«Витязем» прикрылись
Впервые мысль о создании природного парка «Витязь» зародилась в хитроумных головах министерских чиновников в 2012 году. По их задумке, природный памятник, в который бы вошли останцы Олхинского плато, должен был стать особо охраняемой природной территорией, где запрещена промышленная деятельность и добыча ископаемых. Схема территориального планирования, которая включала в себя проектируемую особо охраняемую природную территорию, была принята в 2013 году, утверждена Законодательным Собранием и экс-губернатором Сергеем Ерощенко.
Тогда же был проведен открытый аукцион на проведение работ по созданию «Витязя», с победителем которого был заключен государственный контракт. Однако уже в 2013 году контракт был расторгнут, так как по результатам промежуточных отчетов выяснилось, что исполнитель не проявляет усердия. Работы по созданию особо охраняемой природной территории должны были проводиться в рамках ведомственной программы «Сохранение, развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Иркутской области и обеспечение рационального использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты». Программа была рассчитана на 2012-2014 годы, и средства на создание природного парка «Витязь» были заложены в ней. Вероятно, в региональном ведомстве, призванном стоять на защите природных богатств, особо не напрягались, новый аукцион не провели и никакого «Витязя» общественности не представили. И поскольку действие программы истекло, то и никакой охраняемой природной территории теперь не будет, потому что денег больше нет. Почему так все уродливо с этим «Витязем» вышло, придется разбираться новому губернатору Сергею Левченко. И теперь декларациями в отличие от предшественников ему отделаться не удастся, потому что экскаваторы подошли к самой «Старой крепости» и начали ее крушить.
Печальная история о «Старой крепости»
Каменным останцам, в народе называемым скальниками Олхинского плато, простирающегося между Иркутским, Шелеховским и Слюдянским районами, не одна тысяча лет. Останцы, потомки когда-то гораздо больших горных массивов, дошли до нас в своем уникальном виде в результате выветривания. Излюбленные места альпинистов, скалолазов и туристов носят романтические названия – «Витязь», «Старая крепость», «Старуха Изергиль», «Идол». Скальники Олхинского плато – объекты уникальные, но менее известные, чем их «братья» «Красноярские Столбы».
Месторождение розового гранита в районе скальника «Старая крепость» было разведано и поставлено на государственный баланс в 1968 году. В советские времена в этом месте был создан карьер, велась добыча, но скальник старатели берегли. Сейчас карьер законсервирован. В середине 90-х годов на месторождении началась открытая добыча посредством взрывных работ на самом скальнике. Остановить ее удалось с помощью активистов, во главе которых оказался знаменитый путешественник Валентин Брянский. Тогда же скальнику был присвоен статус памятника природы регионального значения, который никакой защиты ему не гарантировал.
С принятием закона Российской Федерации «О недрах» появилось понятие «лицензирование». Лицензия на освоение месторождения в районе скальника была выдана в 2007 году администрацией Шелеховского района по результатам торгов.
В 2012 году ЗАО «Дорожник», которому эта лицензия и досталась, приступило к добыче розового гранита, который используется на облицовку и отделку зданий, но особо востребован в Китае, где из него делают столешницы и декоративные изделия.
Тогда на защиту «Старой крепости» поднялись не только подлинные ценители природных уникальных анклавов, но и простые жители, возмущенные варварским расхищением природных ресурсов родного края. Как выяснилось позже, их без труда ввели в заблуждение, подсунув им «куклу» под названием особо охраняемая природная территория «Витязь».
Надругательство над каменной розой
Предприимчивые каменщики из ЗАО «Дорожник» не долго сидели в засаде. Около полутора месяцев назад они принялись за разграбление розовых камней с удвоенной силой, видимо, чтобы наверстать упущенное. Варварский метод ведения работ со сплошной вырубкой векового леса и взрывными работами прямо на скальнике вынудил Западно-Байкальскую межрайонную прокуратуру вынести предприятию предостережение о невозможности проведения работ до получения результатов проверки, которую организовали на месте специалисты нескольких федеральных и региональных ведомств.
Встряхнулось от забытья и региональное министерство природных ресурсов. Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук обратился к руководству ЗАО «Дорожник» с требованием прекратить работы из-за многочисленных нарушений. Однако ни недовольство министра, ни официальный запрет на проведение работ каменоломщиков не смутили.
На прошлой неделе защитники «Старой крепости» зафиксировали на видео, как рабочие взорвали часть северной стороны скальника. Проведя серию пикетов в областном центре и на самом скальнике, активисты решили не останавливаться на достигнутом и написали обращения к президенту России Владимиру Путину и губернатору Иркутской области Сергею Левченко.
— Я считаю, что руководством ЗАО «Дорожник» движет банальная жадность. Основное месторождение розового гранита находится гораздо глубже под землей, его здесь огромные залежи. Месторождение можно было бы разрабатывать цивилизованно, сделать карьер, который впоследствии мог стать озером, где можно было бы искупаться и отдохнуть. Рядом была бы скала, на которой могли быть точки для лазания и пикниковая зона с отличным видом на заснеженные горы Хамар-Дабана. В будущем это место привлекло бы туристов, — считает экологический активист Антон Кузьмин. – Но гораздо дешевле и проще загнать сюда технику, взрывать, разрушать и думать только о прибыли. Думаю, эти люди заслужили того, чтобы лишиться лицензии. Надеюсь, что после массового резонанса ситуация приобретет огласку на всю Россию и здесь все-таки будет особо охраняемый природный парк.
Защитники «Старой крепости» не имеют ничего против разработки месторождения розового гранита, но настаивают на том, чтобы ЗАО «Дорожник» создало карьер и бережно относилось к вековым останцам.
С экономической точки зрения разрушать скалу на поверхности, конечно, гораздо рентабельнее, чем создавать карьер. Но уповать на совесть предпринимателей в данном случае просто наивно. Сохранение останцев и цивилизованные условия разработки месторождения должны были быть предусмотрены лицензионным соглашением. Поэтому в данном случае спрос должен быть не с бизнеса, а с чиновников, которые эту лицензию выдали в таком вот виде, забыв об интересах общества, и, судя по всему, преследуя только свой частный интерес.
Временный прокурорский заслон
«Дорожник» не только разрушает вековые останцы, от сплошной стены скальника с южной стороны осталась небольшая гряда, но и вырубает вековую тайгу.
Именно вырубка реликтового леса стала формальной зацепкой, позволившей Западно-Байкальской межрайонной прокуратуре вынести предостережение о невозможности проведения «Дорожником» работ. Это позволило получить небольшую отсрочку во времени. Предостережение выдано до того момента, как «Дорожник» сможет получить разрешение на пользование лесными ресурсами. На оформление этих документов у предприятия может уйти 2-3 месяца.
Точно так же прокуратура действовала и в 2012 году, уличив «Дорожник» в грубом нарушении лесного законодательства. Разрешения у каменоломщиков на вырубку леса не было и тогда. Кроме того, прокуратура поймала на корыстных деяниях и агентство лесного хозяйства Иркутской области, одобрившее выдачу лицензии на разработку недр на территории, носящей статус «зеленой зоны». Выяснилось, что «защитники леса» вообще не усмотрели лесов в сплошной тайге и поэтому выписали разрешение. Три года назад прокуратура скальник из варварских лап отбила. Теперь пытается отбить вновь.
За три месяца прокуратура намерена проанализировать отчеты специалистов, участвовавших в межведомственной проверке на месте проведения работ, и с полученными результатами обратиться в суд, чтобы отозвать лицензию и добиться запрета деятельности ЗАО «Дорожник» на скальнике «Старая крепость».
— Лицензия на разработку была выдана администрацией Шелеховского района законно. Однако есть единственная зацепка: участок, на котором находится скала, относится к «зеленым зонам», и, следовательно, аукцион на определение держателя лицензии должен был быть проведен только после выведения участка из состава «зеленой зоны». Однако данный участок из этой зоны вывели позже, что называется, задним числом, — рассказала помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Ольга Бутрик. – Но главное, что на момент выдачи лицензии существовало два противоречащих друг другу акта правительства. В первом случае министерство природных ресурсов и экологии региона, тогда называвшееся департаментом по недропользованию, предоставило этот участок для добычи полезных ископаемых. С другой стороны, существует схема территориального планирования, где данный участок запланирован для создания особо охраняемой природной территории — природного парка «Витязь». Полагаю, что если это было волеизъявление правительства, то именно этот орган должен определиться, что важнее — добыча ископаемых или охрана природы.
Прокуратура призывает региональное правительство определиться в приоритетах, выбрать, что важнее: разработка недр и, следовательно, пополнение бюджета или охрана природных объектов, что, несомненно, бюджетные расходы увеличивает. Экологические активисты, как ни странно, к такому радикальному выбору власти не подталкивают, они предлагают найти компромисс между цивилизацией и варварством. Они говорят, что разработку можно вести, но в пределах разумного, думая не только о сиюминутной выгоде, но и завтрашнем дне. В их конструктивных предложениях нашлось место и карьеру, и туризму, и красоте, и даже озеру. Вот только здравые мысли активистов в чиновничьи головы не вложить. В этом-то и проблема.
Прокуратура, конечно, может изловчиться и лицензию у «Дорожника» по решению суда отобрать, там профессионалы орудуют будь здоров, только вот «Старую крепость» это не спасет.
Чтобы остановить разграбление розовых камней, скальнику необходимо присвоить статус природного памятника федерального значения. Для этого нужны средства, но их, разумеется, можно найти, если действительно делать то, о чем говоришь, а не делать вид, что говоря делаешь. Три года пустой болтовни закончились пикетами и письмом к президенту. Неужели пойдем на новый круг?