Рельсы в будущее

Власти Приангарья рассчитывают на мегаэффект от модернизации Транссиба

Новый импульс развития провинциальные железные дороги в регионах, являющихся форпостом России на границах со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, получили в 2013 году, когда президент и правительство страны одобрили решение о предоставлении государственной поддержки компании «РЖД» для реализации программы реконструкции инфраструктуры Восточного полигона – Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Географический потенциал магистралей огромен. В связи с переориентированием экономики страны на восточное направление грузооборот между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона растет из года в год. Транссиб и БАМ, пролегающие к богатейшим ресурсами территориям, способны обеспечить добывающим компаниям возможность доставки грузов по всей стране и в зарубежье. Однако эти возможности в полную силу не реализуются – магистрали изобилуют узкими местами, их пропускная способность полностью исчерпана. Решение этой проблемы позволит вывести на рельсы развития экономику сразу нескольких регионов. Стоимость реконструкции дорог составляет 562 млрд рублей. В одиночку потянуть данную сумму «РЖД» вряд ли смогло бы, поэтому руководством страны было принято решение о финансовой поддержке инвестиционных планов компании. Но помощь в реализации программы по реконструкции магистралей сегодня готовы оказывать и субъекты федерации. Так, руководство Иркутской области считает стратегически важным избавить «РЖД», а вместе с ней и другие компании, реализующие на территории региона крупные инвестиционные проекты, от излишней налоговой нагрузки. Взамен же Приангарье рассчитывает получить долгосрочный кумулятивный эффект.

Власти Приангарья рассчитывают на мегаэффект от модернизации Транссиба
фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

- Региональная власть будет поддерживать инвестиционные проекты компаний, в частности те, которые реализует железная дорога, в том числе путем предоставления налоговых преференций, - сказал на встрече с главой РЖД Владимиром Якуниным врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. - Потому что это новые рабочие места, инфраструктура. Мы также поощряем участие компаний в социальном развитии Иркутской области.

Транссиб устал

Протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали составляет около 10 тысяч километров, это самая длинная железная дорога в мире. Именно по Транссибу перевозится более половины всех внешнеторговых и транзитных грузов в стране. Транссиб неразрывно связан с Байкало-Амурской магистралью, ежегодный объем грузоперевозок на которой сегодня оценивается в 12 млн тонн. При этом интенсивность движения поездов по магистралям, особенно БАМу, незначительна. Одной из ее главных проблем является устаревшая инфраструктура, неспособная справиться с ростом объемов перевозок. В таком виде будущего у этих магистралей нет. По мнению экспертов Фонда «Центр стратегических разработок», в случае, когда существуют препятствия движению товаров, разница цен на один и тот же товар в двух соседних регионах зачастую превышает транспортные издержки на его перевозку. Узкие места необоснованно увеличивают разницу цен на товары между регионами и создают дополнительную ценовую нагрузку на население. Иными словами, вопрос ценообразования становится инфраструктурным. При ее отсутствии накладные расходы на товар увеличиваются в разы. Добыча полезных ископаемых совсем не исключение, чем современнее инфраструктура на месторождении, тем ниже будет и себестоимость добычи.

В регионах, через которые пролегают Транссиб и БАМ, находятся крупнейшие в стране месторождения полезных ископаемых – углеводородов, руды черных и цветных металлов. Территории обладают значительным импортным и экспортным потенциалом. Здесь добывается более 65% от всего производимого в стране угля, осуществляется нефтепереработка и заготовка древесины.

Однако сегодня на Транссибе и БАМе случился логистический затор, чтобы его преодолеть, необходима масштабная модернизация. Поэтому руководством страны было принято решение о выделении средств компании «РЖД» для реализации амбициозного проекта по реконструкции магистралей и их расширению. Объем инвестиций до 2020 года по проекту реконструкции Восточного полигона составляет 562 млрд рублей. Большую часть средств – 302 млрд рублей - в проект вложит сама компания за счет собственных и заемных источников. Эти средства будут направлены на обновление основных фондов, развитие восточной части БАМа и завершение отдельных уже начатых проектов. Объем государственной поддержки составляет 260 млрд рублей, в том числе 110 млрд рублей прямых инвестиций и 150 млрд рублей через Фонд национального благосостояния. Данные средства направляются на реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры западной части БАМа и расшивки узких мест Транссиба.

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Одним узким местом меньше

Одним из ярких подтверждений успешного социального сотрудничества региональных властей и руководства естественной монополии стало открытие 30 июля на станции Большой Луг в Шелеховском районе пункта технического осмотра локомотивов. Введение объекта в эксплуатацию даст Иркутской области 32 новых рабочих места.

Значение же открытия пункта для подразделения РЖД Восточно-Сибирской железной дороги переоценить трудно. Строительство объекта продолжалось пять лет, а объем инвестиций составил 316,2 млн рублей. Ежегодно по самым скромным подсчетам экономия от введения пункта в эксплуатацию позволит сохранить до 31-32 млн рублей, что позволит окупить строительство за 8-9 лет. Пункт необходим для обслуживания подталкивающих локомотивов, которые работают на одном из самых напряженных участков Транссибирской магистрали «Большой Луг – Слюдянка-2». После сдачи пункта обслуживания локомотивов в эксплуатацию, пропала необходимость впустую гонять локомотивы до ближайших пунктов, расположенных в Слюдянке и на станции Иркутск-Сортировочный. В результате не только значительно повысится эффективность использования локомотивов, но и произойдет экономия электроэнергии, будут разгружены пути для движения поездов, что особенно важно в условиях увеличения грузооборота на магистрали. За сутки новый пункт сможет обслуживать до девяти локомотивов.

- Сдача в эксплуатацию данного пункта технического обслуживания локомотивов на самом деле большой шаг в реализации программы по реконструкции Транссибирской магистрали, - отметил Сергей Ерощенко. – Современный пункт позволяет показать ту работу, к которой уже мы приступили. Но это только начало огромной инвестиционной программы, которая реализуется в регионе и в которую инвестирует РЖД.

Однако открытием пункта технического обслуживания локомотивов в Большом Луге реализация мероприятий по реконструкции Транссиба и БАМа на территории Иркутской области в 2015 году не ограничится. Так, на БАМе будут открыты вторые пути и блокпосты Предленский и Суринья, а также будут запущены вторые пути на перегонах «Предленский – Чудничный», «Чудничный – Звездная».

Кроме того, в Москве рассмотрено ходатайство министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о возможности предоставления «Байкальской пригородной пассажирской компании» вагонов для организации дополнительного пригородного маршрута на участке «Коршуниха-Ангарская – Рудногорск – Усть-Илимск» периодичностью четыре раза в неделю.

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Поезд спасения

Жизненно важным стало сотрудничество Приангарья и Восточно-Сибирской железной дороги в организации работы передвижного консультативно-диагностического центра «Академик Федор Углов», вывозящего бригады медиков для осмотра населения в отдаленные территории области с 2010 года. За 5 лет медицинский поезд выполнил 58 поездок в отдаленные территории, работа велась на 97 станциях. Специалисты передвижного медицинского центра оказали помощь 68 тысячам пациентов, провели 278 тысяч приемов и 212,5 тысячи исследований. За это время оборудование, установленное в передвижном центре, износилось и устарело.

- Из-за напряженного графика работы поезда диагностическая аппаратура рентгеновского, эндоскопического и клинико-диагностического кабинетов физически и морально устарела, - рассказал начальник Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Василий Фролов. – Благодаря встрече Сергея Ерощенко с президентом компании «РЖД» Владимиром Якуниным практически решен вопрос о выделении 25 млн рублей на приобретение новых аппаратов.

Кроме того, Сергей Ерощенко и Владимир Якунин договорились совместно решать проблемы обеспечения безопасности движения на объектах железнодорожной инфраструктуры и обеспечивать профилактику непроизводственного травматизма на Восточно-Сибирской железной дороге. Они также обсудили строительство пешеходного моста на станции Половина, организацию пешеходного путепровода через железнодорожные пути на станции Куйтун.

фото Марии Оленниковой с сайта Иркутскмедиа

Была достигнута договоренность, что необходимые для решения поставленных задач мероприятия будут предусмотрены в инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2016–2018 годы. Сергей Ерощенко и Владимир Якунин также договорились о том, что будет проработан вопрос оснащения пяти железнодорожных переездов на территории области аппаратно-программными комплексами «Автоураган», предназначенными для использования на стационарных рубежах контроля транспорта с целью автоматического фиксирования нарушений правил дорожного движения.

На открытии пункта технического осмотра локомотивов Сергей Ерощенко подчеркнул, что регион и дальше будет продолжать поддерживать компанию в реализации крупных, важных проектов, таких, например, как участие железной дороги в перевозке сжиженного газа с севера области.

В конечном счете вложение инвестиций в реконструкцию крупнейших в стране железнодорожных магистралей может оказаться мегапроектом. По мнению Владимира Якунина, которое он высказал в 2014 году на президиуме Российской академии наук, на оси Транссиба и БАМа может быть создан Трансевразийский пояс, способный объединить разные страны для плодотворного сотрудничества. Для иркутского региона это значит открытие новых возможностей для развития.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру