Гламур выжигают огнем

Элитные иномарки «расплачиваются» за нескромность владельцев

В Иркутске за две с половиной недели сгорело 12 иномарок, абсолютное большинство из которых относится к автомобилям премиум-класса. Возгорания в областном центре машин из-за мелких конфликтов, в том числе дорогостоящих иномарок, вообще-то происходят постоянно. Но только последние инциденты впервые за долгое время заставили автомобилистов начать тревожиться за сохранность своего имущества, а полицейских — всерьез задуматься о появлении в городе маньяка-поджигателя или целой идейной группы борцов с «понтами» иркутских нуворишей. Популярную версию о сожжении иркутянами собственных автомобилей для получения страховых выплат, которая возникает в таких случаях первой, эксперты отвергают. Предположения о поджогах в интересах увеличения клиентуры все тех же страховщиков или владельцев стоянок тоже не выглядят убедительно. За неимением других достойных версий воображение невольно рисует образ возомнившего себя Робин Гудом злоумышленника в темной неприметной одежде, который передвигается по городу с горючей жидкостью и огнем наготове в поисках престижных автомобильных брендов и «красивых» номеров, оставленных без присмотра. Тем более, что кое-кто уже видел его собственными глазами.

Элитные иномарки «расплачиваются» за нескромность владельцев
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

— Мой папа припарковался на парковке около областной больницы в микрорайоне Юбилейном и ушел в поликлинику. Минут через 15 брелок сигнализации сообщил об ударе по машине. Выйдя на улицу, отец застал уже полыхающий автомобиль, — рассказал «МК Байкал» хозяин сгоревшего 18 февраля Nissan Murano Денис Резников. — Потушить пожар своими силами было уже невозможно, это сделала подоспевшая довольно скоро пожарная машина. Очевидцев произошедшего было несколько, и все рассказывали примерно одно и то же. Некий парень, скорее даже мужчина, в темной одежде и куртке с капюшоном подбежал к машине, вылил на капот и лобовое стекло какую-то горючую жидкость и поджег. После этого он так же быстро скрылся.

По словам пострадавшего, сначала семья мучилась догадками о том, кому они могли перейти дорогу, чтобы им решили так отомстить. Ведь поджог был осуществлен так быстро и технично, что казалось, что его долгое время готовили, а за машиной следили. «Но после того, как я узнал, что только за ту же неделю в Иркутске было четыре поджога, я стал слоняться к тому, что в городе орудует маньяк-поджигатель», — подчеркнул Денис Резников.

Возгорания автомобилей в Приангарье и тем более в областном центре не редкость, жители давно уже перестали обращать на них внимание и списывают подобные инциденты на замыкания проводки или происки кого-то из врагов владельца. В этом году число таких пожаров даже несколько снизилось. По данным пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области, в январе и феврале прошлого года произошло 98 таких возгораний, за два месяца текущего года — 77. Если рассматривать автомобильные пожары только в Иркутске, то наблюдается незначительная положительная динамика. Так, согласно оперативным данным, размещенным на сайте регионального МЧС, с 16 февраля по 6 марта этого года произошло 12 возгораний авто, за тот же период прошлого года — 8 пожаров на транспорте, то есть в полтора раза меньше.

Факел из мерседеса

Наверное, владельцам машин нечего было бы и опасаться, если бы практически все 12 пожаров, за исключением трех, не случились в машинах премиум-класса. Так, за первые три дня в разных районах города сгорели Range Rover Sport, Mercedes GL-500, Nissan Murano и Toyota Camry. После недельного затишья в самом конце февраля полыхнул еще один мерседес, а с начала марта уже с новой силой стало гореть по одной-две машины в сутки — еще одна Toyota Camry, Mazda CX-7, Infiniti FX35 и Toyota RAV4. Помимо перечисленных дорогих иномарок под раздачу попали Toyota Corona Premio, Honda Accord и Toyota Corolla, которую опалило пламя сгоревшего рядом с ней внедорожника.

Кроме того, во всех случаях, по которым уже есть результаты экспертиз, речь идет о «занесении источника огня извне», или по-простому о поджогах. По данным экспертов, все они были осуществлены приблизительно одним и тем же способом — с помощью горючей жидкости, которой обливали кузов автомобиля. «Такие пожары отличаются от тех, которые происходят от каких-либо источников внутри машины. Для пожаров с источником огня, занесенным извне, характерно горение сразу на значительной площади и его быстрое распространение, — пояснил «МК Байкал» начальник сектора судебных экспертиз Испытательной пожарной лаборатории по Иркутской области Алексей Беляев. — Кроме того, на кузовах машин появляются повреждения, которые возможны только при поджогах».

По данным регионального МЧС, такая причина возгорания в настоящее время достоверно установлена в четырех случаях из 12. При этом у полицейских есть основания полагать, что поджог стал причиной возгорания 12 автомобилей с начала этого года, поскольку во всех этих случаях на месте происшествия были обнаружены следы умышленного занесения огня. «В настоящее время сотрудники правоохранительных органов работают над раскрытием сразу нескольких преступлений, квалифицируемых как умышленное уничтожение чужого имущества», — подчеркнули в пресс-службе регионального Главка МВД.

Между тем правоохранители, как это обычно бывает, не спешат объединять поджоги в одну серию. «Оснований для этого пока нет, — пояснил «МК Байкал» начальник отдела информации и общественных связей регионального Главка МВД Герман Струглин. — Все поджоги были совершены в разных районах города, пострадавшие никак между собой не связаны». Очевидную связь между происшествиями, заключающуюся в высокой стоимости практически каждой из сгоревших машин, полицейские отвергают. «Среди уничтоженного имущества действительно есть дорогостоящие автомобили, но есть и недорогие машины, такие как Toyota Camry», — подчеркнул Герман Струглин.

Однако Toyota Camry все-таки относится к числу автомобилей премиум-класса. Кроме того, по мнению председателя правления регионального отделения некоммерческого партнерства «Союз автомобилистов России» Алексея Шабанова, охотящиеся на дорогие авто поджигатели, если они существуют, вряд ли точно оценивают стоимость каждого из автомобилей. «Скорее всего поджигателей привлекает бренд. Для условного маньяка-поджигателя нет разницы между «Камри» и «Бентли». Если специалисты МВД понимают эту разницу, то для маньяка и то, и другое — просто дорогой автомобиль», — уверен Алексей Шабанов.

Инсценированный поджог

Полицейские также всерьез рассматривают другую версию, наиболее популярную сегодня в интернет-обсуждениях на иркутских форумах, — так называемое страховое мошенничество. Иными словами, полицейские, как и многие наблюдатели, предполагают, что дорогие машины сжигают сами их владельцы, чтобы получить деньги от страховой компании за машину, которую сегодня им не удается продать, или, например, чтобы не выплачивать деньги по кредиту, оказавшемуся неподъемным.

— Версия о страховом мошенничестве имеет право на жизнь. Особенно если учесть кредитную историю многих людей в этом году, невозможность возврата ими кредитов. Ведь 50% вновь приобретенных автомобилей все-таки покупаются на кредитные средства. При сегодняшнем курсе доллара машину, может быть, проще сжечь, чтобы кредит оплатила страховая компания, — отмечает заместитель директора Восточно-Сибирского регионального филиала страховой компании «Энергогарант» Инна Бутылина. — Однако в страховом сообществе Иркутска пока нет информации о повальных обращениях в какие-то компании с подобными случаями.

По словам генерального директора страховой компании «Вост-Сиб ЖАСО» Юрия Беренгольца, который участвовал в организованном иркутскими полицейскими в четверг, 5 марта, совещании по этому вопросу, версия о страховом мошенничестве не может рассматриваться в качестве основной. «Нельзя исключать, что одна из сгоревших машин была сожжена с целью получения страховой выплаты. Но, насколько я понял из слов сотрудников МВД, среди сгоревших дорогих иномарок было застраховано только две или три. А значит, маловероятно, что серия поджогов связана именно со страхованием», — подчеркнул руководитель страховой компании.

Кроме того, на практике сжигать свою машину, даже если она застрахована по КАСКО, может быть совсем невыгодно. В случае с «Ниссаном», сгоревшим в Юбилейном, по словам Дениса Резникова, страховая компания согласилась выплатить только половину его рыночной стоимости. «У нас пострадала вся двигательная часть автомобиля, вся электроника и салон. Восстановить такую машину очень сложно. Только если делать из машины конструктор, но по новому законодательству ставить на учет конструктор запрещено», — отметил потерпевший.

Эксперты подтверждают, что размер выплаты зависит от условий договора и количества уцелевших деталей машины и потому далеко не всегда соответствует реальной цене автомобиля. «Розничную стоимость авто можно получить только в том случае, если там уже не будет годных остатков, — объяснила Инна Бутылина. — Если останутся уцелевшие детали, их стоимость вычтут из выплаты. Кроме того, многое зависит от страховой программы, которая может покрывать не всю стоимость машины».

Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Иркутской области

Маркетинговые пожары

Впрочем, круг подозреваемых, которым могут быть выгодны поджоги, не ограничивается маньяками и владельцами машин. «Зная контингент иркутских «специалистов» в области автострахования, вчерашних проныр-студентов, можно предположить, что это «маркетинговые» поджоги», — предполагает один из пользователей. «А может, совмещают приятное с полезным? Страховщики договариваются со знакомым автовладельцем, он сжигает, они выплачивают и тем самым мотивируют окружающих покупать КАСКО», — продолжает рассуждать его собеседник. Достается в обсуждениях и владельцам автостоянок — еще одним выгодополучателям от этой ситуации.

Однако такие предположения в сегодняшней экономической ситуации вызывают у экспертов только смех. «Мы лично проанализировали сегодняшний курс доллара и стоимость запчастей и решили, что ограничиваем автострахование. Будем подписывать договоры только с тем, кто у нас страховался раньше, — заявил Юрий Беренгольц. — Чтобы привлечь клиентов, не надо ничего поджигать, можно поступить проще — дать объявление, что вы страхуете за 3%, и люди набегут заключать договоры. Но надо понимать, что страховые случаи тоже происходят, а с сегодняшней стоимостью запчастей это гибельный путь».

По мнению владельца стоянки «Всероссийского общества автомобилистов» под Глазковским мостом в Иркутске на правом берегу Ангары Андрея Демина, версия о причастности к поджогам стояночного бизнеса абсурдна. «Согласитесь, ведь жгут по городу здесь и там, а не в прилегающих дворах вокруг какой-то одной стоянки, поэтому мы вне подозрений, — усмехнулся Андрей Демин. — Думаю, это просто придурок-одиночка бегает и высматривает «блатные» номера с тремя одинаковыми цифрами, чтобы наделать их владельцам пакостей».

Идейные мстители

Короче, среди всех версий о причинах поджогов наиболее жизнеспособной кажется одна — о серийном поджигателе или группе злоумышленников. К тому же, такие хулиганы в Иркутске не редкость. Так, в апреле прошлого года полицейские задержали 31-летнего мужчину, который пытался поджечь машину в Куйбышевском районе, а позже признался еще в трех поджогах. Дать четкое объяснение мотивов своих поступков он не смог, и ему была назначена психиатрическая экспертиза.

Действия сегодняшних поджигателей выглядят более осмысленно. По убеждению нескольких участников интернет-форумов, они могут охотиться за машинами, которые, по их мнению, постоянно нарушают правила дорожного движения. «Горят в основном дорогие машины. Предположу, что они как-то не так себя ведут. У людей от этого срывает башку, и они их палят. Если бы в России существовала культура вождения, то и машины бы не горели», — уверен один из пользователей. «Это запросто может быть какая-нибудь группа юнцов вроде «Стоп-Хама», — соглашается с ним собеседник.

По мнению главы Союза автомобилистов Сибири, мотивы поджигателей гораздо проще. «Может быть, это какой-то маньяк, который принципиально сжигает люксовые автомобили. Его просто кто-то обидел, кинул — у него произошел стресс, и он начал вытворять глупости. Он решил отомстить всем, с его точки зрения, богатым людям, — отмечает Алексей Шабанов. — Но это совершеннейшая глупость, потому что он не решает таким образом проблему. Те, чьи машины он сжигает, не понимают, почему это произошло. Кроме того, они получат страховку и поменяют автомобиль, если у них, конечно, нет еще двух в запасе. А он в конечном счете сядет в тюрьму, ничего никому не доказав».

Однако при обсуждении этого вопроса всегда находятся люди, которые поддерживают действия иркутского поджигателя или как минимум считают, что пострадавшие получили по заслугам. Это позволяет предположить, что события могут развиваться несколько иначе. «Один человек не может сжечь 12 машин, я думаю, что в Иркутске действует группа радикалов, которыми движет ощущение социального неравенства, — подчеркнул председатель иркутского отделения общественной организации «Народный контроль» Евгений Еремеев. — В обществе есть радикальные настроения, теперь они получили такое воплощение. Если раньше к имущественному расслоению все были более или менее терпимы, то сейчас люди выражают протест в таких вот реакционных действиях. Я боюсь, что со временем такие настроения будут только усиливаться. Это звоночек для властей о том, что в обществе как минимум не все спокойно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру