О них в пресс-центре «Интерфакса» говорили руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова, заместитель председателя Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов, генеральный директор Ассоциации предпринимателей туристического бизнеса Байкальского региона Анастасия Тетерина, директор Ассоциации гостиничной индустрии «Пять звезд» Екатерина Процентова.
В летнем сезоне 2025 года туроператоры зафиксировали изменение турпотока. Все больше туристов не покупают готовые туры, а ездят самостоятельно: сами бронируют места размещения, а на месте определяются с развлечениями. А из-за дороговизны гостиниц на Байкале все больше отдыхающих предпочитают «дикий» отдых с палатками.
Также отмечается рост автомобильных туристов. Для них в России сделали специальную платформу, на которой собирают автомобильные маршруты по России. Иркутская область подала заявку на пять маршрутов в Приангарье. Два из них уже включены в общую схему. Один – самый длинный в России: от Листвянки до Усть-Кута. Все маршруты должны содержать данные, полезные для туристов: места размещения по пути, стоянки, АЗС, заведения общепита и локации, которые могут быть интересны для путешественников.
Еще одним трендом уходящего лета стало переориентирование туристов на межсезонье. Лето и зима на Байкале, как мы уже говорили, очень дороги. И отдыхающие начинают планировать поездки на осень. Теперь перед сотрудниками туристической индустрии стоит задача, чем их развлечь и что показать осенью.
Кроме приема гостей в Иркутской области активно идет выведение из «тени» гостевых домов. Сейчас они должны быть зарегистрированы на платформе и должны пройти самооценку, чтобы попасть в реестр разрешенных средств к размещению. Зарегистрировали 528 средств размещения, самооценку прошли 418 из них.
Туроператоры и другие сотрудники индустрии гостеприимства готовятся ко второму форуму «Интермаркет-Байкал», который пройдет 25–27 сентября в «Сибэкспоцентре». Ожидается много гостей из других регионов и довольно насыщенная программа. Нужно думать, чем привлекать туристов – ведь Ольхон из-за множества проблем становится не таким популярным у гостей. Как отметил Вадим Копылов, интерес к Ольхону падает – туристы начинают предпочитать Южный Байкал, Тункинскую долину, Слюдянку, Байкальск, побережье Байкальского заповедника. Причиной этому эксперт назвал появление на острове шумных туристических локаций – баров, бассейнов, дискотек. А люди едут на Байкал, чтобы прикоснуться к природе, посмотреть пейзажи, ощутить закаты и восходы, тишину и единение с величайшим озером. Вместо этого из Ольхона делают «мини-Сочи»: вечеринки, концерты, массовые развлечения, что убивает имидж острова.
Именно поэтому сотрудники индустрии гостеприимства Приангарья стали понемногу возвращаться к более тихим видам отдыха. Также решается вопрос об изменении имиджа поселка Хужир и об отходе от центра развлечений в сторону видовых характеристик, этнических и культурных кодов, связанных с Ольхоном и Байкалом.
А всего летом Иркутскую область посетило около 800 тысяч туристов – увеличение турпотока составило около 10 %. Растет количество иностранцев, и туроператоры, владельцы гостиниц, ресторанов и средств развлечения теперь будут думать над тем, как угодить и местным, и иностранным гостям. И при этом не потерять аутентичность Байкала, как самого большого, чистого, красивого и таинственного озера-моря на планете.