в том числе саботаж обновления городка.
Репутация Дикунова заслуживает особого внимания, поскольку весьма неоднозначна. Председатель совета директоров ОАО «Янгелевский горно-обогатительный комбинат» (занимается добычей высококлассного кварцевого песка для производств), он стал «знаменит» как раз в начале 2000-х, когда Игирминский ГОК превращался в Янгелевский сложным и скандальным путем ухода от долгов через банкротство. Дикуновское ЗАО «Управляющая компания «Вилари» вошло в этот бизнес, ничем в него не вложившись, все активы оставались от Игирминского ГОКа. Считается, что произошел типичный рейдерский захват, а скандалы и арбитражные суды, сопровождавшие появление Янгелевского ГОКа, были лишь прикрытием.
Повод так считать дают многочисленные упоминания о других банкротствах как на территории Иркутской области, так и за ее пределами, по отношению к которым так или иначе упоминают имя Дикунова. А когда УК «Вилари» сама была ликвидирована как банкрот, Дикунов лично стал совладельцем ГОКа. Напомним, что банкротство, вероятно, и позволило почти задарма получить недра – 34% акций Игирминского ГОКа до банкротства принадлежали Росимуществу, которому ранее чиновники без вопросов выдали лицензию на разработку недр – после чего ГОК вдруг предстал банкротом.
О чистоте намерений и методов, которыми руководствовались новые собственники, можно судить, зная из публикаций в СМИ о том, что обновленный ГОК сразу отрезал конкурентам пути (в прямом смысле – перекопав переезд) для вывоза песка на продажу, став главным и единственным поставщиком песка для железной дороги, взвинтив при этом цены.
Подобные таланты играть в свою пользу на грани фола, в опасном приближении к статьям Уголовного кодекса, проявлялись не раз. Например, когда Дикунов и компания набрали в лизинг техники для своей «Транс-Сибирской строительной компании». Когда продавцы потребовали оплаты, то откуда ни возьмись возникло дело о банкротстве. В 2010 году Арбитражным судом Иркутской области «Транс-Сибирская строительная компания» была признана банкротом. Из 46 заявленных миллионов кредиторской задолженности вернулось кредиторам лишь 180 тысяч. Эта информация была ранее широко обнародована.
Кто же зарабатывает на народе?
Махинации, путем которых выстраивался бизнес, сопровождались еще одной базовой схемой, позволяющей бизнесу, как говорится в определенных кругах, «снять побольше бабла» – угнетением трудящихся. В дальнейшем Дикунова, как руководителя ГОКа, обвиняли в критических условиях, в которые поставлены его работники, и в низких зарплатах. «Бабр» даже сравнил руководство ГОКа с рабовладельцем, выжимающим из рабов максимум при минимальных затратах, и опубликовал статью «Трудовой садизм Эдика Дикунова» – между прочим, по жалобам трудового коллектива. А в конце стояла недвусмысленная приписка: «Просим считать факты, изложенные в данной публикации, основанием для проверок УФНС, ПФР и Государственной инспекции труда в Иркутской области в отношении АО «Янгелевский горно-обогатительный комбинат».
Кстати, в недоплатах и неоплатах обвиняли Дикунова те, кто работал на него во время избирательной кампании в Законодательное Собрание региона. Знаете, как звучал его программный лозунг? Только не смейтесь: «Хватит зарабатывать на народе!». Сотрудникам штаба было, конечно, тогда не смешно, а горько: работу они сделали, но оплату за нее получили не все, и многие – гораздо ниже оговоренной суммы. Редакция связалась с теми, кто работал на него на тех выборах, и свидетели еще раз подтвердили эту некрасивую предвыборную историю (которая, на наш взгляд, больше всего похожа на банальное и вульгарное кидалово).
