МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Московский Комсомолец Иркутск

Иркутский дом актера: шаг до разрухи

Ищут подрядчика для работ в особняке Бутина

Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области объявил аукцион по поиску подрядчика для работ по сохранению объекта культурного наследия «Особняк Бутина», который иркутянам больше известен как Дом актера. Этому зданию уже 120 лет.

Дом актера, он же особняк Бутина, когда-то снимали для некоторых сцен знаменитого фильма "Звезда пленительного счастья". Но вот уже довольно давно здание находится в плачевном состоянии. Фото: Кирилл Шипицин

К истокам

В последние годы некогда роскошный особнячок окончательно обветшал, капитального ремонта здесь ждали с 2017 года – тогда заговорили о том, что объявлен конкурс на разработку документации, необходимой для реставрационных работ. Действительно, в 2017 году Центром по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области был объявлен конкурс, который выиграло ООО «Сибирский научно-исследовательский проектно-реставрационный институт «Наследие». Сумма контракта составила 4,7 миллиона рублей.

Фото: Кирилл Шипицин

История с реставрацией, как видим, хоть и затянулась – прошло все-таки пять лет, но все же не отложена на неопределенный срок. На сайте Госзакупок уже объявлена сумма, которую планируют потратить на одноэтажное здание в Хасановском переулке, – 181 137 750 рублей.

В здании проведут демонтаж тех элементов, а также интерьеров, которые подлежат реставрации. Демонтируют все конструкции, сооруженные в позднее время и не имеющие отношения к первоначальному облику здания. Уберут всю старую штукатурку, разгрузят чердак, разберут пол первого этажа и антресоли. После подготовительных работ усилят фундаменты, устроят цокольный этаж. По проекту будут заменены железобетонные конструкции, системы водоснабжения, отопления и вентиляции. Также необходимо будет выполнить благоустройство территории и озеленение. Пока идут работы, здание не будет эксплуатироваться. До 1 декабря 2024 года подрядчику нужно все успеть.

Эту скульптуру, изображающую Бутина, установили пару лет назад: купец сидит на лавочке возле своего дома. Фото: Кирилл Шипицин

Нерчинские против иркутских

Нерчинский купец Михаил Бутин в Иркутске был более всего известен как золотопромышленник и винный откупщик. Самые продуктивные годы для его бизнеса – середина 1860-х, тогда он жил в Нерчинске. Он имел предприятия и в Иркутской губернии, и в Забайкалье. Был человеком неординарным, снаряжал экспедиции, участвовал в разработке предложений торгового договора между Россией и Китаем, широко меценатствовал в своем городе. В Нерчинске в своем уникальном особняке, больше похожем на дворец, собрал библиотеку (на четырех языках), для которой приобрел первое русское издание «Капитала» Карла Маркса.  

Фото: Кирилл Шипицин

В 1870-х у Бутина появились серьезные коммерческие интересы в Иркутской губернии, например Николаевский железоделательный завод недалеко от нынешнего Братска. Железа требовалось много, но государство не смогло эффективно управлять заводом, иркутские купцы тоже, а Бутин вывел убыточное предприятие из незавидного положения. В итоге на выставке в Париже завод был награжден серебряной медалью, а Бутина избрали членом Парижской национальной академии. Бизнесмен получил большую золотую медаль Европейского научного общества, да и Россия не забыла его заслуги, присудив заводу государственный герб и золотую медаль. Бутины производили пароходы – и открыли собственное пароходство. Для подстраховки бизнеса занялись еще и винными откупами, открыв погреба и магазин недалеко от Иркутского драмтеатра. Здесь же недалеко решено было поставить жилой дом. Но в Иркутске Михаил Бутин обосновался уже после того, как из-за неблагоприятных обстоятельств, не без участия иркутских конкурентов, дела его пошли плохо. Много лет ему пришлось доказывать, что он не банкрот – он доказал, но после этого свернул предпринимательскую деятельность, ликвидировал бизнес – и стал заниматься коллекционированием, наукой и литературой, продолжил и меценатствовать. Прожив в Иркутске десятилетие, он незадолго до смерти вернулся в Нерчинск. Все свое состояние – один миллион 810 тысяч рублей, без 150 тысяч, он оставил нерчинскому общественному управлению на устройство и содержание приюта, реального училища и сельских школ. А иркутский дом оставил своей вдове, которая сдала его училищу.

Лестница ведет на второй этаж. Но это скорее антресоли - дом все-таки одноэтажный. Фото: Кирилл Шипицин

Дом трудной судьбы

Предполагается, что иркутский дом Бутина, деревянный особнячок в стиле модерн, – первая иркутская работа архитектора Алексея Кузнецова, выпускника Петербургской академии художеств.

После того как вдова сдала его училищу, дом часто менял хозяев – и внешний вид соответственно запросам каждых новых владельцев. Инженерное ведомство, польско-чешское общество, резиденция командующего войсками Иркутского военного округа (здание для этого было выкуплено в 1907 году) – чего тут только не было.

А это знаменитый бар Дома актера, где бывала в свое время вся творческая интеллигенция города, а также приезжие знаменитости. Здесь подолгу просиживала съемочная группа фильма Евгения Евтушенко "Детский сад". Фото: Кирилл Шипицин

Этот особняк, безусловно, памятник не только архитектуры, но и истории. В 1917 году здесь состоялись переговоры и подписание соглашения о прекращении огня между сторонниками большевиков и юнкерами. Здесь несколько лет располагался Иркутский губернский комитет партии большевиков. Затем, правда, заседал совет физкультуры, а после войны дом стал фактически коммунальной квартирой для 15 семей. В 1977-м его закрыли на реставрацию, после которой здание было открыто уже как Иркутский дом актера. Здесь разместилось региональное отделение Союза театральных деятелей.

Это служебное помещение, гримерка. Выглядит не очень. Фото: Кирилл Шипицин

Директор Дома актера Александра Иманова рассказывает, что проектные работы многое выявили – что в особняке был камин, что больших помещений с северо-восточной стороны не было в первоначальной постройке. Например, в 1926 году появилось помещение, где сейчас находится библиотека. В 1970-е тоже кое-что пристроили, например соорудили антресольный этаж. Но также многое и сохранилось, даже лепнина. Так что реставраторам есть с чем работать.

Украшения Дома, в том числе скульптуры Аполлона и Мельпомены, а также барельеф с музой над входом придумал иркутский скульптор Евгений Скачков. Фото: Кирилл Шипицин

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах