Бумажная война
- С 15 сентября приказом гендиректора ЗАО «Дорожник» карьер на лицензионном участке Олхинского плато был расконсервирован, начались подготовительные работы. Но начались эти протесты, и мы были вынуждены частично приостановить работы, оставить штат без содержания, в связи с чем 21 октября наши работники обратились к нам и вышли на пикет, - рассказывает юрист компании Наира Овакимян. - Региональная власть пошла на поводу у этих общественников и поддерживает эту ситуацию.
История с пикетом каменоломщиков вообще очень странная. Никаких достоверных сведений о том, что он был, и о его численности не существует. Точно так же, как и нет никаких резолюций в адрес властей от его участников. Появление в информационном пространстве сообщения о нем смахивает на неуклюжий шантаж, ибо если работники лишились этого фронта работ, то у компании существует множество других. У «Дорожника» производственные фронты открыты как в Иркутской области, так и в соседней Бурятии. Компания имеет многомиллионные контракты, и ее руководство, разумеется, имеет возможность перебросить рабочих на другие объекты, если они «пухнут с голоду».
«Ситуация, к сожалению, непростая, потому что, когда выделялся участок под добычу гранита, были допущены нарушения природоохранного законодательства, поэтому необходимо их устранить и все привести в соответствие с законом, - считает народный губернатор Иркутская область Сергей Левченко. - Я согласен с тем, что люди страдать не должны, но в данном случае это ответственность первых лиц ЗАО «Дорожник». Когда они сознательно шли на нарушение законодательства, то должны были понимать и риски, и их последствия».
Однако руководство ЗАО «Дорожник», судя по всему, решило затеять с прокуратурой бумажную войну. 1 октября Западно-Байкальская межрайонная прокуратура выписала предприятию предостережение о запрете проведения работ на лицензионном участке. Но в компании сказали, что никакого распоряжения в глаза не видели, потому что якобы документ был выписан на имя замдиректора компании Анатолия Ефименко, который на тот момент находился в отпуске. Кроме того, по мнению юристов компании, сотрудники прокуратуры слегка облажались, не истребовав доверенность, что Ефименко может получать такие документы.
Тогда 21 октября Западно-Байкальская прокуратура обратилась в Слюдянский районный суд с исковым заявлением о нарушении ЗАО «Дорожник» правил лесопользования. Подавая иск, в прокуратуре, видимо, пытались выиграть время до подачи следующего иска о нарушении компанией правил недропользования. Но, похоже, расчеты прокуратуры не оправдались. Агентство лесного хозяйства Иркутской области выдало положительное заключение на проект освоения лесов сразу после обращения прокуратуры в суд. Это же ведомство отличилось еще больше, когда перед выдачей лицензии «Дорожнику» в 2007 году якобы после выезда на место выдало заключение, что лесных насаждений на предлагаемом для разработки участке нет. Позже выяснилось, что лес там не просто есть, но еще и имеет статус охраняемой зеленой зоны. Столкнувшись с такой досадной преградой, чиновники из лесного агентства, призванные зеленые зоны охранять, просто взяли и ее на бумаге вымарали, то есть вывели этот участок недр из этой зеленой зоны.
В «Дорожнике» утверждают, что никаких предписаний из прокуратуры не видели, стало быть, и нарушений нет, о судах им ничего не известно, потому как и бумаг оттуда не приходило. Вывод: работаем, как и работали.
- Прокуратура может утверждать что угодно, как и все остальные. Если прокуратура утверждает, что мы работаем незаконно, то она должна сослаться на какие-то документы правоустанавливающие, - заявила юрист компании.
В конечном счете вся эта игра в прятки закончилась тем, что судебные приставы приехали в карьер и отобрали экскаваторы. Где в это время были юристы каменоломщиков и почему не закрывали грудью экскаваторы, неизвестно.
Общественная палата против общества
Однако главную сенсацию в скандале со «Старой крепостью» произвела Общественная палата Иркутской области. Заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Приангарья Лариса Лобкова заявила, что никаких документов, доказывающих, что «Дорожник» допустил нарушения, экспертам не предоставили. Доводы прокуратуры, видимо, для этой общественной организации являются несущественными. Поэтому общественные эксперты сгенерировали соломоново решение, предложив вывести останец «Старая крепость» из лицензионного соглашения и включить его в особо охраняемую природную территорию, но при этом огородить забором, на охрану от вездесущих туристов, сующих свой нос везде и всюду, отрядить людей из «Дорожника». Экологические активисты подвергли резкой критике предложенное паллиативное решение, заподозрив Общественную палату в сговоре с «Дорожником». Вообще-то Общественная палата – это такая специальная структура, созданная для защиты гражданских, а не корпоративных интересов отдельных предпринимателей. Но в случае со «Старой крепостью» случился какой-то неожиданный пердимонокль.
Между тем «Дорожнику» идея, выдвинутая Общественной палатой, чрезвычайно понравилась.
- Пожалуйста, пусть создают свою особо охраняемую природную территорию, но на этот период «Дорожник» работы будет вести. Если территория будет создана, будем смотреть по ситуации. Почему это не устраивает экологических активистов и власть говорит, что мы работать не будем, нам непонятно, - заявила «МК Байкал» юрист Наира Овакимян. - Мы неоднократно заявляли о том, что мы выполняем программу президента об импортозамещении. Власть, которая должна представлять наши интересы и защищать местных производителей, говорит: «Извините, люди хотят видеть эту скалу, значит, вы ее не трогайте». Тогда нам придется завозить материалы из-за границы, а это очень дорого.
Судя по всему, каменоломщики искренне не понимают, что такого ценного нашли люди в этой груде камней.
- Как только мы приступили в сентябре к работам, общественность, как и в 2012 году, взбудоражилась, пытаясь сохранить непонятно что. Говорят, что эти скалы представляют какой-то интерес для альпинистов, для археологических каких-то данных – это все неправда. У нас имеются письма, в том числе от Службы по охране культурного наследия Иркутской области от 23.07.2009, о том, что согласно заключению археологической оценки территории участок признан бесперспективным для обнаружения объектов археологического наследия и согласован для целей, в соответствии с которыми была выдана лицензия, - недоумевает юрист. - Кроме того, у нас имеется письмо Иркутской школы альпинизма за подписью ее гендиректора и гендиректора «Востсибинвестпроект». Они также подтверждают, что эти скалы для альпинистов не представляют никакого интереса, поскольку нахождение на скальнике «Старая крепость» является опасным, особенно для детей и подростков. Кроме того, имеется также ряд других писем, из которых следует, что данные скалы не представляют никакого интереса, в том числе как достояние какое-нибудь.
Вот и с этими письмами тоже пердимонокль. По словам Наиры Овакимян, письма были написаны не по просьбе «Дорожника», он здесь как будто и ни при чем. Например, письмо от Иркутской школы альпинизма предназначалось Минприроды Приангарья. На вопрос, как же «Дорожник» получил письма в свое распоряжение, юрист компании ответить не смогла. Про археологическую значимость скальника никто и не говорит, это вообще абсурд. «Старая крепость» не рукотворное, а природное явление, поэтому его защитники указывают на ее уникальность как природного объекта. Про альпинизм та же история, никто из экологических активистов никогда не утверждал, что скальник нужен для профессионального альпинизма, ибо туризм и профессиональный альпинизм вещи далеко не идентичные.
В «Дорожнике» также не могут внятно объяснить, каковы рынки сбыта уникального розового гранита. Представители компании постоянно делают упор на то, что розовым гранитом были облицованы крыльцо областного правительства, мемориал «Вечный огонь», фонтаны и фасады государственных зданий. Только какое отношение имеет к этому ЗАО «Дорожник»? Добыча гранита на месторождении действительно велась с переменным успехом с советских времен разными государственными добывающими организациями. Только для добычи розового гранита использовался разведанный карьер, а не скальник, варварским разбором которого, по мнению прокуратуры, занялась эта частная структура.
Прокурорские не сдаются
Похоже, для сотрудников прокуратуры защита «Старой крепости» стала делом профессиональной чести. В этом ведомстве методично и непреклонно готовят один иск на смену другому и сдаваться не собираются.
- Исковое заявление по устранению нарушений правил лесопользования было подано как промежуточное, чтобы официально приостановить работы. Официального заключения выездной проверки по недропользованию еще нет, но, как только оно будет у нас на руках, мы подадим следующий иск в суд, - рассказала помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Ольга Бутрик. (Разговор с прокурором состоялся еще до решения суда, на основании которого судебные приставы изъяли у «Дорожника» технику, - прим. редакции.)
В прокуратуре не скрывают, что конечная цель тяжб, которые тянутся с 2012 года, когда «Дорожник» впервые приступил к работам на скальнике, это лишение компании лицензии на добычу недр на Олхинском плато. За «Старую крепость» вступились и региональные власти, которые намерены добиться создания на Олхинском плато особо охраняемой природной территории.
Хотя ЗАО «Дорожник», несмотря на отобранные экскаваторы, совершенно очевидно будет стоять на своем, осуществляя все новые вылазки, как в чиновничьи кабинеты, так и на сам скальник, ибо мысли о конвертации розового гранита в зеленые купюры не оставят их никогда. Это только у Владимира Высоцкого в песнях лучше гор могут быть только горы, а вот в жизни, к сожалению, все страшнее и прозаичнее. Однако это совсем не значит, что шансов у романтиков нет.