Фатальный мат

получила примадонна иркутской политики

В Иркутске на прошлой неделе взорвалась очередная местечковая информационная бомба, во взрывной волне которой захлебнулись доморощенные и столичные политологи. На сессии Законодательного Собрания Иркутской области ее спикер и мастодонт региональной политики Людмила Берлина заявила о своей отставке и уходе с политической авансцены. Вслед за этим немедленно кто-то ляпнул, и все стали медитировать на тему того, что событие случилось неожиданное, судьбоносное и знаковое и мир теперь уже никогда не будет прежним. Все эти посылы до одного ложные, ибо уход Людмилы Берлиной в политическое небытие, который был зафиксирован графоманами и политологами 15 апреля 2015 года, на самом деле фактически произошел много раньше, а стало быть, сенсацией не являлся. Этот день примечателен лишь тем, что бывшего спикера вынудили признать это публично, а что до знаковости, то знаков на самом деле до этого было много, и если бы кое-кто умел их читать, то, возможно, легендарная женщина-спикер протянула на этой должности, что, впрочем, маловероятно, годок-другой. Между тем мир не рухнул, и жизнь продолжила свой стремительный бег, и на смену событию из прошлого пришло событие из будущего, пусть и не такое громкое. Именно на разной природе этих событий и стоило бы сосредоточиться графоманам-политологам, если бы они умели читать знаки.

получила примадонна иркутской политики
Фото с сайта kekelev.livejournal.com

Через два дня после публичной отставки «девочки из Усть-Орды», сделавшей феерическую карьеру в юриспруденции, а затем и в политике и ставшей своеобразным иркутским Талейраном в женском обличии, случилось нечто другое, на первый взгляд куда более банальное, однако не менее, а может, и более важное. И не в Иркутске, а в Тулуне. 17 апреля в далекую и, да простят меня тулунчане, депрессивную иркутскую провинцию прибыл губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, и не просто прибыл, чтобы собрать слезные челобитные и слинять потом, успешно о них забыв, как делали почти все его предшественники. Сергей Ерощенко приехал в Тулун на официальное открытие многострадального бассейна «Дельфин», который тулунчане ждали почти два года и уже не верили, что он когда-нибудь будет построен. На самом деле для тулунчан «Дельфин» открылся месяц назад, но в региональной метрополии об этом скромном событии узнали только после прибытия туда губернатора, и если бы не так, иркутские журналисты вообще бы не заметили случившегося. Между тем, с точки зрения жителя Тулуна, приезд губернатора в мрачный город и его одержимое упорство, с которым он, несмотря на кризис, продолжает возводить один за другим социальные объекты на далеких и холодных просторах нашей губернии, куда более важное событие, чем дворцовые перевороты иркутской метрополии. Ведь история строительства этого злосчастного бассейна – классический образчик чиновничьей безответственности, казнокрадства, пофигизма, профессиональной трусости, список можно продолжить. Таких мрачных «тулунов» и чиновников, сидящих в них, сосущих народную кровь и народные деньги, в губернии, да и в России, не счесть. Они сидят там многие годы, не обращая внимания на смену губернаторов, ведь метрополия далеко, а свой карман ближе. Так было для них всегда, но только не с Сергеем Ерощенко. Бассейн в Тулуне тому яркое свидетельство, а до этого были ввод школ в Култуке, Булусе, Тургеневке, больница в Еланцах, мост в Зиме для садоводов, 35 детсадов в отдаленных территориях. И все это меньше чем за три года при отнюдь не радостной макроэкономической конъюнктуре.

О высоком и низком

Возможно, жителям погрязшего в гламурно-клубной действительности Иркутска понять значимость для жизни детсада и школы с теплым сортиром чрезвычайно сложно, но ведь можно включить наконец воображение. Как ни странно, у вчерашнего олигарха и нынешнего губернатора оно есть, именно поэтому он взялся строить в деревнях социальные объекты с теплыми клозетами и сразу же за это получил в свой адрес потоки обличительного политического дерьма. Сам и виноват: вместо того, чтобы возводить дорогие детсады с теплыми клозетами и канализацией, мог бы настряпать кучу халуп с холодным туалетом на «четыре очка», как в Усть-Куте недавно бессовестно построили местные власти по многочисленным просьбам трудящихся. Дешево и сердито. И для отчетности хорошо.

Предвижу вопрос: при чем тут бассейны, теплые клозеты и холодные на «четыре очка», если тема нашего разговора о высокой политике. Все очень просто - потому что между ними прямая связь. Дело в том, что головокружительная политическая карьера Людмилы Берлиной была обречена на крах с самого первого дня назначения Сергея Ерощенко на должность управителя губернии. И если кому-то казалось, что феноменальной политической изворотливости и конъюнктурной гибкости будет этой обаятельной женщине достаточно, чтобы усидеть в одной лодке с жестким и практичным человеком, который меньше всего в жизни ценит словесную мишуру, то он глубоко заблуждался. У этих двоих не было шансов остаться в тандеме именно потому, что одна из них всю жизнь в политику играла, а второй никогда ни во что не играл, компромиссов не знал и никогда не прощал предательства. Людмила Берлина как спикер во время губернаторства Сергея Ерощенко была обречена на старте, потому что у последнего, в отличие от его предшественников, не было права на отступление. Проиграть и бежать, как Александр Тишанин и Дмитрий Мезенцев, он не мог, потому что, во-первых, не тот это человек, во-вторых, бежать ему некуда. Это его земля, его дом. Сергей Ерощенко не варяг. Ну и, наконец, самое главное: Сергей Ерощенко стал губернатором, потому что он очень хотел навести порядок в своем доме и на своей земле. Он стал губернатором, потому что действительно хотел, чтобы в иркутской деревне были не только детсады с теплыми клозетами, но и библиотеки и бассейны и все остальное, необходимое для жизни обычного человека. В это очень сложно поверить, потому что все остальные до него, включая и «девочку из Усть-Орды», ставшую политической примадонной, лезли во власть, чтобы играть, позировать, жонглировать словесной мишурой и, разумеется, обустраивать только свое личное жизненное пространство.

Мина с часовым механизмом

Это системное противоречие стало миной замедленного действия с часовым механизмом, ее счетчик был запущен в мае 2012 года, а рванул в апреле 2015-го. А в промежутке, пока он тикал, случилось много всего неприятного для обоих, и каждый действовал в соответствии со своими жизненными принципами или отсутствием таковых. Один рвал жилы, строил детсады и школы с теплыми клозетами, ездил в деревни, собственноручно ловил черных лесорубов, боролся, как мог, с пожарами и паводками, в своих дерзких планах стремился вперед и ввысь, вторая много говорила, много интриговала и в результате практически полностью парализовала законотворческую деятельность регионального парламента. Вот примеры, которые на поверхности. Закон об отлове бездомных животных принимали год и так и не приняли в рабочем виде, спросите у главы ветеринарного ведомства и у владельцев питомников. Проект закона о тарифах в общественном транспорте передан мэрией Иркутска в Законодательное Собрание еще в конце прошлого года, но вопрос не решен до сих пор, спрашивать никого не надо, все помнят недавнюю забастовку городских извозчиков в Иркутске. Жители Ангарска и Ангарского района, измученные бесконечной политической борьбой местных бонз, наверняка вспоминают добрым словом Людмилу Берлину за ее грандиозные муниципальные эксперименты. Короче, парламент у нас нерабочий и никудышный, все законотворческие инициативы последнее время исходят только от правительства, а качество принимаемых законов стало ниже плинтуса. Спросите хоть у кого, кто по этим законам каждый день живет и работает. И вам ответят, но только приватно. Между тем именно эти законы определяют качество жизни в далеком неустроенном Тулуне и холодном Усть-Куте, где живут люди, про которых иркутские политики, даже выбранные от этих территорий, вспоминают, только когда им нужно сдавать отчеты о проделанной депутатской деятельности.

Пике усть-ордынской чайки

Однако помимо низкой эффективности представительного органа власти имели место и намеренные деструктивные действия. Так и не вышедшая на поверхность и не ставшая достоянием публичности подковерная деятельность бывшего спикера по проекту закона о малых партиях, чтобы не допустить их на выборы в региональный парламент и подставить тем губернатора. Не совсем лицеприятная история с актом Контрольно-счетной палаты по проверке Ангарских хуторов, которую якобы кто-то подделал, чтобы оболгать и дискредитировать первое лицо. Все это было. Но вот вопрос: зачем, для чего Людмила Берлина продолжала эту бессмысленную и заведомо проигрышную кабинетную войну с человеком, который за последние три года тактически обходил ее уже не раз? Неужели она думала, что и на этот раз будет как всегда? Ответ, разумеется, да, не просто думала, а была уверена, потому как за время долгого нахождения у власти вместе с колоссальным опытом приходит и полная потеря адекватности.

Кроме того, у нее просто не было выбора, системные противоречия с Сергеем Ерощенко, о которых говорилось выше, и многолетняя вовлеченность в определенные политические кланы не оставили ей возможности для компромисса. Представляя интересы тех, кто подставил и сожрал Александра Тишанина и закусил Дмитрием Мезенцевым, Людмила Берлина на протяжении почти трех лет, надо отдать должное ее политическому мастерству и актерскому таланту, искусно лавировала и вместе со своим заклятым врагом изображала на публике счастливый гармоничный политический дуэт. Но всякая пьеса, даже талантливо поставленная, когда-нибудь все равно заканчивается. Примадонна иркутской политики, разумеется, этого не знать не могла, поэтому в ее задачу входило сделать так, чтобы пост спикера перешел в правильные руки. Точно так же, когда в июне 2010-го после провала на выборах мэра в Братске «Единой России» ей по решению генсовета партии пришлось покинуть пост секретаря регионального отделения, она сделала все, чтобы на эту должность попал ее соратник и союзник Александр Битаров. К слову, в проигрыше единороссов на выборах в Братске она тогда обвинила безобидного Дмитрия Мезенцева, несмотря на то, что победа коммунистов в Братске была предопределена мартовской победой коммунистов в Иркутске, чему единомышленники Людмилы Берлиной немало поспособствовали. Политическая карьера в рядах единороссов для Александра Битарова, правда, закончилась быстро, его хватило всего на два года. На этом стратегическом посту ему удержаться не удалось. Александр Битаров, в отличие от Людмилы Берлиной, натура мятущаяся, чем зачастую портит недовольной коалиции всю рекогносцировку. По некоторым сведениям в последнее время Людмила Берлина предпринимала попытки организовать свой уход с другой стратегической должности с учетом фактора преемственности. По слухам, даже предлагала Сергею Ерощенко вместо себя неизменного Александра Битарова.

Вместо эпилога

Как бы то ни было, но сдать этот форпост добровольно она не могла, хотя в последнее время все больше отступала и проигрывала под скрытым, но жестким напором своего политического визави. Признать обреченность борьбы тем более. Нет никаких сомнений, что уход этот был вынужденным, а не добровольным и решение принималось не в иркутской метрополии, а столичной.

И в этом смысле капитуляция Людмилы Берлиной, противника влиятельного, опытного и коварного, свидетельствует лишь о том, что в столичных кабинетах вконец устали от бессмысленной местечковой иркутской возни. Означает это и то, что там дали карт-бланш этому целеустремленному человеку, вчерашнему олигарху, а ныне иркутскому губернатору, которому действительно важно доехать до каждой далекой деревни и построить там детсад, школу, бассейн и спортивный зал. Обязательно с теплым туалетом. В это, правда, действительно очень трудно поверить, поэтому он никого в этом и не убеждает, а просто ездит и строит, ездит и строит. Упорно, настойчиво, одержимо. И не стоит думать, что те, кто в этом будет ему мешать, уцелеют. Не стоит недооценивать силу искренних настоящих устремлений, потому что они в разы увеличивают силы противника. Не стоит недооценивать, даже если они не укладываются в твоей голове. Людмила Берлина за это заплатила концом блестящей карьеры. И это нечто новое в иркутской политической истории, но жителям Тулуна все равно на это наплевать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру