– Есть национальная программа, – рассказывает депутат, – «Демография и здоровье населения», и мы понимаем, что вопросом улучшения демографической ситуации в Иркутске необходимо заниматься всерьез. Я, как председатель комиссии по социальной политике, поставил перед депутатами задачу посмотреть, что нужно сделать, чтобы в семьях рождалось больше детей – не менее трех, и чтобы эти семьи были счастливы.
Существует исследование, которое показывает, что в квартирах-студиях живут один-два человека. Бывают, конечно, исключения, но это редкость. Там же, где у семьи есть две-три комнаты, как правило, и состав семьи – два-три человека. Это важные нюансы. Значит, одна из ключевых проблем демографии – наличие нормального жилья для молодой семьи. Я считаю, и это мое предложение власти, что семье, в которой родился третий ребенок, необходимо гасить ипотеку.
– А есть ли для этого средства, например, у Иркутска?
– Средства нужно искать. Мы обязаны создать условия, чтобы наш город прирастал населением.
– Как вы считаете, только ли квартирный вопрос мешает росту рождаемости?
– Я считаю, что у людей зачастую нет мотивации на третьего ребенка. Многие женщины хотят самореализоваться, получить профессию, построить карьеру. С другой стороны, нет и достаточных бытовых условий: либо квартира слишком маленькая, либо жилье приходится снимать. Именно поэтому гашение ипотеки семьям с тремя детьми может стать реальным инструментом решения одной из проблем демографического спада в стране.
Есть еще один важный момент: детям необходимы доступные дошкольные учреждения и школы с группами продленного дня. Ученики начальных классов заканчивают занятия рано, и очень часто их просто некому забрать: родители на работе, бабушек рядом нет. При этом в школах сегодня практически отсутствуют группы продленного дня, как это было раньше. Нет помещений, нет кадров. Я знаю, что появились частные группы, но они стоят дорого – около 700 рублей в день. Необходимо возвращаться к системе групп продленного дня, а многодетным семьям, если нет другого выхода, компенсировать затраты на частные группы.
– А если у людей нет постоянной работы? Разве это не причина снижения рождаемости?
– Работа есть! Сегодня у нас колоссальный дефицит кадров во всех отраслях. Предприятия остро нуждаются в конструкторах, инженерах, проектировщиках, не хватает педагогов, врачей и среднего медицинского персонала. При этом на рынке труда переизбыток юристов, экономистов, менеджеров, которые в таком количестве просто не востребованы. Поэтому необходимо сокращать подготовку таких специалистов и увеличивать количество мест по действительно нужным профессиям.
– Но ведь в здравоохранении кадров не хватает еще и потому, что выпускники школ не идут учиться на медицинские специальности?
– В медицину идут и хотят идти. В Иркутском медицинском колледже в 2025 году конкурс составлял 17 человек на одно место. Проблема в том, что не хватает самих мест. Именно поэтому мы обратились к губернатору Иркутской области с просьбой увеличить набор в медицинском колледже с 1500 до 2000 мест. Льготники, которых поступает много, безусловно, заслужили свои места, но возможность получить профессию должна быть и у других абитуриентов. Колледж дает шанс быстро получить специальность и сразу выйти на работу – отсюда и такой высокий конкурс.
Мы рассчитываем, что часть выпускников медицинского колледжа продолжит обучение в медицинском университете и получит диплом врача.
Есть и еще одна проблема в системе образования: дети все чаще не хотят учиться до 11-го класса и затем поступать в вуз – из-за того, что ЕГЭ стал настоящим пугалом для школьников. Многие оканчивают только девять классов, чтобы избежать сдачи ЕГЭ, и уходят в колледжи. В итоге получать высшее медицинское и педагогическое образование идет уже меньшее количество молодых людей – только те, кто окончил 11 классов и сдал экзамены.
Сегодня и вузы сталкиваются с недобором студентов. По ряду специальностей в 2025 году были недоборы: например, на физико-математических направлениях, в медицинском университете на терапевтическом отделении.
В школах необходимо готовить детей так, чтобы они спокойно сдавали ЕГЭ и поступали в вузы – медицинский, педагогический, политехнический. Эти вопросы мы сейчас активно поднимаем.
Недавно был принят хороший закон: выпускник, получивший образование за счет бюджета, после окончания учебы обязан отработать по распределению три года – как это было в Советском Союзе. Благодаря этому кадровый вопрос будет постепенно решаться, в муниципалитетах появятся педагоги, врачи, медсестры. Но главное – чтобы дети шли в вузы. Необходимо выстроить систему так, чтобы профессию инженера, педагога, врача или медсестры могли получить все, кто действительно этого хочет.
– Обеспечивают ли сегодня молодых специалистов жильем?
– Да, сейчас либо предоставляют жилье, либо компенсируют аренду. Для учителей и медиков предусмотрена доплата на аренду жилья – 25 тысяч рублей в месяц.
Есть еще одна проблема, характерная для нас, сибиряков: стремление отправлять детей учиться в Москву или Санкт-Петербург. Это мина замедленного действия. Считается, что там образование лучше. Но у нас есть сильные вузы – медицинский университет, классический университет, технический. Тем не менее дети уезжают, получают дипломы и нередко работают потом не по специальности – идут, например, в маркетплейсы или становятся бариста.
Считается, что жизнь в столице лучше. Но чем она лучше? По два часа утром и вечером в дороге, никакой нормальной жизни. А вернуться домой – стыдно. Теряются корни, связь с родителями, с малой родиной. Наша задача – показать, что Сибирь – это прекрасное место для жизни, учебы и работы, и люди у нас замечательные.
– Что изменилось к лучшему в вашем округе?
– Для меня Ленинский район и мой округ – это моя малая родина. Я никуда не собираюсь уезжать. Я работаю здесь и как депутат, и как работодатель. Для меня принципиально важно, чтобы жизнь в округе была такой же комфортной, как в центре Иркутска.
Раньше в частном секторе округа не было ни одного тротуара. Постепенно, год за годом, появлялись новые пешеходные дорожки, велось асфальтирование. Даже к школе № 7 раньше не было нормального подхода – кругом разбитый асфальт.
Мы привели в порядок улицу Ледовского, вдоль улицы Розы Люксембург обустроили тротуар, сделали сквер на улице Школьной – теперь путь к школе № 7 стал удобным и приятным. Ранее, в 2024 году, мы заасфальтировали территорию этого образовательного учреждения. Нам важно, чтобы детям было комфортно во время учебного процесса.
В 2025 году здесь появилась современная спортивная площадка: ее огородили, установили трибуны, привели в порядок существующее футбольное поле – одно из лучших в городе. В 2026 году в школе № 7 планируем обновить кровлю и фасад. Также в 2026 году будет проведен капитальный ремонт школы № 67.
Понимая, что дети все больше времени проводят в телефонах, мы стараемся привлекать их к активному образу жизни. В округе работают два спортивных корта – на улицах Тельмана, 53 и Мичурина, их заливают зимой: дети играют в хоккей, катаются на коньках. Для летних занятий в этом году мне удалось добиться строительства скейт-парка в районе улицы Ледовского. А в прошлом году там же была обустроена спортивная площадка. Теперь у ребят появились общие интересы – они катаются, соревнуются, общаются.
В Ново-Ленино долгое время существовали серьезные транспортные проблемы. Автобусы ПАЗ стали негативным символом района. Сегодня мы запустили 51 новый автобус, и ситуация начала меняться.
В 2025 году в округе установили три детские площадки: на улицах Розы Люксембург, 62, Образцова, 7 и Тельмана, 53.
В 2026 году планируется благоустройство новых дворов и тротуаров, а также организация вечерних танцевальных бульваров. Продолжат работу клубы «55+», где пенсионеры занимаются гимнастикой, шейпингом и творчеством, улучшая свое физическое и психологическое состояние.
В этом году мне удалось добиться ремонта улиц Норильской и Томсона – там появились красивые тротуары и освещение. Улицу Розы Люксембург мы последовательно ремонтируем каждый год.
Мэр поддержал нашу идею строительства моста через железнодорожные пути в створе улиц Ледовского и Новаторов. Эта дорога ранее уже была заложена в генеральном плане города. Округ получит большую объездную дорогу и современную развязку. Из Ново-Ленино в Иркутск II можно будет быстро добраться даже пешком. В этом районе мы планируем разместить новые магазины и торговые центры. Проектирование развязки начнется в 2030 году.
Еще одна важная задача округа – переселение людей из ветхого жилья. Всего было расселено более 40 аварийных двухэтажных бараков в Восточном переулке, на улицах Норильской, Ледовского и Мичурина. В таких домах нередко жили почетные граждане – ветераны, которые всю жизнь отдали железной дороге или важным предприятиям, но так и не получили квартиры. Сегодня они переезжают в современные дома по федеральной программе, например, в район «Эволюция». Эту работу мы ведем уже 10 лет и обязательно продолжим. На месте ветхих домов, помимо развязки, появятся школа, детский сад и спортивные площадки. Большая мечта – построить в округе ледовый дворец, и этот вопрос мы сейчас прорабатываем.
Огромной проблемой остаются бездомные собаки. Это сфера ответственности губернатора и Законодательного Собрания. На думе мы обратились к региональной власти с просьбой срочно решить этот вопрос и передать администрации Иркутска полномочия по отлову, лечению и содержанию животных.
Я уверен, что качество жизни в Иркутске необходимо повышать. Для этого нужно привлекать инвестиции, приводить в порядок дороги, строить новый теплоисточник, развивать социальные объекты, создавать рабочие места, сдерживать рост тарифов на коммунальные услуги, воспитывать детей в патриотическом духе, а для молодежи – создавать возможности для развития и самореализации.