МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Иркутск

Пьяная трын-трава

Водители-убийцы продолжают безнаказанно ездить по иркутским дорогам

Чудовищная авария, случившаяся в Листвянке 6 июля 2013 года, в результате которой пьяная предпринимательница из Иркутска, управляя дорогой иномаркой, убила трех человек, въехав на тротуар через полосу встречного движения на скорости 100 км в час, рискует превратиться в рядовое и ординарное событие. А его виновница имеет высокие шансы отделаться легким испугом, ибо до сих пор находится на свободе. Между тем есть все основания полагать, что именно безнаказанность стала причиной этой страшной аварии, поскольку 42-летняя иркутянка Екатерина Коверзнева перед этим восемь раз привлекалась к ответственности за нарушение правил дорожного движения и на момент бессовестного ДТП имела просроченные права. Однако для правоохранительных органов четыре жертвы инцидента, три из которых погибли, и регулярное нарушение правил дорожного движения виновницей не стали основанием для принятия адекватных решений. Полиция не нашла повода для ареста, а следователь даже не вышел с ходатайством о заключении виновницы ДТП под стражу и отказывается отвечать на вопросы адвокатов и общественности, ссылаясь на тайну следствия. Однако случившаяся трагедия не может считаться рядовым событием, и обязана попасть под пристальное внимание и контроль общественности, поскольку расследование по этому делу должно стать показательным. В противном случае каждый из нас может оказаться жертвой пьяного водителя-убийцы, и, если сейчас этот беспредел на дорогах не прекратить, завтра остановить таких, как Коверзнева, будет некому. 

— Начальник следственного отдела заверила нас, что уголовное дело будет доведено до конца и направлено в суд, — заявил адвокат потерпевшей стороны Владимир Алексеев. — Но, видимо, чтобы добиться признания вины человеком, который по совести сам должен покаяться, родственникам и адвокатам нужно быть готовыми пройти семь кругов ада.

По словам адвоката, потерпевшая сторона намерена требовать для виновницы аварии максимального уголовного наказания, которое предполагает до девяти лет тюрьмы с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. «Родственники пострадавших возмущены тем фактом, что обвиняемая не была задержана, а следователь даже не вышел с ходатайством о заключении ее под стражу. Наша задача сейчас — добиваться максимального наказания для Екатерины Коверзневой, и в данной ситуации необходим контроль со стороны средств массовой информации и общественности. Поскольку уже сейчас следователь отказывается отвечать на некоторые наши вопросы, ссылаясь на тайну следствия. Тогда как потерпевшая сторона и следствие должны находиться по одну сторону баррикад, являясь стороной обвинения», — подчеркнул адвокат.

Болезнь как оправдание

8 июля мировой судья 62-го судебного участка Иркутского района признал Екатерину Коверзневу виновной в управлении транспортным средством без прав. Но это не стало основанием для ее ареста, поскольку следствие нашло множество оправдательных поводов для облегчения участи женщины, которая на протяжении семи лет — с 2004 по 2011 год — регулярно привлекалась к административной ответственности, в том числе и за превышение скорости. А с 2011 года вообще ездила с просроченными правами. Следствие почему-то прониклось редкостным участием к состоянию ее здоровья, когда та предоставила справку о наличии серьезного заболевания, не позволяющего поместить ее в СИЗО. Иными словами, Екатерине Коверзневой врачи разрешают пить, но сидеть в СИЗО они ей не рекомендуют. Данное решение грозит стать серьезным прецедентом, ибо может создать ошибочное представление в головах людей о том, что наличие серьезного заболевания является оправдательным поводом для совершения преступления. Если это примет характер распространенной практики, то мы рискуем получить в ближайшем будущем разгул криминала и расцвет коррупции в медицине. Убить троих и отделаться подпиской о невыезде станет нормой. Но в связи с этим возникает вопрос, как в этом случае люди, живущие в обществе по таким правилам, собираются обеспечивать собственную безопасность и безопасность своих детей?

В отношении Екатерины Коверзневой возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Деньги как покаяние

Одна из погибших женщин, Елена Баранова, с мужем Евгением и сыном приехала на Байкал из Железногорска-Илимского на десять дней на отдых. «Времени было мало, и им хотелось все успеть, — говорит Оксана Баронова — дочь другой погибшей. — Поэтому из Аршана, где мы вместе отдыхали, они уехали в Листвянку. Моя мама Ирина Анатольевна отправилась с ними. Только седьмого числа мы узнали, что мамы и Елены больше нет, а Евгений с мальчиком находятся в больнице».

Машина мчалась в сторону Иркутска со скоростью 100 км в час вдоль берега Байкала в районе поселка Листвянка, где, как правило, всегда гуляет большое количество пешеходов, и поэтому там стоит знак ограничения скорости 40 км в час. Шел дождь, и было очень скользко, автомобиль вынесло на полосу встречного движения, где он протаранил металлическое ограждение и сбил четырех человек на тротуаре. Сила удара была настолько мощной, что двух женщин выбросило через парапет в воду с высоты более десяти метров. «Прохожие пытались помочь, стали вытаскивать тела женщин из воды, — рассказывает Оксана Баронова. — За жизнь Елены боролись около 20 минут, нашлись врачи, но спасти ее не удалось. Тело мамы достали гораздо позже». По словам Оксаны, после аварии Коверзнева вышла из машины, подошла к девятилетнему Ярославу, чтобы узнать, как он себя чувствует, но когда людей стало много, к потерпевшим она больше не приближалась.

— Какие-то извинения от Коверзневой мы услышали впервые только в Москве на телепередаче, и то из уст ее адвоката, который сказал, что она так сильно переживает, что не может даже с нами общаться, — говорит Оксана. — Потом мы узнали, что ребенок умер. Буквально через 10 минут после этого Екатерина позвонила, извинилась и спросила, чем может помочь. Еще один звонок с извинениями был 31 июля поздно вечером. Она говорила что-то невнятное, хотела встретиться с Евгением, чтобы «он ее стукнул». Предлагала помочь материально.

Совесть как инородная субстанция

В Иркутской области это не первая резонансная авария. Общественность до сих пор помнит громкое ДТП с участием Анны Шавенковой, сбившей в 2009 году в Иркутске на тротуаре двух женщин — Елену и Юлию Пятковых. На тот момент мать Анны была председателем избирательной комиссии Иркутской области, что еще сильнее приковывало внимание общественности к произошедшей трагедии. Одна из пострадавших женщин погибла, виновнице аварии Кировский районный суд Иркутска назначил наказание в виде 2,5 лет лишения свободы с отсрочкой на 14 лет в связи с рождением ребенка.

Представитель в суде семьи Пятковых Виктор Григоров отметил, что такое наказание, по сути, является поощрением для других готовых сесть за руль пьяными. Ведь налицо явная возможность избежать ответственности. «Виной тому несовершенство системы правосудия и отсутствие ответственности за принятые судьями решения, что позволяет им выносить любые заключения, — говорит Виктор Григоров. — Если посмотреть судебную практику, то до дела Шавенковой женщинам не предоставляли отсрочку. Например, женщину, у которой было четверо детей, и младшей дочке меньше двух лет, посадили. Только после дела Шавенковой начался пересмотр многих дел, и женщины смогли получить отсрочку».

Виктор Григоров отметил, что по делу Коверзневой необходимо наказание в виде реального срока. «Ведь если она не сядет, за ней придут другие, которые будут управлять автомобилем пьяными, потому что будут чувствовать себя спокойными, ведь нет реального наказания. По таким делам не должно быть никакого условного наказания и отсрочек».

Юрист и друг семьи погибших в Листвянке Тимофей Шишов возмущен: «Убийцам на колесах выгоднее платить адвокатам, судьям, потерпевшим. Принятие мягких решений — это в целом проблема судебной системы, когда при сходных обстоятельствах принимаются совершенно различные судебные решения. Пьяным за рулем нужно давать реальный срок, кроме тех, у кого есть тяжелые заболевания. Но человек, который жрет водку и садится за руль, вряд ли болен».

Истории с Анной Шавенковой и Екатериной Коверзневой не единичны. Ольга Катышевцева — одна из тех, кто попал под колеса несущихся машин, оседланных водителями, напрочь лишенными совести. Ольгу сбили 8 октября 2011 года. Тогда виновница аварии скрылась с места происшествия. При этом материалы уголовного дела все еще не могут быть переданы в суд, поскольку прокуратура не утверждает заявление потерпевшей стороны. За рулем машины, сбившей Ольгу, находилась ныне прокурор Иркутской областной прокуратуры Варвара Дудина, которая тогда была еще помощником прокурора, но пока дело рассматривается, пошла на повышение. Возникает сомнение, а возможно ли у нас справедливое судебное преследование людей с высоким статусом и достатком.

Колокол звонит по тебе

За 2013 год в Иркутской области произошло 75 аварий с участием пьяных водителей. В этих ДТП погибли 23 человека и 90 получили травмы. В нетрезвом состоянии задержано 7 тыс. 487 водителей. По словам заместителя начальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Иркутской области Сергея Ковалева, в регионе ситуация на дорогах с водителями, управляющими автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, остается сложной. В основном участники таких аварий — это мужчины в возрасте от 25 до 40 лет. При этом автомобили самые различные — от трактора до дорогостоящих легковых иномарок. Иными словами, за рулем в пьяном виде можно застукать и прокурора, и тракториста, и мужчину, и женщину. Все это свидетельствует не только о тотальной деградации, но и полном отсутствии инстинкта самосохранения. Общество духовно больно и не желает даже думать о надвигающейся духовной и нравственной катастрофе. Ибо нельзя назвать здоровым общество, в котором пьяная женщина, пусть даже случайно, убивает ребенка и по ходу дела его мать и после этого думает лишь о том, как раздобыть медицинскую справку, чтобы не угодить в СИЗО. И большинству людей это кажется нормальным, поскольку они привыкли думать, что их это не касается. Но это иллюзия, потому что, если сегодня ты отвернулся от чужой беды, завтра она постучится в твой дом, потому что чужой беды не бывает.

Сергей Ковалев уверен, что грядущие ужесточения законодательства должны повлиять на безответственное отношение людей к правилам дорожного движения. С 1 сентября за управление автомобилем в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на наличие алкоголя в крови придется заплатить штраф в размере 30 тыс. рублей, виновнику параллельно грозит лишение прав на срок от полутора до двух лет. При повторном нарушении сумма штрафа составит 50 тыс. рублей, а срок лишения права управления — три года.

Но практика показывает, что бить по карману не всегда эффективно. По словам клирика Знаменского собора протоиерея Василия, общество все больше деградирует, люди стали циничные и жестокие, готовы откупиться за человеческую жизнь, не чувствуя угрызений совести. «За свои поступки мы ответственны перед Богом и людьми. И страшно видеть, когда рушатся судьбы людей из-за такой безответственности, — говорит протоиерей Василий. — Неважно, кто ты — священник, депутат или простой смертный — нас не заставляют садиться пьяным за руль, мы сами принимаем такие решения и должны нести ответ». По его мнению, Екатерина Коверзнева полностью должна признать свою вину — это самое малое, что она может сделать перед людьми, которым принесла горе.

Екатерину Коверзневу можно было остановить. Для этого у общества было целых семь лет. В результате заплатили тремя человеческими жизнями. Будем платить дальше? Вы готовы заплатить своей? 

Читайте новости «МК Байкал» в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах