Смена образовательных эпох

Что стоит за отставкой Дмитрия Ливанова

По всей видимости, глубокому – даже на обыденном уровне – недоумению последних лет по поводу неквалифицированного, дико-бессистемного управления важнейшей социальной сферой страны, которой является образование, пришел конец. Мавр, то есть завершивший свою карьеру министр образования и науки России, сделал свое разрушительное дело, и его «ушли». Состоявшийся в самом начале августа отчет Дмитрия Ливанова на заседании партии «Единая Россия» получил негативную оценку деятельности. Суждения высказывались в адрес министра резкие, нелицеприятные. И уже 19 августа произошла его отставка и назначение на эту должность Ольги Васильевой.

Что стоит за отставкой Дмитрия Ливанова

На первый взгляд может показаться, что произошла техническая замена одного руководителя на другого. Но мыслящий ум наталкивает нас на совершенно другие аналогии. Дмитрий Ливанов – типичный представитель либеральной идеологии, которая предлагала лепить российское  образование по западной матрице. Отсюда и тактика  «разрешено всё, что не запрещено законом». Тактика, порочащая себя изначально, так как стране в новом веке нужен другой, мощный вектор, который нацеливает ее на развитие, движение вперед. Неконкретность управления, замена концептуально-стратегических основ в подходах на общие  бессистемные рассуждения вела образование «верной дорогой» развала, опускания «ниже плинтуса», отказу от завоеваний прошлых поколений просвещенцев. Нигилизм в образовании резко усугубил проблемы бездуховности, безответственности, утвердил формально-безличностный подход в нашей среде, усугубил голод человечности в гуманитарной сфере, призванной «будить» искорки божьих талантов, разжигать жажду познания в юных сердцах. Что же в целом  это были за годы для образования страны при Дмитрии Ливанове? Если сказать коротко, то это время сдачи завоеванных позиций, отказа от  позитивного, положительного опыта, потери «лица» образования, внедрения технократизма, под который  подгонялась вся жизнь российского учительства. Это были «похороны» российской идентичности и взращивания в школе либерала-западника, не патриота России, а его искусственно-маргинального раба иной цивилизации на российской земле наших отцов и дедов, с которыми  нас стремились разлучить духовно. Российское образование и его педагогов вынуждали идти по неестественному для русского человека пути. Убежден, что теперь на всем этом и многом другом поставлен жирный крест. Но чтобы не повторять прежних ошибок, необходимо ответить на вопрос, чем российское образование стало при Дмитрии Ливанове. 

Школа без ученика

Первое и самое страшное: образование потеряло человеческое лицо и превратилось в обезличенного бюрократического монстра. Бюрократизация встала над самой жизнью. В то время как отечественный писатель и мыслитель Федор Достоевский неоднократно отмечал, что выше жизни может быть только сама жизнь. Жизнь – один берег реки. Бюрократизация – противоположный, отдалившийся от жизни так, что значительно расширившееся русло реки породило массу непроходимых отмелей.

Учитель столкнулся с ситуацией, при которой за отчетами, справками, разработками, планами, технологическими картами он перестал видеть ученика. Ученик, по сути дела, стал мешать работе педагога. Это ли не абсурд? Гуманитарная миссия педагога была переориентирована на технократическую. А это крах человеческой души. А что тогда остается? Только пустота. Мы потеряли самое святое – порывы человеческой души, ее метания, поиски и обретение человеком самого себя, индивидуального и неповторимого. Потому что с «фабрикой» стандартных роботов работать легче. И это результат того, что министерство четко определило – воспитание – не наша сфера. Мы занимаемся только учением, по сути, осужденным еще в советское время урокодательством, реализацией образовательных программ. В этом кроется крупный стратегический просчет нашего времени. Ибо в условиях глобализации, не имеющей под собой ценностных ориентиров, воспитание должно стать основой учебного процесса, а школа убежищем, духовной гаванью для дезориентированного в мире ложных  ценностей ребенка.

В мире, где борьба идет за каждую детскую душу, воспитание должно  осуществляться на «каждом квадратном метре земли нашей», подчиняя себе обучение. И, главное, обучение и воспитание, как и глобально увеличившиеся в нашей жизни очень многие процессы, явления, также должны были стать масштабными, значительными. В чем это могло проявиться? В новом понимании  смысла образования, от которого российское ведомство оказалось крайне далеким. Невозможно   сегодня ставить знак равенства между обучением, воспитанием и образованием. В современном, подчеркну, глобализирующемся мире от образования потребовался переход на новый, иной, более высокий уровень. Традиционные обучение и воспитание стали всего-навсего предобразованием. От министерства требовались не многочисленные «ценные» указания и  программы, решения тех или иных частных вопросов, а стратегическое преобразование всей сферы в новое, более высокое и насыщенное гуманитарными ценностями образование. А ему ставят подножку и «усекают» даже то, что стало неадекватным социальной действительности.

Рождение нового смысла

О каком новом – во многом инновационном – уровне образования я веду  речь? Это новое должно быть сродни гениальному сократовскому подходу – в новом мире «я знаю, что я ничего не знаю». Только идя по пути преодоления всего имеющегося в наличии знания нам необходимо обеспечить соответствие адекватности этого знания новым реалиям. Рождая, по существу, новые идеи и новые практики.

Образование – это не стагнация знаний, а постоянно новый смысл, новое понимание.

Помня о том, что обучение и воспитание продолжают выполнять, пусть и в ограниченном виде, научительную и просветительскую функции, смысл преобразований я вижу в решении главной задачи. Это  обеспечение свободы личностного развития индивида, его  самореализации и обеспечение социальной направленности, содержательности, с учетом реалий действительности, которые необходимо уметь видеть и знать. Это контекст личностного развития человека. Без него мы обречены вновь скатиться в стихийно-бесконцептуальную либерализацию.

Предназначение образования в новом веке – это личностное становление индивида. Понимаемое не в стандартно-психологическом плане, а в широком обновляемом инновационно-гуманитарном содержании. Этого требует сама жизнь. Существование личности в объемно-масштабном мире – это способность к яркой, неординарной самобытности, выразительности, индивидуальной самореализации. Новый мир требует новых мыслей и действий. А они реализацией федеральных образовательных стандартов не обеспечиваются, а наоборот – тормозятся. Утверждение философа: «Я мыслю, следовательно, я существую» – не утратило актуальности, оно и сегодня  звучит актуально,  поэтому современный педагог  должен быть готов к принятию неординарных решений. 

Образование начинается там и тогда, когда ребенок оказывается способным к самореализации, творческим неординарным, неповторимым действиям без помощи и поддержки извне, то есть без помощи педагога. Самостоятельно. Потому, что в жизни педагога постоянно рядом нет и не будет. И надо уметь принимать самостоятельные решения. Педагог требуется на этапе обучающе-воспитательного процесса как ведущий за собой. На этом подготовительном этапе в современных информационных условиях возрастает роль личностного потенциала учителя, воздействующего на подопечных своей яркостью, неординарностью и содействующего становлению личностного начала в обучающихся. Продолжая мысли Василия Сухомлинского «ум воспитывается умом, совесть – совестью» скажем, что и личность воспитывается личностью. Но стать ею должен каждый самостоятельно. Через способность к оригинальным решениям и действиям. Способность к творчеству, индивидуальному и неповторимому. Творчество не может быть скопировано и рождено стандартом. И подводит к данному уровню личностного самовыражения педагог. На этом его миссия заканчивается. Новая способность человека осуществлять выбор своей жизненной стратегии в совокупности со всем сказанным – это и есть исходная точка образования и образовывания себя, самостроительства себя как «произведения искусства».

Это серьезнейшая проблема, которая сегодня пока решается на интуитивном неосознаваемом уровне. Речь идет о необходимости изменения подготовки педагогических кадров, повышении их квалификации. Надо, чтобы учитель стал своеобразным навигатором по отношению к своим подопечным в школе, подводя каждого к индивидуальному выбору, к личностной самореализации. Это сегодня если и делается, то во многом вопреки образованию. Жизнь требует концентрации обучения, воспитания и образования в единый процесс, а не дробления его, отказ от воспитания. Воспитание, наоборот, обретает особое значение в условиях, когда педагог противостоит  среде, предлагающей молодым людям  соблазны  современной жизни, которых много в интернете, в масскульте. Поэтому воспитание – стержневая часть образования на протяжении всей жизни человека, начиная с рождения, детского сада, школы. Однако на протяжении последних лет главным направлением отечественного образования стал сознательный отказ от воспитательной функции в школе.

Завалов тьма

Завалов в нашей сфере при Дмитрии Ливанове возникло немало. Это и сокращение бюджетных мест в образовании на 40%. Это тотальная егээзация сферы и внедрение в нее формального тестирования как ведущего способа определения интеллектуального уровня выпускников школ. Необъяснимы вообще полицейские, почти военные методы контроля за школьниками при проведении ЕГЭ. Информированность вдруг стала главным показателем образованности. А может, наоборот, от школьника необходимо  требовать способность искать и находить необходимую информацию и подвергать ее осмыслению, переработке? Мы забыли старую русскую мудрость: «Многознание уму не научает». У нас ученик, наоборот, стал рассматриваться как накопитель информации. Это сегодня реализовать практически невозможно ввиду ускоряющихся информационных процессов. А мы жестко проверяем то, что на период ЕГЭ уже устарело. Отсутствие единого учебника по истории России привело к размытости в умах, когда каждый поясняет исторические процессы как бог на душу положит. Принижена роль и значение гуманитарных наук как основополагающих в формировании мировоззрения. В результате клиповое мышление и клиповое сознание  стали нормой жизни подростков и молодежи. 

Непродуманное внедрение западных стандартов и отказ от отечественных традиций – это не что иное, как невежество.

Скрупулёзная работа с педагогами по повышению их делового уровня и профессиональной квалификации подменена формально большим множеством ничего не значащих для учителя курсов, прослушиваний, но влияющих на результаты его аттестации. Мы выкручиваем руки учителям никому не нужными придумками, вместо того чтобы дать возможность саморазвиваться, расти, быть яркими и неординарными. Похожесть учителей друг на друга не создает условий для индивидуального самовыражения обу­чающихся. Об этом нам некогда подумать в водовороте бумаг, отчетов… Говорить о проблемах методологической культуры, методологическом самоопределении педагогов вообще не приходится. Скорее всего потому, что данные проблемы были вообще вне поля зрения российского министерства. Оно было занято «усовершенствованием» мракобесия.

Глаза боятся, руки делают

Новому министру российского образования Ольге Васильевой не позавидуешь. Но не зря о ней говорят: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Поставить российское образование с ног на голову   может только сильный человек, с характером, с богатым жизненным и управленческим, в том числе образовательным, опытом. Новому руководителю предстоит провести систему образования между сциллой и харибдой накопившихся проблем и актуальных современных вопросов. Вызывает уважение позиция «Единой России», одобрившей кандидатуру Ольги Васильевой, которая, по сути, является  полной противоположностью Дмитрию Ливанову. Она последовательный патриот, четко стоящий на позициях отечественных традиций, уважительного отношения к отечественной истории, в том числе к ее советскому периоду. Это человек, для которого   прошлое, настоящее и будущее неразделимы, без прошлого не может быть настоящего и будущего. И это чрезвычайно важно для нас, так как позволит нащупать твердую почву под ногами, найти нашу подлинную национальную сущность, без которой не бывает образования, как воспитательной функции. Стремление решать проблемы с концептуальных позиций, а не мелкого бумаготворчества – ее отличительная личностная черта. И что немаловажно, Ольга Васильева  внимательно относится к вопросам православия и является одним из ведущих специалистов в этой области. Возврат школе воспитательных функций с опорой на многовековые устои России – это то, что от нее ждет общество. У министерского руля встал человек, являющийся сторонником не новых потрясений в образовании, а восстановления миссии образования, его развития в  адекватном для общества направлении. Пришел государственник, сторонник сильной России, поэтому мы в начале большого, трудного  пути по восстановлению отечественных основ российского образования.  И, как говорится, дорогу осилит идущий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру