Безнравственный аффект

Обвиняемый в убийстве претендует на роль жертвы

Обвиняемый в убийстве известного правозащитника из Тулуна и борца с коррупцией Александра Ходзинского бывший заместитель мэра города Геннадий Жигарев попытался уличить Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина в нарушении закона и предвзятом отношении к судебному процессу. По мнению Жигарева, Валерий Лукин как омбудсмен занял одностороннюю и несправедливую, на его взгляд, позицию в судебном рассмотрении дела об убийстве 74-летнего журналиста Александра Ходзинского, встав на защиту интересов его вдовы и тем самым лишив Жигарева возможности рассчитывать на помощь Уполномоченного по защите его собственных прав. По этому поводу Жигарев обратился к Лукину с гневным письмом, копии которого также направил губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко, председателю Законодательного Собрания Людмиле Берлиной, прокурору Приангарья Игорю Мельникову. Дело об убийстве Александра Ходзинского, который при жизни боролся против бизнеса Жигарева, в частности, против незаконной застройки в городе, придавая огласке факты злоупотреблений бывшего чиновника, рассматривается в Тулунском городском суде. Следствие, в том числе, не исключает версию того, что причиной убийства журналиста могла стать его правозащитная деятельность. 

Обвиняемый в убийстве претендует на роль жертвы

— Доводы о нарушении ваших прав тем, что гражданский служащий участвует в уголовном процессе, считаю безосновательными. Участие руководителя аппарата Уполномоченного Владимира Ковалева в качестве представителя вдовы в суде ни в коей мере не нарушает права обвиняемого на защиту и никак не ограничивает его права на обращение к омбудсмену, — заявил Валерий Лукин в ответном письме. — Кроме того, по моему мнению, совершенное вами убийство не было спонтанным. Я думаю, в этот день вы искали встречи с ним с целью любым способом заставить его молчать. Убедившись, что это нереально, вы лишили человека жизни. Известные мне некоторые ваши действия и поступки, как до убийства, так и после, дают мне полное основание считать вас безнравственным человеком. Так это на самом деле или нет, судить могут только люди. Правовую оценку вашему преступлению может дать только суд.

По мнению Валерия Лукина, убитый журналист всегда бескорыстно вставал на защиту общественных интересов, тогда как действия Геннадия Жигарева, по мнению Уполномоченного, о которых многократно писал Александр Ходзинский, были направлены исключительно на извлечение личной выгоды.

Главный редактор тулунской газеты «КОМПас ТВ» Светлана Баженова рассказала, что Александр Ходзинский долгое время работал в ее издании внештатным корреспондентом, а также печатался в областной прессе. «Он был известным правозащитником в городе, и в течение нескольких лет вел борьбу против многочисленных злоупотреблений и нарушений, связанных с незаконной застройкой в городе на центральной улице Степана Разина, — отметила Светлана Баженова. — На этой улице Жигарев когда-то возвел торговый центр «Созвездие» с массой нарушений Градостроительного кодекса и Устава города Тулуна». По ее словам, бизнес оформлен на жену Геннадия Жигарева, и в то время, когда он работал в администрации, он сам же и выдал незаконное разрешение на данное строительство. Главный редактор отметила, что здание торгового центра, в котором расположены подобия бутиков, загораживает подъезды к зданиям для других предпринимателей. Она заметила, что в какой-то период действия Жигарева по возведению торгового центра были признаны незаконными, но чиновник понес только административное наказание, после чего про этот факт все забыли.

Убийство Александра Ходзинского произошло 7 июня 2012 года. «В этот день 57-летний Геннадий Жигарев очень долго искал Александра Ходзинского, спрашивал всех родственников, друзей, знакомых, — рассказала Светлана Баженова. — Он явно хотел предъявить ему какие-то свои претензии. В итоге Жигарев нашел журналиста на даче, где и нанес ему несколько ножевых ранений, от которых Ходзинский скончался». В отношении него было возбуждено уголовное дело по факту умышленного причинения смерти другому человеку.

Депутат думы Тулуна Татьяна Тарасова рассказала, что у Александра Ходзинского в городе было прозвище «боец народного фронта», кроме журналистской работы он давал юридические консультации малоимущему населению. «Он был очень понимающий, порядочный, принципиальный человек. Я могу сказать о нем только хорошее. А что касается действий Жигарева, считаю, что смерть человека от руки другого не может быть оправдана, а Уполномоченный должен вставать на защиту пострадавших», — отметила она.

Обвиняемый в убийстве выразил недовольство в адрес омбудсмена по факту того, что тот встал на защиту прав родственников его жертвы, а не на его защиту. Геннадий Жигарев в своей жалобе к Валерию Лукину заявил: «Во всех своих ходатайствах и заявлениях Ходзинская делает акцент на должностном положении своего представителя Владимира Ковалева. Он реализует свои властные функции, используя авторитет занимаемой должности в уголовном деле». При этом бывший чиновник пытается апеллировать тем, что в прошлом Ходзинский часто обращался к Уполномоченному, в том числе с жалобами и на самого Жигарева. Он возмущен тем обстоятельством, что Уполномоченный защищает интересы только потерпевшей стороны, и ищет поддержки у представителей власти.

Светлана Баженова считает сложившуюся ситуацию абсурдной и абсолютно безнравственной. «Вдова убитого не имеет материальной возможности нанять адвоката, а Жигарев, убив человека, еще и хочет лишить потерпевшую сторону правозащитника, указывая на тот факт, что Ходзинский очень плотно работал с аппаратом Уполномоченного», — возмущена редактор.

Сам омбудсмен, Валерий Лукин, убежден, что Жигареву нужно обращаться не к власть имущим, а к своей совести. Все эти письма обвиняемого и его попытки выставить собственные действия таким образом, что потерпевший вроде бы как даже он сам, а не тот, кого он, по версии следствия, лишил жизни, являются высшим проявлением цинизма и морального разложения.

И, как ни странно, попытки эти отнюдь не безуспешны. В процессе судебного производства дело в конечном счете было переквалифицировано на убийство, совершенное в состоянии аффекта, чем, по словам Светланы Баженовой, недовольна общественность города Тулуна. «Мы с этим категорически не согласны, — говорит Светлана Баженова. — Уверена, что дело надо вернуть в прокуратуру и отправить на доследование. Я выступала в суде как свидетель, часто присутствовала на заседаниях, и у меня сложилось впечатление, что сейчас в судебном процессе судят не Жигарева, а Ходзинского. Они очерняют человека, которого убили, все его действия, его работу. Сегодня все зависит от судьи, хотя ходатайство потерпевшей стороны о передаче дела на доследование суд уже отклонил». Однако заседание суда, назначенное на 12 сентября, было перенесено в связи с неявкой свидетелей. Следующее заседание назначено на 1 октября. 

Художник Полина Строгулева
Художник Полина Строгулева
Художник Полина Строгулева
Художник Полина Строгулева
Художник Полина Строгулева
Художник Полина Строгулева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру