Точка отправления в цивилизацию

Дорога из Иркутска на Байкал переживает первый этап модернизации

Реконструкцию Байкальского тракта в свете того, что в Иркутской области уже давно не сдавали крупных объектов транспортной инфраструктуры без репутации долгостроя, можно назвать стройкой если не века, то по крайней мере нескольких последних десятилетий. Даже несмотря на то, что в реконструкции сейчас находится небольшой отрезок дороги — с 8 по 12 км — процесс на трассе, ведущей из Иркутска на Байкал, развернулся впечатляющий. Неизбалованному ровными дорогами обывателю, глядя на предстающую его глазам панораму стройки, пожалуй, трудно представить, во что трансформируется выезд из города. Оценить результат происходящих сейчас с транспортной артерией метаморфоз можно будет в октябре этого года. Строителям, приступившим к работе в январе, дано всего десять месяцев на реконструкцию.

Дорога из Иркутска на Байкал переживает первый этап модернизации
Фото Тараса Панченко

— Если мне не изменяет память, то про реконструкцию Байкальского тракта начали говорить еще в 80-х годах прошлого столетия. Очень жаль, что мы так долго шли к этому проекту, но я доволен, что мы наконец приступили к работе, — отмечает губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, который старается по выходным заезжать на стройку и проверять, как идет процесс. — Это не просто реконструкция дороги, это разрешение многих проблем — и обновление коммуникаций, и увеличение пропускной способности трассы, следовательно, увеличение турпотока, повышение безопасности дорожного движения.

Популярная, но скверная

Проект реконструкции Байкальского тракта, точнее пока только его четырехкилометрового участка, с одной стороны, можно назвать амбициозным, поскольку широкомасштабные стройки, не затягивающиеся на долгие годы, были в регионе явлениями редкими и уникальными. С другой стороны, во всем цивилизованном мире наличие качественных дорог вместо стиральных досок — это не предмет роскоши и не дорогой аксессуар, хотя и признак благополучия территории, но вместе с тем это и повседневная потребность людей.

Двухполосная дорога Иркутск – Листвянка, или Байкальский тракт, служит жителям областного центра и гостям с 1961 года. Трассу протяженностью 65 км построили ударными темпами к визиту на Байкал американского президента Эйзенхауэра. Но тот не приехал из-за внезапно вспыхнувшего политического скандала между Америкой и СССР. Однако это не похоронило результат интенсивной работы строителей, ведь дорога стала одним из популярных направлений отдыха на Байкале. Сейчас это трасса имеет высокое социально-экономическое значение как транспортная артерия, обслуживающая стабильно растущие туристические потоки. Это самая короткая дорога из Иркутска на Байкал, а первый ее участок, где началась реконструкция, теперь является не только точкой отправления на отдых, но и стартом в процесс глобальной модернизации трассы.

Со временем на Байкальском тракте деревянные мосты заменили на железобетонные, частично были перестроены некоторые участки, но полноценной реконструкции за весь период существования дороги не было. Поэтому сейчас она не соответствует по своим характеристикам интенсивности движения, которое в будние дни составляет порядка 10 тыс. автомобилей в сутки, а в выходные поток увеличивается в два раза. Кроме того, на Байкальском тракте есть аварийные участки, где происходит по 150-180 ДТП в год.

— Этот проект назрел однозначно. Там, где сейчас идет реконструкция, было узкое горлышко, в том месте на Байкальский тракт выходило две дороги — объездная из аэропорта и прямая из микрорайона Солнечного. Потом начинаются отвороты, встречные выезды, и все время тормозилось движение, часто были аварии, — отметил в беседе с корреспондентом «МК Байкал» заслуженный строитель РФ Сергей Брилка. — Эта дорога, можно сказать, «полувстала», еще чуть-чуть, и она бы встала окончательно, поскольку количество транспорта увеличивается.

Фото Тараса Панченко

Круглосуточное видоизменение

Сейчас на фоне раскинувшейся стройки, если посмотреть на нее даже с небольшой возвышенности, существующая дорога выглядит как тонкая старая, потрепанная ленточка, по которой в обе стороны, как блошки, снуют машины. Скоро это будет современная трасса из четырех полос с пропускной способностью более 30 тыс. автомобилей в сутки.

Государственный контракт на реконструкцию дороги был заключен с Дорожной службой Иркутской области 30 декабря 2014 года. Проект реконструкции Байкальского тракта на участке с 8 по 12 км был выполнен еще в 2005 году. Как рассказал «МК Байкал» главный инженер Дирекции автодорог Иркутской области Дмитрий Милицын, его актуализировали, внесли некоторые корректировки. К работам генеральный подрядчик и смежные организации приступили в январе.

У генподрядчика на участке в круглосуточном режиме работает более 70 единиц техники и свыше 250 человек. Кроме того, в реализации проекта кроме Дорожной службы участвует более 30 контрагентов в связи с необходимостью переноса большого количества коммуникаций — электрических сетей, сетей связи и т.д. Так, «Южные электрические сети» выполняют перенос линии электропередач, «Водоканал» переустраивает линии водовода, которые ведут в поселок Молодежный.

— Укладываются совершенно новые коммуникации, новые колодцы, задвижки, вся инфраструктура обновляется, — рассказывает Дмитрий Милицын. — Также ставятся новые опоры линий электропередачи, всего их 15 штук. На весь вынос коммуникаций проектом заложено 230 млн рублей. Эту работу по плану должны завершить к 15 мая.

Фото Тараса Панченко

В ближайшее время планируется начать отсыпку песчано-гравийной смеси. Строители говорят, что пока погода не преподносит сюрпризов и дает возможность работать в нормальном, штатном режиме, соблюдая все технологии.

— Если в процессе отсыпки земляного полотна пойдет дождь, то работы должны быть приостановлены, потому что грунты должны иметь оптимальную влажность. Но я не скажу, чтобы у нас были большие проблемы, потому что на улице достаточно сухо, — говорит главный инженер Дирекции.

Сергей Брилка объяснил, что это очень сложный с технической точки зрения проект. «Строители снимают высотные отметки, чтобы улучшалась горизонтальная видимость. И, насколько я понимаю, в составе проекта две двухуровневые развязки. Это позволит двигаться по Байкальскому тракту без остановок, а съезды и заезды осуществлять на втором уровне. Это сложная строительная работа. А амбициозность заключается в том, что заявлен рекордно короткий срок — к 30 октября закончить реконструкцию этих четырех километров. Я бываю там, вижу, что строители работают круглосуточно, они нацелены на выполнение задачи».

Фото Тараса Панченко

Идти дальше

К 30 апреля из Кургана на стройку поступит 700 тонн металлоконструкций, и начнется монтаж пролетных строений. К концу мая планируется смонтировать два пролета на первом путепроводе. Всего путепроводов будет два, столько же развязок — в районе Молодежного и Ново-Разводной.

По словам Дмитрия Милицына, при реконструкции применяются материалы отечественного производства. Гравий — с карьера в Иркутском районе, на его добычу оформлена соответствующая лицензия, а дорогу, по которой грузовые машины возят материал, строители по завершении работ приведут в порядок. «Мы согласовывали движение транспортных средств, кроме того, подрядчик оплатил определенное количество рейсов, и те разрушения, которые произошли, будут компенсированы, все будет восстановлено», — говорит главный инженер Дирекции.

Всего на реконструкцию Байкальского тракта будет затрачено 73 тыс. тонн асфальтобетона, 2 тыс. 300 тонн бетона, земляные работы проведут в объеме 368 тыс. куб. м, площадь покрытия составит 110 тыс. 382 кв. м. На реконструируемом участке будет установлено 137 дорожных знаков. Также предстоит организовать освещение дороги в ночное время — установят светодиодные лампы. Финансирование проекта составляет 1 млрд 529 млн рублей, из которых 920 млн — это средства федерального бюджета, остальное — областные деньги.

Реконструкция Байкальского тракта на участке с 8 по 12 км — это первый этап модернизации трассы. Сейчас на экологической экспертизе находится проект реконструкции участка с 12 по 29 км, а отрезок 29-49 км эту экспертизу уже прошел. Оба проекта находятся также на Главгосэкспертизе в Красноярске. Проще говоря, проекты реконструкции до Большой Речки уже есть. Проекты на остальные километры пока не готовы, в том числе из-за того, что нужно разрешить природоохранные вопросы, ведь часть дороги проходит по территории Прибайкальского национального парка, где строительство запрещено.

Фото Тараса Панченко

Кроме того, в областном правительстве ищут возможности для реконструкции самого начала Байкальского тракта, которое находится в черте Иркутска и, соответственно, принадлежит муниципалитету. Как отмечает первый заместитель председателя правительства региона Николай Слободчиков, участок автодороги возле микрорайона Солнечного тоже требует серьезных изменений.

— Я предлагаю научному сообществу присоединиться к поиску конструктивных решений, — отметил Николай Слободчиков. — Нам необходимо срезать гору в начале тракта и организовать переход через улицу Ржанова, чтобы исключить в этом месте узкое горлышко. Нужно сделать все по уму.

Между тем Иркутская область взяла на себя обязательство перед Росавтодором выполнить реконструкцию Байкальского тракта, а также дороги Тайшет–Чуна–Братск до 2017 года в рамках реализации федеральной целевой программы развития Байкальского региона и Дальнего Востока. Как пояснил «МК Байкал» губернатор Сергей Ерощенко, по крайней мере, до 49 км, то есть до особо охраняемой природной территории, реконструкцию к этому сроку вполне реально осуществить, тем более что регион заручился поддержкой президента.

— Он нас поддержал, и мы эту задачу выполним и отчитаемся перед главой государства и перед жителями Иркутской области, — подчеркнул губернатор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру