Ученые и экологи на общественных слушаниях раскритиковали проект ликвидации отходов БЦБК, который предложил ИРНИТУ и «Иркутскгеофизика». Они отметили, что гораздо дешевле было бы вернуться к проекту «ВЭБ Инжиниринг», на разработку которого уже потрачено свыше 130 млн рублей бюджетных денег. Он был разработан еще в 2014 году и предполагал создание из шлам-лигнина монолита с помощью извести и других добавок. Однако он не прошел экологическую госэкспертизу в Иркутске. На слушаниях ряд ученых и специалистов предложили доработать старый проект, устранив сделанные экспертами замечания, что гораздо проще и дешевле, чем создавать новый. Тем более, новая версия проекта базируется на первоначальной. Хотя еще не все эксперименты проведены и технические данные собраны, однако авторы нового проекта заявлять о готовности выйти на госэкспертизу уже 1 декабря, сообщает ИА «Телеинформ».
К тому же главного аспекта любых подобных проектов – оценки его воздействия на окружающую среду – на слушаниях так и не было представлено, а без этого шансы на прохождение экспертизы ничтожны. На слушаниях говорили о том, что недавно в одном французском журнале с 600-тысячным тиражом была размещена статья, где говориться, что главной угрозой Байкалу, содержащему пятую часть мировых запасов пресной воды, являются отходы БЦБК. Также автор статьи пишет, что проекты рекультивации отходов БЦБК в России разрабатываются один за другим только для того, чтобы разворовать выделенные на это деньги.
Депутат Госдумы Михаил Щапов в обращении к участникам слушаний, отметил необходимость учесть в проекте вопросы селезащиты, так как это было одной из претензий экспертов. Бывший главный эколог БЦБК Николай Алдохин отметил еще один нюанс, который не учитывается разработчиками новых проектов – скопившийся в картах сероводород.
– Нам говорят о шлам-лигнине, но при этом ни слова об аккумулированном сероводороде, который находится в этих картах, – отметил он. – В верхних слоях его содержание — 2 мг на литр, на глубине 4,5 метра – 20 мг. В среднем получается 10 мг сероводорода на литр. Согласно новому проекту перерабатываться должно порядка 400 кубометров шлам-лигнина в час, в результате чего получится 12 тысяч квадратных километров воздуха, где концентрация сероводорода выше ПДК. Это означает, что весь южный Байкал будет «хорошо» пахнуть. В концентрации 10 мг на литр сероводород становится смертельно токсичным, а в суточном выбросе будет около миллиона кубометров газа. К чему это приведет? Он будет «сползать» по рельефу местности и перекрывать федеральную автотрассу и Транссибирскую магистраль. А при концентрации 0,45% и выше этот газ взрывоопасен. То количество газа, которое будет образовываться, может привести к тяжелым последствиям. Но этот вопрос в описании проекта совершенно не раскрыт, написано: «При работе земснарядов вредные выбросы отсутствуют».
Директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов заявил, что представленный разработчиками проект совершенно сырой, большинство цифр в нем не выдерживает никакой критики.
– Нам предлагают проголосовать, но в представленных документах нет ни одной просчитанной цифры, ни схемы, ни самого важного — что же появится в итоге, будет ли этот продукт нетоксичным и безопасным? – отметил он.
Между тем, разработчики нового проекта уверены, что критики озвучили некорректную информацию, а активные протесты связаны с желанием поучаствовать в работе над проектом и получить часть заложенных на эти цели средств.