В 1979 году начальник «Братскгэсстроя» Наймушин и председатель местного отделения ВООПИиК – Всероссийского общества охраны памятников - Леонов основали музей для сохранения памятников зодчества из тех деревень, которые попадали в зону затопления при пуске Братской ГЭС. Главное село – Братское, где стоял старинный (один из первых сибирских) острог, тоже было затоплено и сегодня находится на дне водохранилища.
А между тем в историческом смысле село Братское было замечательно – оно считалось «таежной темницей» России. И первым политическим ссыльным в башне Братского острога был неистовый протопоп Аввакум, который пересидел в башне острога холодную зиму с 1656 на 1657 год. Башня, в которую поместили протопопа, не отапливалась, в ней ютилось много мышей, которых протопопу нечем было отгонять: «Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил — и батошка не дадут! Все на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много», -- писал он в своем житии претензии к мучителям, подробно и весьма художественно излагая свои злоключения в Сибири и Братском остроге. Протопоп разгонял мышей своей скуфьей – головным убором священников. Судьба протопопа сложилась трагически: из Братского острога он был отправлен в Даурию вместе с экспедицией Пашкова. Затем вышло ему некоторое послабление в «режиме», он был возвращен в Москву, но не прекратил своих проповедей и полемических споров с бывшим своим товарищем и соратником патриархом Никоном, возглавлявшим русскую церковь -- и был в итоге сожжен в срубе в Пустозерске, где до этого просидел в тюрьме 14 лет, продолжая проповедовать.
Изначально, в 1631 году, Братский острог был поставлен неудачно, посереди бурятских земель -- на другой стороне черносошные крестьяне садили хлеб, а буряты вытаптывали посевы. Тогда острог был перенесен. Вот этот самый перенесенный острог 1654 года и восстанавливается сегодня в натуральную величину в музее при поддержке группы «Илим» – конечно, не на том месте, где стоял изначально: того места уже нет, оно под водой. От старинного острога сохранилось две оригинальные башни – одна сегодня в «Ангарской деревне», другая -- в музее «Коломенское» в Москве.
По периметру острог составит 250 метров -- как и было в 1654 году. Острог трехэтажный: первый этаж жилой – с печами «по-черному», неподвижными лавками, красным углом; второй этаж -- для стрелков; третий же – дозорная башня. Были в нем три башни отапливаемые и одна – неотапливаемая, в которой содержались аманаты (то есть заложники-инородцы, от тех племен и родов, которые не хотели платить ясак русскому царю). В этой-то башне и сидел Аввакум. Оригинальная башня Аввакума не сохранилась, ее реконструируют. Для пущей наглядности заказали и фигуру протопопа – с батожком, мышей разгонять, восстановили человеческую справедливость.
Фото автора.