Бессмысленная забастовка

Водители маршрутных такси требуют повышения тарифа, оставаясь в тени

Полная вакханалия на рынке общественного транспорта в Иркутске на прошлой неделе достигла своего апогея. Водители двух популярных маршрутов №№ 61 и 64, к которым на время присоединились еще несколько коллег, без предупреждения отказались выходить на линию, лишив горожан возможности вовремя добраться до рабочего места. Бастующие обратились к региональным властям с требованием значительно повысить цену проезда, которая не менялась в городе с 2008 года. Однако проблему низкой рентабельности пассажирских перевозок в областном центре, как и в нескольких соседних городах региона, которую годами не поднимали ни мэры, ни сами перевозчики, оперативно решить не удастся, даже если водители маршруток начнут повально выходить на забастовки.

Водители маршрутных такси требуют повышения тарифа, оставаясь в тени

— Это была незапланированная акция, она абсолютно незаконна, — пояснила журналистам заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта КЖКХ администрации города Иркутска Юлия Гордина. — Повышение цены возможно в случае, если не менее десяти перевозчиков обоснуют тариф в региональной службе по тарифам. Но перевозчики с 2008 года, на протяжении пяти лет, ни разу свой тариф не подтвердили, поскольку необходимых документов у них нет, а путем забастовок цены им поднять не удастся.

Рентабельность на нуле

Как отметила Юлия Гордина, в мэрии по этому поводу с конца прошлого года почти каждый месяц собирают руководителей иркутских перевозчиков и разъясняют им порядок. «Существует перечень документов, которые они должны представить для обоснования тарифа: договоры с водителями, подтверждение расходов на выплату им заработной платы, техническое обслуживание автомобилей, налоговые отчисления, — подчеркнула замруководителя департамента. — В этот раз для организации регулярных перевозок горожан все частные транспортные средства, которые сошли с линии, мы перекрыли муниципальным транспортом и в будущем планируем использовать точно такой же механизм».

При этом развитию муниципального транспорта сложившаяся ситуация с тарифом мешает не меньше, чем частному. Так, в городе существует постановление мэра, согласного которому контролеры и водители трамваев и троллейбусов, принадлежащих МУПам, могут взимать за проезд 13 рублей, но не могут делать это в условиях конкуренции. «Если бы администрация Иркутска могла курировать вопрос с тарифами, нам бы город их уже давно поднял. Муниципальный транспорт тоже загибается, для них тариф тоже низкий, на это уходят дотации», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «МК Байкал» председатель некоммерческого партнерства «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска» Сергей Ошурков, куда входит около 30% иркутских перевозчиков.

По мнению главы объединения, цена проезда должна подниматься в соответствии с официальной инфляцией. «Она составляет примерно 6—7%, и если бы нам с 2008 года тариф на эти суммы поднимали, то сейчас мы бы уже вышли на 16 рублей. Это нас бы всех устроило, — отметил Сергей Ошурков. — Что же касается обоснования тарифа десятью предприятиями, то у нас в городе большинство перевозчиков работает по упрощенной системе налогообложения и, естественно, не ведет необходимых документов, которые бы позволили показать расходы».

Неспособность иркутских перевозчиков обосновать повышение цены на проезд, которая, невзирая на инфляцию, не менялась около пяти лет, плачевно отражается на существующем автопарке и качестве работы маршрутчиков. «Если брать нормальную рентабельность по стране, 20%, то тариф к настоящему моменту должен был быть уже 18—20 рублей, — отметил глава объединения перевозчиков. — Но даже при такой низкой рентабельности можно работать и получать на этом деньги. Просто предприятия разбиваются на более мелкие, не платят налоги и снимают машины с лицензирования — они давно вышли на нелегальную работу».

И хотя перевозчики уверены в том, что служба по тарифам Иркутской области обязана поднять тариф в соответствии с инфляцией, и даже направили туда в прошлом месяце соответствующее обращение, власти настаивают: дефлятор не будет применяться к цене проезда до тех пор, пока десять перевозчиков один раз не обоснуют свой тариф. «Но ведь в 2008 году мы этот тариф уже обосновали, и нам его подняли с 10 до 12 рублей», — разводит руками Сергей Ошурков.

Правовая западня

При этом в соседнем Ангарске цена на проезд в маршрутках давно составляет 14 рублей, и в ближайшее время перевозчики ожидают значительного повышения — до 18—20 рублей. Как пояснил «МК Байкал» генеральный директор «Автоколонны 1948» Сергей Шарков, закон об обосновании тарифа десятью автопредприятиями действует в Иркутской области с 2009 года. До этого повысить цену проезда перевозчикам было значительно проще. «В 2008 году достаточно было, чтобы один крупный перевозчик обосновал тариф, и все, даже самые мелкие маршрутчики, поднимали после этого цену», — пояснил глава ангарского автопредприятия.

Законодательные изменения, по словам экспертов, стали правовой ловушкой для всего рынка общественного транспорта в регионе. «Мало того что сам по себе закон немного не логичен, ведь у разных перевозчиков разные затраты, автопарк, присутствует или отсутствует собственная база, так из-за него перевозчики попали в западню, — уверен Сергей Шарков. — По закону они вроде и имеют право работать по вмененному налогу, но эта же самая форма налогообложения не предполагает документов, необходимых для подтверждения своих расходов и доходов».

Ангарская администрация, впрочем, по словам перевозчиков, приняла такой закон в исполнение и смогла принять необходимые меры для обеспечения его работоспособности. «В 2008 году администрация Ангарска подписала муниципальный документ и провела конкурсы. Она сама сформировала расписание маршрутов, которые перевозчики должны выполнять. Если перевозчик этого не выполняет, с ним договор расторгают, — рассказал Сергей Шарков. — Мы давно отказались от вмененной системы налогообложения и начали показывать свои доходы и расходы».

В областном центре же рынок общественного транспорта состоит из множества физических лиц, а не из крупных автотранспортных предприятий. «Конечно, если у меня на предприятии 300 автобусов, то у меня могут быть все отчетные бухгалтерские документы, — пояснил Сергей Шарков. — В Иркутске практически у каждой единицы техники есть свой хозяин, собственник автобуса, поэтому в городе сложился юридический коллапс, когда нужного числа перевозчиков для выполнения законодательства нет просто физически, и тариф при всем желании обосновать не удастся».

Подобная ситуация, по мнению экспертов, сложилась во всех городах области. Так, в начале месяца на маршруты в знак протеста против низкого тарифа на проезд, который с 2008 года составляет 11 рублей, не вышли частные перевозчики в Черемхово. Они также протестовали против вступления в силу федеральных законов, которые обязывают установить в общественном маршрутном транспорте систему ГЛОНАСС и обеспечить страхование пассажиров, что добавляет им расходов и снижает прибыль при существующем тарифе.

— Исключение составляет разве что Бодайбо, где проезд уже стоит 20 рублей, — отметил руководитель «Автоколонны 1948». — Мы в Ангарске не бастуем, потому что уже подали в службу по тарифам документы на повышение и знаем, что их должны одобрить, мы работаем по законодательству.

Транспортный коллапс

Закон, который, по мнению перевозчиков, полностью затормозил развитие пассажирской сферы в Иркутской области, может ее просто развалить. Без вмешательства властей маршрутчики в Иркутске будут и дальше ездить по установленному ими самими расписанию, автопарк не будет обновляться и качество услуги будет оставаться на существующем уровне, а точнее, стремительно падать.

Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, в Иркутске начала действовать рабочая группа, в которую входит более десятка перевозчиков, занимающаяся сбором документов для обоснования нового тарифа. «В рабочую группу сейчас входят перевозчики, у которых есть база, транспортные средства, они начисляют налоги и сдают статистику, — отметила Юлия Гордина. — Сейчас себестоимость перевозки для автобусов большей вместимости составляет 16 рублей, для автобусов средней — 15. Я думаю, что цену проезда надо поднимать не меньше чем до 15 рублей».

— Наше объединение уже два года бьется над этой проблемой. При содействии администрации города мы уже две недели занимаемся подготовкой документов. Думаю, что в мае у нас появятся обоснования, которые можно будет направить в Службу по тарифам, — подтвердил Сергей Ошурков. В то время как в мэрии рассчитывают, что перевозчикам удастся обосновать новый тариф за три месяца, сами предприниматели в повышение цены проезда после пятилетней «заморозки» верят слабо. «Как долго будет проходить обоснование, никто не знает, — подчеркнул глава объединения автопредприятий. — Нас точно будут заставлять переделывать документы и все остальное, вряд ли все сразу будет гладко».

Впрочем, эксперты все же не верят в столь простое разрешение ситуации, которая складывалась годами. Если большинство перевозчиков находится в тени и главным условием для доходности их бизнеса является уход от налогов, рассчитывать на то, что рабочая группа, созданная в иркутской мэрии, сможет решить эту застаревшую проблему, по меньшей мере наивно. Мэрам Иркутска, Черемхова и других городов необходимо совместно выработать алгоритм выведения этого бизнеса из тени. Требовать от него, чтобы он сам из тени вышел, бессмысленно. Не станет спасением и внесение изменений в законодательство, требующее обоснования тарифа десятью перевозчиками, потому что если для обоснования затрат достаточно будет одного, на свет они точно не выползут. Решение должно быть нестандартным, в противном случае нас ждет транспортный коллапс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру