Музей СИЗО-1 показал кандалы, оружие и восковую фигуру Колчака

Музей Иркутского тюремного замка в день десятилетнего юбилея показал кандалы, оружие и восковую фигуру Колчака

Десятилетний юбилей со дня основания отпраздновал в конце ноября уникальный музей истории страшного места с поэтичным названием – Иркутского тюремного замка. За это время его посетило более 17 тыс. человек, на экскурсии приходят школьники и студенты, рабочие коллективы, российские и иностранные туристы. Большой интерес к этому месту неудивителен, ведь здесь такие экспонаты, увидеть которые хоть и в музее, но все-таки расположенном в действующем следственном изоляторе, особенно ценно. Многие предметы арестантского быта были обнаружены прямо на территории СИЗО, часть экспозиции восстановлена благодаря архивам. Как школьникам, так и взрослым интересны, например, выставленные здесь орудия пыток, глядя на которые невольно радуешься, что мы сегодня живем во время, когда использование таких смертельных инструментов запрещено.

Музей Иркутского тюремного замка в день десятилетнего юбилея показал кандалы, оружие и восковую фигуру Колчака
Фигура Александра Колчака. Фото пресс-службы ГУФСИН

Самый главный экспонат музея, тот, с которого он и создавался, это тюремная камера №5, в которой, по легенде, провел последние дни своей жизни верховный правитель России Александр Колчак. Здесь все как при преданном союзниками адмирале, и все очень аскетично, но именно на эту небольшую камеру приезжают посмотреть туристы со всего мира.

История тюремного дела

– Можно сказать, что открылся музей по разнарядке, тогда всем тюремным учреждениям России было поручено организовать у себя хотя бы один стенд, посвященный истории тюремного дела в России, – рассказывает начальник отдела кадров и работы с личным составом СИЗО-1 Ирина Невмерич. – Первоначально задумка у нас была скромная: просто сделать в камере, где сидел Колчак, небольшой мемориал его памяти под названием «Могиле моей нет места на земле», но в ходе работы стали возникать интересные идеи, благо нас сразу же взял под крыло Иркутский областной краеведческий музей, так что мы все это начали постепенно воплощать в жизнь.

Расположен музей в действующем корпусе, где временно находятся преступники, осужденные на пожизненное заключение, и расположены карцеры, но от посетителей эти помещения отделены толстой стеной. Сейчас под музей, когда-то скромно начинавшийся с камеры адмирала, отдан коридор и несколько комнат. Для журналистов, попавших на посвященную юбилею музея экскурсию, гидом стал начальник СИЗО-1 полковник Игорь Мокеев.

Начинается наша экскурсия с нейтрально светлой комнаты, которая, правда, наполнена садистскими орудиями, которые человечество использовало многие века для умерщвления врагов и преступников, о каждом из этих орудий Игорь Мокеев рассказывает подробно. Часть экспонатов, таких как виселица, колода с топором, скамейка, на которой пороли осужденных, в представлении не нуждаются, механизм действия все прекрасно понимают, но рассказывает начальник тюрьмы так, что не процитировать его просто нельзя.

Стенд о замученных коммунистами священниках. Фото пресс-службы ГУФСИН

– Конечно, можно пользоваться, ложитесь на скамейку, – любезно приглашает журналистов полковник Мокеев. – Да, иногда, если честно, хочется здесь совещание проводить с личным составом. По воспоминаниям, конечно, интересно было. Пороли палками, шомполами, плетками, но палач-то мог приложить разные усилия: можно было человека до смерти забить, можно шрамы на всю оставшуюся жизнь оставить, а можно просто изобразить исполнение судебного решения, и все было законно. Помните, у Маркса: бытие определяет сознание, это переводчики напутали, должно быть так – битие определяет сознание.

Представлены в музее и не использовавшиеся в Сибири орудия пыток. Кресло с шипами в изголовье и на сиденье широко использовалось на нынешней территории западных областей России, Украины и Белоруссии. Сажали в такое шипастое кресло покусившихся на чужое добро воров, а степень наказания определялась тяжестью преступления, человек мог быть отпущен живым, но с тылом, как дуршлаг, а мог оставаться в кресле, пока шипы не врастали в плоть. Не менее жуткое орудие – пытка водой, получившее распространение у монголов, которые узнали о такой пытке в осажденной ими Бухаре. Представляет из себя экспонат две вертикально установленные доски, на которые человек клался вверх животом, руки и ноги жертвы пристегивались так, что не пошевелиться. И лежащему животом кверху человеку вставляли воронку в рот и лили столько воды, что жертва медленно и мучительно задыхалась, тех же, кого уж совсем хотели замучить, еще и били палкой по переполненному желудку, обеспечивая тем самым мучительную смерть от перитонита.

В этой же комнате представлены кандалы и колодки, некоторые были найдены на территории самого СИЗО, который в 19 веке использовался как пересыльная тюрьма – арестанты и надзиратели здесь останавливались на отдых, а после шли дальше этапом. Здесь были найдены наручники, к которым можно было закрепить дополнительную цепь на поясе, чтобы лишить преступника подвижности. В России сегодня такие многоярусные наручники больше не используются, считается, что негуманно, а вот в Америке ими не брезгуют. Часть экспонатов музея была воссоздана по архивным описаниям и фотографиям самими арестантами. Например, рогатки, которые надевались на шею и не давали человеку возможности лечь и заснуть. Имеется и вариант рогатки для головы, наденешь такую, и получается буквально статуя Свободы. В этой же комнате установлен тощий манекен в арестантской форме.

– До екатерининской реформы, когда стали регламентировать порядок содержания, конвоирования, норм питания для сидельцев не было, и каждый начальник тюрьмы выдумывал, что мог. Народ в России сердобольный, к сидельцам относился хорошо, и начальник тюрьмы, как хороший психолог, пользовался этим. Брал арестанта вида пожалостливее, чтобы народ сам к нему тянулся, слезу роняя. Приковывал его цепью к колоде и выставлял в людных, проходимых местах. И этот сиделец просил подаяние, возвращался каждый вечер, кормил себя и своих товарищей, – рассказывает Игорь Мокеев.

Мокеев. Фото пресс-службы ГУФСИН

Самое красивое здание Иркутска

Продолжается экскурсия в подземном коридоре, здесь широко представлены архивные фотографии и документы, раскрывающие подробности появления каменного здания иркутской тюрьмы. Появилась-то тюрьма еще во времена становления иркутского острога, а вот возведение каменного здания началось в 1854 году по проекту инженера Ивана Шаца. Он задумал построить одноэтажное здание с классическим фасадом, которое обещало стать одним из самых красивых в Иркутске. Но когда уже был возведен первый этаж, пришел приказ строить в двухэтажном исполнении. Кстати, фундамент здания выполнен из бутового камня вперемешку с листвяком, причем стволы установлены не как сваи, а уложены параллельно земле, как ленточный фундамент, так что до сих пор даже после землетрясения в фундаменте нет ни трещины, а вот построенные в советский период корпуса периодически приходится подлатывать, отмечает Игорь Мокеев.

В музее выставлен макет здания иркутской тюрьмы, какой ее задумывал инженер Шац. Есть и макет знаменитого Александровского централа, сейчас практически разрушенного. Макеты, как и многое в музее, выполнено самими заключенными. В коридоре, например, стоит кресло, изготовленное еще сидельцами Александровского централа, которое до сих пор отлично сохранилось. Вообще, многое из того, что делали арестанты, использовалось не только ими. В свое время кожаные саквояжи и портмоне, сделанные заключенными централа, поставлялись в Европу и очень ценились там за свое качество и выделку.

– Мое мнение, надо было площадь не в честь Сперанского называть, а в честь Сукачева. Это наш купец, был городским головой. Очень много времени уделял тем, кто сидел, – рассказывает Мокеев. – Так как человек был грамотный, деньги давал не чтобы люди их проели, а на организацию трудовых мест для заключенных, чтобы и деньги могли заработать, и на свободу с освоенной профессией выйти. Это то, к чему сейчас возвращается уголовно-исполнительная система.

При раскопках на территории колонии обнаруживаются не только наручники или кандалы. Так, был найден представленный в музее кирпич. Немаленький кусок отмечен особым клеймом завода, на котором был выпущен. Делались такие клейма для того, чтобы в будущем, если кирпич развалится раньше срока, было с кого спросить за качество.

Окно в камере Колчака. Фото пресс-службы ГУФСИН

В коридоре, служащем выставочным залом, много архивных фото и документов. Вывешен распорядок дня сидельцев, фотографии надзирателей, на которых хорошо видна форма, здесь же фотография медали за беспорочную службу, за получение которой надзиратель должен был добровольно пожертвовать 42 рубля, сейчас на эти деньги можно купить Toyota Camry в комплектации люкс. При этом многие документы все еще находятся в тюремных архивах, до них просто еще не дошли руки, говорит Ирина Невмерич. В архиве, например, есть множество дел, резолюции которых были подписаны лично Иосифом Сталиным, Климентом Ворошиловым, Михаилом Калининым.

Легендарный адмирал

Самый знаменитый экспонат музея – камера №5, куда предположительно до расстрела был помещен Александр Колчак. Игорь Мокеев рассказывает, что и по воспоминаниям, и по имеющимся документам все указывает, что адмирал содержался именно здесь. В этом закутке вообще сохранено очень многое из того времени. Журналисты, например, прошлись по металлической лестнице, к шагам окованных сапог красноармейцев по которой прислушивался Колчак. В камере напротив содержался председатель совета министров правительства Колчака Виктор Пепеляев.

В камере Колчака обстановка скудная, помимо нар и узкой скамейки, настенный умывальник, ведро, бадья, имеются чашка и ложка. В углу висит иконка Божьей Матери. Там же в углу задумчиво смотрит в пол сам Колчак, вернее его восковая копия. Копия практически идентичная, для ее создания привлекались даже судмедэксперты, отличие одно – на момент попадания в камеру Колчак был седой.

– Когда Колчак был в Нижнеудинске, у него еще было около 500 штыков, причем, довольно боеспособных. Когда он понял, что предан союзниками, он сказал: «Кто со мной, тот со мной, кто нет – уходите». Ушли практически все. Он-то думал, люди останутся за него воевать, а когда проснулся, увидел, что у него всего человек 10, причем включая денщиков и секретарей, – рассказал Игорь Мокеев. – Кто-то бежал к атаману Семенову в Монголию, кто-то своим ходом пошел на Дальний Восток. И Колчак понял, что его предали. Помимо союзников, еще и свои отвернулись. И Колчак буквально за одну-две ночи поседел, не смог пережить предательство. Так что здесь он должен стоять седым.

В связи с этим предательством в музее в 2014 году произошла очень интересная история. В Иркутск прибыл греческий монах Харитон, который проживал в пещерах, расположенных на Афоне, называемых карулями. Он приехал сюда специально, отмаливать грех одного из предавших Колчака товарищей.

– Харитон сам до 50-х годов служил лейтенантом в греческом спецназе у итальянцев. Повоевал, кровь пролил и пошел в монахи, причем сразу на Афон, и не с парадной части, а в пещеры. Там он ухаживал за русским монахом, который дожил до 106 лет. Этот монах оказался одним из тех казаков, которые бежали из Нижнеудинска. Он рассказывал, что, когда дошел до Семенова, пришла весть о расстреле Колчака, и он осознал, что предал его. Этот монах каждый день отмаливал свой грех предательства и очень просил Харитона, особенно перед смертью, говорил ему: «Ты будешь в Иркутске, я в это верю, пойди в тюрьму, и отмоли мой грех предательства в той камере, в которой он сидел». И Харитон приехал сюда, ему на тот момент где-то 86 лет было, и час служил молебен на греческом языке. Меня просто мурашки пробрали от этого, – говорит Мокеев.

На выходе из камеры Колчака стоит надзиратель, тоже восковая фигура. Это образ собирательный, но хорошо демонстрирует, кто в те дни дорвался до власти в Иркутске. Суровый человек, больше похожий на лесного разбойника, и одет как попало, низ явно снят с белочеха, верх – от матросской формы, в руках коровье ботало, которым арестантов будили, созывали на работу и на молитву. Обе фигуры были сделаны на заказ в Санкт-Петербурге, сделать их удалось благодаря выигранному гранту Фонда Потаниных.

Еще одна камера отдана под фотографии и документы, связанные с жизнью Александра Колчака. Здесь фото из экспедиций, фотографии жены, сына и внука. Игорь Мокеев отмечает, что жизнь Колчака не раз была связана с Иркутском – здесь он женился на Софье Омировой, здесь выступал как исследователь на заседании отделения Русского географического общества. Здесь же на стене приказ о расстреле Колчака, написанный с ошибкой: «расрел», и записка об исполнении.

– Адмирала с Пепеляевым, по моему мнению, стреляли здесь. У белогвардейцев не получился подкуп охраны, потому что ее заменили, вариант с нападением на тюрьму нельзя было рассматривать – пока бы они прорывались, Колчака бы изрезали на куски, и был вариант освобождения, когда его поведут на расстрел. Поэтому, скорее всего, приговор был выполнен здесь, а тела потом скинули в реку. Думаю, что в Ангару, потому что там тела бы не всплыли из-за высокого течения или их просто переломало бы льдом, – считает полковник Мокеев.

Когда Колчак находился в тюрьме, в Иркутск приехала его последняя любовь Анна Тимирева, которая добровольно пришла в тюрьму и попросила посадить ее. Как ни странно, ее пустили, закрыли глаза на переписку с Колчаком и продержали три дня, пока не поняли, что ни о чем, кроме своих отношений, эти люди не пишут друг другу.

Экспонаты музея. Фото пресс-службы ГУФСИН

– Реввоенсовет добросовестно читал их переписку, думая, что там будет что-то интересное. Но там была любовь, чувства мужчины к женщине. Поэтому три дня на это дело смотрели, а потом Анну Тимиреву отсюда выгнали, сказали: «Девушка, идите, а то еще и с вами трагедия произойдет», – рассказывает начальник СИЗО. – Если почитать допрос Колчака, его три раза спрашивали, кто такая Тимирева, любовница? Он ни разу не сказал ничего, кроме того, что она была его секретарем и помогала ему вести дела.

Думается, большинству известно, что избежать беды Анне Тимиревой так и не удалось, большую половину своей жизни она провела в колониях-поселениях, работала декоратором, медсестрой, библиотекарем. Несмотря на тяжелую судьбу, сумела сохранить себя, снялась в роли пожилой дворянки в эпизоде бала в «Войне и мире» Бондарчука и еще в ряде эпизодов в кино.

Не могли не спросить журналисты, как относится Игорь Мокеев к фильму «Адмирал», вышедшему на широкий экран несколько лет назад. Начальник тюрьмы рассказывает, что помощник режиссера специально приезжал в Иркутск, был в музее, присматривался, можно ли здесь вести съемки, но сделать этого не удалось из-за скудного бюджета.

– Здесь после выхода фильма паломничество было, люди ходили толпами посмотреть, где Колчак сидел. Так что съемочная группа свою задачу выполнила хорошо, интерес к истории пробудили, хотя, конечно, Хабенский «32 белых зуба» – это немножко не Колчак, – говорит Мокеев.

Заканчивается наша экскурсия в камере, которую по просьбе Иркутской епархии посвятили священникам, преследовавшимся в советское время. Здесь три страницы с именами замученных в лагерях священников, православные книги, фото и ряса священномученика Михаила Околовича, пожалованная ему церковью за стойкость в вере.

Фотографии А.Колчака и А.Тимиревой. Фото пресс-службы ГУФСИН

За десятилетие работы музей Иркутского тюремного замка стал одним из ключевых туристических мест Иркутска, посещают его не только туристы. Здесь был известный актер Сергей Безруков, замминистра культуры России Владимир Аристархов после посещения музея выписал грамоту работникам СИЗО за создание такой экспозиции, а книга, в которой каждый может описать свои впечатления от увиденного, пестрит знаменитыми фамилиями. Да и среди иркутян музей пользуется большой популярностью, школьники сами просятся сюда на экскурсию, так что когда-то навязанная сверху директива о создании музея обернулась самостоятельным и интересным детищем. Посетить это место необходимо каждому, дабы не забывать печальные страницы истории собственной страны.

Фото автора

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Могиле моей нет места на земле

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру