Мусор за китайцами убирают водители
Баталии вокруг злополучной скульптуры «Хранитель Байкала», которая была тогда еще только в проекте, начались сразу – как только Даши заявил о своем непоколебимом желании поставить ее на Ольхоне. Монументальное сооружение, которое скульптор позиционирует как «чистый подарок родине», имеет вид семиметрового дерева, крона которого превратилась в окаменевшую «корону» с застрявшими в ней байкальскими камнями-голышами.
Изначально речь шла об установке скульптуры на мысе Хобой, входящем в Прибайкальский национальный парк, в месте, сакральном для прибайкальских бурят. Хобой, что в переводе с бурятского значит «клык», издавна оброс легендами – это и легенда о женщине, которая превратилась в скалу из-за своей завистливости, и легенда о драконе, который в незапамятные времена обронил свой клык в озеро-море. Считается, что здесь особое энергетическое место, в связи с чем каждый приезжающий на остров считает своим долгом посетить мыс. Говорят, что здесь, при большом везении, можно увидеть фигуру Белого шамана, выходящего из вод Байкала.
На Хобой организованы автомобильные экскурсии. Водители, которых местные называют «хобойщиками», чтут это место и сами, по собственной гражданской инициативе ежедневно и совершенно бесплатно убирают здесь мусор, который оставляют в невообразимом количестве туристы, особенно китайские. Ветер носит мусор по окончательно вытоптанной почве – поток туристов в сезон нескончаем и фактически неконтролируем. Короче, проблем много и без скульптуры. Именно поэтому лишняя инициатива, которая грозит еще большим наплывом туристов, вызывает лишь раздражение.
Духи острова сказали, что все решено
Первой громко возмутилась иркутская интеллигенция, которая разделилась на два лагеря. Больший по численности лагерь категорически возражал: нельзя ставить, ведь затопчут, замусорят Ольхон еще больше. Скульптура к тому же многим показалась уродливой, не гармонирующей с суровым минималистическим пейзажем.
Вскоре в прессе и в сети Интернет появилось и возражающее письмо ольхонцев – пятьсот подписей. Их, конечно, больше волнует не эстетика, хотя противники из местных признались: «Нас оно пугает. Вроде «дерево жизни», а сухое…». Главное для них – экологический и сакральный аспекты. В том смысле, что не будут ли духи острова возражать против такого арт-вторжения.
– На сельском сходе было решено: надо обратиться к шаманам, к старейшинам. Они обряды совершали, жертвы приносили, спрашивали. Женщине, которая вела переговоры с нашим шаманом, был дан такой ответ: «Уже без тебя все решено», – рассказывает Анна Ольховикова, местная жительница, участник инициативной группы «Истоки Ольхона», которую создали, чтобы противодействовать установке скульптуры. Спустя время инициативная группа подключилась к решению более насущных вопросов, например, к уборке мусора. Но скульптуру члены группы до сих пор не приемлют, как и большинство ольхонцев. Даже несмотря на то, что появилась новая информация – «подарок родине» установят не на самом Хобое, а в полутора километрах западнее, на мысе, называемом Шунтэ-Левый. Местным осталось только удивиться – снова их не спросили.
Между китайцами и деревом
Инициаторы установки скульптуры толком ничего не объяснили – вот на что пеняют островитяне. Изначально, говорят, не было никакой информации, нет ее и сейчас. Но свято место пусто не бывает, поэтому размножилось, разрослось и слепилось в плотный ком то, что можно бы назвать сплетнями. И на выходе эта «информация», не подтвержденная ничем, всех окончательно напугала: пошли разговоры о том, что установкой скульптуры дело не ограничится, что будут выделяться большие участки по нескольку гектаров под строительство неких сакральных центров.
– А на Хобой нагрузка и так огромная. Да еще китайцы землю скупают. С китайцами вообще беда. Они покупают землю на острове (местные сами им продают), работают у них китайцы, приезжают – китайцы. От них так много мусора! И только если мы сделаем регламент, туристы перестанут плевать и мусорить, если штрафы введем – у нас ведь только «денежку» понимают… – комментирует ситуацию на острове и одновременно сетует Оксана Ивлева, активист инициативной группы, уроженка острова.
Кстати сказать, есть на Ольхоне и сторонники скульптуры, в основном не коренные ольхонцы, а приезжие. Их мало, но они уверенно объясняют противникам «сухого дерева» грядущую пользу.
– Сакральный смысл они закладывают, считают, что это – оберег для Ольхона, который должен привести к тому, что в будущем на остров станут приезжать более культурные и цивилизованные туристы, – излагает Анна Ольховикова.
Так что оба мнения – и сторонников, и противников – вертятся вокруг экологического благополучия острова, как ни крути. Просто риски от установки скульптуры, учитывая общее нездоровое состояние байкальского и, в частности, ольхонского туризма, никто не оценил. А они, учитывая это нездоровое состояние, будут. «Только любителей искусства нам тут не хватало!» – примерно так оценил эти риски один ольхонский пенсионер, наблюдавший вместе с нами, как вереница китайских туристов брела по длинной плоскости зуба-Хобоя.
Где основание?
Остается открытым один вопрос: на основании каких документов будет установлена скульптура? Виктор Бронштейн, предприниматель и владелец галереи искусства, поддерживающий проект Даши Намдакова, объявил о том, что установка скульптуры произойдет в октябре. Однако у ольхонцев есть такая информация: для установки произведения искусства нет законных оснований.
– Представитель Прибайкальского национального парка, который был у нас недавно, так нам и сказал – я постаралась точно запомнить: «для установки скульптуры нет законных оснований». И объяснили, что разрешение на это может выдать только Минприроды, – транслирует слова представителя власти Анна Ольховикова.
Действительно, как сообщила Надежда Николенко, заместитель директора по развитию ФГБУ «Объединенная дирекция Прибайкальского национального парка и заповедника «Байкало-Ленский», в «Заповедное Прибайкалье» не поступала информация о каком-либо разрешении, необходимом для установки скульптуры. Впрочем, сотрудники Галереи современного искусства Виктора Бронштейна, презентовавшие скульптуру (в ее мини-виде, конечно) на водном форуме, подтверждают: разрешения нет, а без разрешения никто ничего устанавливать не будет. Знаменитый скульптор ждет, когда сможет преподнести родине «чистый подарок» . А островитяне надеются, что разрешения не будет – и выходят на субботники, убирать мусор. Последний большой субботник островитяне провели на прошлой неделе, в нем участвовали даже туристы – правда, не китайские, а немецкие.