И когда Эдуард Дикунов и фонд «В поле зрения» появились в общественном поле как защитники интересов горожан, многие, конечно, удивились. Именно из-за специфической деловой активности Дикунова в оные лета его необыкновенная активность относительно иркутской исторической недвижимости несколько напрягла тех, кто был в курсе «творческой биографии» бизнесмена. С чего вдруг владельцу ГОКа понадобилось надевать на себя маску общественника? Тем более что он уже и не депутат ЗС – зачем ему нужен такой пиар? Более того, Дикунов, как будто забыв о том, что от него зависит крупное предприятие, активно надувает пузырь протеста, раскачивает лодку, ставя свой интерес выше интересов города и горожан, – а нужен ли такой поставщик КрасЖД и ВСЖД?
Полезные фантазии
Вот тут есть повод задуматься: а действительно, зачем? Дикунов и его фонд «В поле зрения», основным видом деятельности которого еще год назад была «финансовая взаимопомощь», уже не раз проявили себя как использующие мнение горожан удобным для себя образом. Тем более что замечено: особый интерес у фонда возникает, когда заходит разговор о крупных строительных площадках, по отношению к которым есть интерес крупного подрядчика. Тогда фонд начинает прокачивать «общественное мнение».
Такова была ситуация с Цесовской Набережной, где на месте руин чаеразвесочной фабрики инвестор намерен построить жилой квартал. Фонд открыл агрессивную кампанию, утверждая, что «у горожан хотят отнять набережную». Мэрия в ответ предоставила горожанам доказательства того, что набережную никто не отнимает, что земля набережной – это по-прежнему земля города. Кстати, в этой истории, которую окрестили движением в защиту Цесовской Набережной, фигурировал и небезызвестный Дмитрий Разумов, президент иркутской городской общественной организации «Наследие», который прямо строит свой бизнес на использовании объектов деревянного Иркутска.
Но еще долгое время фонд и Дикунов пиарились на этой теме, вводя горожан в заблуждение. До той поры вводили, пока на смену не пришел другой повод – застройка и приведение в порядок городка ИВВАИУ. Дикунов и компания начали транслировать: у иркутян хотят отнять исторические памятники – казармы на территории городка.
Народ против «защитника народа»
Поводом стало заявление члена общественного совета при Службе охраны памятников о том, что юридически надо разбираться, почему в приказе руководителя службы Виталия Соколова указан именно такой состав памятника на территории ИВВАИУ.
Напомним, что «Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище» был поставлен на учет давно, в 1987 году, но точный состав памятника нужно было актуализировать для начала работ на площадке ИВВАИУ – что и было сделано в октябре 2020 года.
Пикантность ситуации заключалась в том, что в тот момент общественный совет находился в непростых отношениях со службой – можно сказать, «в контрах». Ибо члены совета восстали против службы, которая хотела заменить часть членов этого самого совета. На этом этапе ситуация могла быть прояснена, решена, уточнена – если бы все оставалось в рамках разбирательства специалистами, чей профиль – история, сохранение наследия.
Однако вмешался фонд «В поле зрения» и представил дело однозначно: мол, казармы выбросили из списка объектов и на этом месте (какие злодеи!) хотят построить школу на 2000 мест. Фонд Дикунова вышел с исковыми требованиями в суд, оспаривая приказ руководителя службы и требуя наделить казармы ИВВАИУ статусом памятника, как незаконно снятые с учета.
При этом сама Служба охраны памятников заявляла и заявляет, что ранее состав комплекса вообще не был утвержден и его определили по итогам проведения государственной историко-культурной экспертизы лишь в 2020 году. В объект вошли семь жилых домов (флигелей для офицеров и служащих кадетского училища), главное здание юнкерского училища (военного училища), пеший манеж, здание офицерского собрания. Казармы, о которых заявляет фонд, в числе памятников никогда не значились, а посему вести разговор о возврате того, чего не было, по меньшей мере странно.
Поскольку Суворовское училище должно было стать одной из точек притяжения, а школа, которую планируют построить на месте полуразрушенных зданий, должна обеспечить учебными местами ребятишек со всей округи, местные жители возмутились, не без основания подозревая, что судебные заседания сильно затянут начало обновления городка. Они открыто выступили в защиту училища, выйдя на одиночные пикеты.
Бывший директор Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища генерал-майор авиации Александр Барсуков поддержал своих и обратился к Эдуарду Дикунову, потребовав забрать из суда исковое заявление.
В театре абсурда новая постановка
Но фонд не отреагировал и пошел дальше. Нарисовалась вдруг инициативная группа из пяти граждан, которые подали в суд свой иск, требуя того же, что и фонд – присвоения остаткам казарм статуса памятника.
А в конце апреля стало известно еще и о том, что семеро иркутян, проживающих в трех жилых домах на территории городка, вдруг стали претендовать на участок в 83 гектара, о чем и заявили в исковом заявлении в Октябрьский районный суд Иркутска. Проще говоря, они с какого-то перепугу решили оформить на себя всю территорию бывшего городка. И если до этого в ситуации вокруг казарм сохранялся еще какой-то здравый смысл – хотя бы в формулировках, то теперь все сошло по наклонной в область абсурда.
Одним из ответчиков по этому иску выступает Ассоциация застройщиков Иркутска (АЗГИ), которая должна вести на этой территории многоэтажное строительство. И вот этим иском были озадачены все, даже видавшие виды строители. Адвокат АЗГИ Евгений Беляевский, комментируя ситуацию журналистам ИА «ИрсСиб», сказал: «Когда увидел исковое заявление, подумал, что все это розыгрыш». Причины так подумать были – ведь граждане не смогли сколько-нибудь внятно обосновать свои личные претензии на эти 83 гектара. Более того, в этом иске замечен и фонд «В поле зрения». Это, имея в виду все прошлые «заслуги» Эдуарда Дикунова, напрягает: что за махинацию разворачивают фонд и его учредитель?
За чей счет гуляем?
Возможно, задача подобного абсурдного иска, а также всех других исков, очень проста – если не выиграть, то хотя бы затянуть время. Ради чего? Можно предположить, что это очередная попытка Эдуарда Дикунова сорвать политический куш. Правда, выглядит эта яркая, шумная кампания довольно бестолково, если не сказать – глупо и анекдотично.
Кстати, есть мнение, что и тех самых активистов-«искунов» по таким искам привлекает сам фонд – для того, чтобы избежать возможных негативных последствий в будущем. К примеру, иски о наделении казарм статусом памятника объединяют в одно производство, потом фонд отзывает свой – и что бы ни случилось, фонд чистенький и делать ему ничего не надо. А за все отвечают пятеро (или семеро) смелых.
Косвенно это предположение подтверждается тем, что фонд вдруг поменял директора – Эдуард Дикунов освободил местечко для Максима Черненко, который раньше работал в фонде специалистом по связям с общественностью. Это Максиму Алексеевичу в случае чего придется смотреть в глаза населению, ожидающему, что вскоре здесь появится город-сад. Что же до Эдуарда Дикунова, то он при любом раскладе остается «белым и пушистым».
Но можно предполагать ведь и еще одну выгоду – сугубо меркантильную. Фонд устроил уже множество акций, по сути пустых, но громких: «Сбережем ипподром», «Скажем ДА городу без пробок», «Прольем свет», «Обними историю Иркутска», «Беседка времени» и так далее. Главной и единственной целью всех акций было поднять общественную волну. Напомним, что на каждом мероприятии организаторы под разными предлогами собирали у жителей Иркутска не просто подписи, но и персональные данные. В итоге в руках организации «Общественный фонд «В поле зрения» люди превратились в акции, фонд даже хвалился в соцсетях: «Команда проекта – нас уже 60 тысяч». Такой ресурс накануне любых выборов, в том числе и выборов в Госдуму, – это, можно сказать, живые деньги. Всю эту «активность» можно весьма недешево продать любому кандидату. Так не собирается ли Эдуард Дикунов (или его фонд) загнать будущее ИВВАИУ по сходной цене?..