Самый человечный человек

Защита экс-мэра Усолья озвучивает в суде свою версию

В Иркутске продолжается громкий процесс по делу Евгения Кустоса, чьи интересы в зале суда также представляют четыре адвоката. На прошедшей неделе по их просьбе судебная коллегия Иркутского областного суда предоставила слово хорошим друзьям, бывшим подчиненным и близким родственникам подсудимого, которые согласились давать показания, невзирая на прописанное в Конституции РФ право не свидетельствовать против родных. Положительному образу подсудимого в суде помешал сложиться только повторный вызов представителя пострадавшей свинофермы.

Защита экс-мэра Усолья озвучивает в суде свою версию

«Евгений — талантливый и демократичный человек», — охарактеризовал Кустоса пенсионер, старший брат подсудимого Валерий. И сразу же пояснил: «Если бы он не был демократичным человеком, то не сидел бы сейчас в зале суда». Значит ли это, что экс-мэр давал слишком много свобод своим недоброжелателям, которые впоследствии пожаловались на него в прокуратуру, или не считал нужным создавать препятствия следствию, в результате чего дело и дошло до суда, Валерий Кустос не уточнил.

«Одна наша журналистка задала вопрос Евгению Станиславовичу о том, какие человеческие пороки он считает неприемлемыми», — рассказала на суде главный редактор телекомпании «Усолье» Анна Кулакова. — «Он ответил, что самый тяжелый порок — это покушение на жизнь другого и на все то, что связано с жизнью и здоровьем человека». Про жизнь и здоровье загубленных свиней Евгений Кустос в предвыборном интервью каналу ничего не сказал.
 
«Пусть свиньи дохнут»
 
Как бы там ни было, демократичность Евгения Кустоса проявилась в момент, когда в декабре 2009 года мэр Усолья-Сибирского Владимир Жилкин, по словам Кустоса, сообщил ему о долгах муниципального предприятия «Водоканал» и о свиноферме, которая подключена к электрическому трансформатору «Водоканала» незаконно. «Когда мэр сказал мне, что у ООО «Нечаевское» нет договора с «Водоканалом» и оно якобы потребляет электроэнергию в течение двух лет не оплачивая, я позвонил директору «Водоканала» Владимиру Долганову».
 
В разговоре, который записали сотрудники ФСБ, Евгений Кустос назвал дирекцию ООО «Алексис» и учредителей «Нечаевского» Евгения Бонадрева и Михаила Малого «конченными...», но все-таки поручил Владимиру Долганову оповестить их за несколько дней до отключения электроэнергии. «Я сказал, если там действительно есть такие проблемы, то надо их отключить, пусть у них хоть все свиньи передохнут», — объяснил суду Евгений Кустос. Позже выяснилось, что договор между свинофермой и «Водоканалом» все-таки существовал, и Кустос принял справедливое решение оставить ферму в покое. «Тема была закрыта и мы никогда к ней не возвращались», - подчеркнул подсудимый.
 
Мэр Жилкин, на дезинформацию со стороны которого ссылается Евгений Кустос, скончался в прошлом году. Но факт разговора на прошедшей неделе в суде подтвердил начальник управления экономического развития администрации Усолья-Сибирского Семен Гуменюк, который в этот момент как раз пришел в кабинет Евгения Кустоса, занимавшего тогда пост сити-менеджера Усолья, чтобы устроиться на работу в администрацию. «Жилкин сказал, что у Бондарева и Малого якобы нет договора с «Водоканалом», а также что они собирают компромат на Кустоса», — снабдил эту историю новой подробностью Семен Гуменюк. Тема трансформатора, от которого была запитана свиноферма, с его слов, после этого все-таки поднималась, причем на протяжении всех еженедельных совещаний в администрации начиная с января 2010 года, но уже не в связи с договором, а с необходимостью его срочного ремонта.
 
Гибель невинных поросят
 
«Я узнал, что в декабре Кустос с Долгановым обсуждали на планерках, как грамотно отключить нашу свиноферму», — рассказал сам генеральный директор ООО «Алексис» Евгений Бондарев, которого на прошедшей неделе вызвали в суд повторно для дополнительного выяснения обстоятельств дела. Среди показаний свидетелей стороны защиты его слова звучали странно: «Сейчас я считаю, что Евгений Станиславович — очень мстительный, хитрый и достаточно умный человек». Сам подсудимый, уставший реагировать на хвалебные слова, на это только расслабленно улыбнулся.
 
Евгений Бондарев напомнил обстоятельства, в связи с которыми Евгения Кустоса и Владимира Долганова обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, с февраля 2010 года в адрес ООО «Алексис» стали поступать письма с предупреждением о грядущем отключении электроэнергии, в которых Долганов ссылался сначала на проблемы с технической документацией, а потом и на ремонтные работы. Как отметил Евгений Бондарев, также до отключения электроэнергии на свиноферме сын Евгения Кустоса Станислав вместе со своим другом Максимом Кондрюковым «совершали мелкие диверсии». «Они отстреливали наши изоляторы и муфты, причем на устранение аварии уходило от суток и более. Их видели мои работники на наших полях», - подчеркнул Бондарев.
 
В июне по распоряжению Владимира Долганова на свиноферме отключили электричество, из-за чего перестали работать системы вентиляции и микроклимата. На свиноферме открыли все двери, а наемные рабочие прорубили вентиляцию в стенах, но это не помогло. В первые же дни ферма потеряла 17 свиноматок и несколько десятков молодых поросят, которые погибли от сердечной недостаточности. Кустос, по словам пострадавшей стороны, через несколько дней пригласил на предприятие телевидение, чтобы обратить внимание усольчан на загубленных животных, трупы которых не утилизировались должным образом.
 
Отключение на свиноферме ООО «Алексис» продлилось три месяца и, по словам Бондарева, принесло предприятию более чем 900 тыс. рублей ущерба и 9,8 млн упущенной выгоды. «На тот момент, когда нас отключили, Евгений Кустос и его работники объехали все организации, от которых мы могли запитаться, и предупредили в неформальных беседах, чтобы они не имели дел с Бондаревым, если не хотят дальнейших неприятностей, - рассказал Евгений Бондарев на суде. – А подключение к одному из этих предприятий, «Прибайкалье», стало возможно только по личной просьбе губернатора, до этого они все нам отказали».
 
Конфликтная версия
 
Все перечисленные неприятности, как утверждает Евгений Бондарев, стали происходить с его предприятием после конфликта с сыном Евгения Кустоса Станиславом. По словам последнего, в 2007-2008 годах он поставлял Бондареву бетон, и считал его тогда другом отца. На суде также   Станислав Кустос, возглавляющий ООО «Усольское» сообщил, что в 2008 у «Алексис» сформировался долг около 1,3 млн. В мае 2009 года Станислав Кустос приехал в ООО «Алексис» и предложил Евгению Бондареву забрать у него в счет долга железнодорожный тупик. Но одновременно с этим старший Кустос, по словам Бондарева, должен был исполнительному директору предприятия Михаилу Малому еще более крупную сумму денег, «от трех до пяти миллионов». «Тупик не был надлежащим образом оформлен», - рассказал Станислав Кустос, добавив, что оформление заняло несколько месяцев. Но когда документы были готовы, оказалось, что долг Малому Кустос-старший отдавать отказывается, и Бондарев не согласился отдать тупик в счет долга.
 
Через некоторое время Бондарева и Малого навестил сам Евгений Кустос, которому Бондарев также объявил о своем решении. Кустос отдавать долг по-прежнему не соглашался, а со стороны Станислава, по словам Бондарева, последовали угрозы. «Он сказал, ты подумай, у тебя есть дети, мы еще с ними расправимся, - вспомнил представитель пострадавшей свинофермы. - Тогда я на него, мягко говоря, зарычал». После этого Бондарев, по его словам, в течение нескольких месяцев рассчитался с «Усольским» Кустоса-младшего, но от  известных последствий его это не спасло.
 
Сторона защиты настаивает на том, что все последовавшее произошло из-за того, что на свиноферме после предупреждения не предприняли мер по поискам альтернативного источника электропитания, и категорически  не приемлет доводы  Евгения Бондарева с его версией о конфликте. На суде адвокат Владимира Долганова Николай Бойков спросил у директора «Алексиса», кто был бухгалтером на предприятии во время отключения электроэнергии и, услышав фамилию, нагло уточнил:
 
- Это которая у вас пособницей по делу идет? - Адвокат имел в виду уголовное дело, по которому Евгения Бондарева обвиняют в присвоении бюджетных средств, выделенных на компенсацию процентной ставки по кредиту, взятому на строительство свинофермы.
 
- Нет, это ты пособник Кустоса! - воскликнул эмоциональный Бондарев.
 
После чего суд сделал замечание защитнику и подсудимому. На вопрос Бойкова, занималась ли эта бухгалтер всей отчетностью предприятия, Бондарев бросил: «Да нет, уборщица». «Ответ принят, отчетностью на предприятии занималась уборщица», - зафиксировал судья Юрий Печерица. «Мне неприятно здесь находиться», — бросил напоследок Евгений Бондарев и покинул зал суда, предоставив возможность выступать оставшимся свидетелям защиты.
 
«МК Байкал» будет следить за развитием событий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру