Информация о потере кадров в региональном образовании оказалась, мягко говоря, сильно искаженной.
СМИ, используя информацию обратившихся, ссылались на то, что под сокращение попадают замечательные кадры – ученые и заслуженные учителя. Но загвоздка в том, что в самом Иркутске об этой «образовательной трагедии» общественность, в том числе и СМИ, даже не знала. Как же так? 32 заслуженных учителя подверглись преследованию – а в регионе никакого резонанса?
Поскольку скандал развивался в одностороннем порядке – мнение обвиняемой стороны, то есть администрации института, никто не спросил, наша редакция обратилась к ним напрямую.
Напомним, что Институт развития образования (он известен больше, как учреждение, где повышают квалификацию педагоги, это и есть его основная уставная деятельность) – автономный, подведомственный министерству образования. Это учреждение сопровождает подавляющее большинство проектов в области образования, реализует стратегические направления в государственной образовательной политике. Стратегии воспитания, реализация программ дополнительного образования детей, все предметные области, введение образовательных стандартов – все, что касается сегодня сопровождения педагогов в системе образования, относится к институту. То есть это ключевое звено, которое рассказывает учителям, как учить, администрациям образовательных учреждений – как управлять. Казалось бы, что за скандал может сотрясать такое мирное учреждение, ведущее созидательную деятельность под строгим присмотром государства, ведь Институт развития образования работает строго по государственному заданию, никакой, что называется, отсебятины.
Наталья Пономарева, ректор Института развития образования, не стала скрывать, что факт сокращения должностей имеет место быть. Действительно, институт как государственная структура обязан подстраиваться под федеральные стандарты и региональные необходимости и время от времени менять свою структуру. То, что происходит сегодня в институте, – ситуация вполне штатная: реструктуризация.
– Сегодня меняется образовательная повестка, вводятся новые проекты, а старые уходят. Например, три года назад мы вели очень масштабный проект «500+», который касался школ с низкими образовательными результатами, – этот проект отработал, сейчас его уже нет. В этом нет ничего страшного, специалисты перестраиваются, начинают работать с новым проектом. И очевидно, что за ненадобностью какая-то структура внутри института может перестать существовать. В этом году решено провести очередную реструктуризацию, чтобы оптимально работать по федеральной и региональной повестке.
Меняются и условия, связанные с государственным заданием, по которому работает институт. Оказывается, для «учителей, которые учат учителей» изменилась структура государственного задания – в связи с тем, что в регионе поменялись финансовые механизмы. Если раньше обучение педагогов происходило через субсидию только в Институте развития образования, то сегодня субвенция на обучение педагогических работников уходит в муниципалитеты, которые могут повышать квалификацию своих учителей не обязательно в Иркутске – создается конкурентная среда для предоставления таких услуг.
– Раньше все 45 тысяч региональных педагогов проходили через нас. Это большое количество бюджетных ставок в институте – в год мы обучали около 12 тысяч педагогов, нам нужно было много преподавателей. Теперь почти в два с половиной раза уменьшилось госзадание на повышение квалификации – и у нас остались лишь подведомственные министерству учреждения, и теперь институт не может обеспечить зарплатой всех преподавателей.
В общем, из-за целого комплекса изменений было принято решение, что с 2025 года Институт развития образования меняет свою структуру. Сотрудников, по словам Натальи Пономаревой, оповестили за три месяца. Реструктуризация в плане сокращения должностей коснулась 32 человек. Их не отправляют на улицу – им предложен список всех вакансий, имеющихся в новом штатном расписании.
Но откуда взялась информация о том, что заслуженных учителей хотят переквалифицировать в уборщиков? Вероятно, предполагает Наталья Пономарева, недовольными была озвучена только часть списка вакансий. Руководитель учреждения обязан предоставить каждому, чья должность сокращается, полный список вакансий – от завкафедрой до уборщика, иное – противозаконно. Так что уборщики и гардеробщики в списке есть – их просто не могло там не быть, в противном случае руководитель нарушил бы федеральное законодательство.
– Задача человека – выбрать то, что ему нравится, из того, что я, как руководитель, могу предложить. Придумать работу, которой сегодня просто нет, я не могу. На сегодняшний день из 32 человек 15 уже дали согласие продолжать работать в институте по новому штатному расписанию, к которому мы переходим с 1 марта. У нас открывается новая предметная кафедра, куда мы предложили перейти всем предметникам. Кроме того, у нас в других структурах есть вакансии. Трое сотрудников написали заявления о досрочном прекращении трудового договора в рамках сокращения. Двое просто уволились – они собирались это сделать уже давно. Решение пока не приняли 12 человек, из которых двое – внешние совместители. Но и им предложены все вакансии. Никто не говорит, что ситуация должна быть жизнерадостной, когда закрылся твой проект и больше не получится заниматься тем, чем ты долгое время занимался. Перемены могут быть неудобны. Но сегодня на улицу не выгнали никого.
– Действительно ли в списке на сокращение должностей – заслуженные учителя?
– Когда СМИ пишут, что там 32 ученых и заслуженных учителя, это совершеннейшая неправда. Ни одного заслуженного учителя в этом списке нет. А есть, например, в том числе техник, имеющий только школьное образование. Но ведь и в новом штатном расписании есть разные вакансии, в том числе и заведующий кафедрой, и главный научный сотрудник, и доцент.
Да, нам приходится закрыть несколько кафедр, но это не произвол. Было четыре предметные кафедры, которые обучали учителей и воспитателей. Теперь этой нагрузки нет вообще – и мы вынуждены эти кафедры убирать, потому что людям там нечего делать, нет бюджетной нагрузки. Но у нас очень много предметных проектов, которые никуда не делись, то есть специалистам-предметникам есть кого сопровождать – но уже не в должности преподавателя, а в должности методиста. Мы понимаем, что наши сотрудники – высокого уровня специалисты, а потому терять их нельзя, – говорит ректор.