Круглогодичный Байкал: отдых на священном озере подорожает на 20%

Кто к нам поедет и зачем за бешеные деньги – рассуждают организаторы туризма

Туристические структуры на Байкале завершили летний сезон и активно готовятся к зимнему. Да и осенних гостей так-то никто не отменял…

Кто к нам поедет и зачем за бешеные деньги – рассуждают организаторы туризма
Фото: Кирилл Шипицин

О том, что изменилось в байкальском туризме летом 2023 года, чего ждут от зимы, в пресс-центре «Интерфакса» 19 октября говорили руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова, директор по развитию Центра развития Байкальского региона (БАЙКАЛ.ЦЕНТР) Теймур Магомедов, заместитель председателя Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов. 

По словам спикеров, первой особенностью завершившегося летнего сезона стал переход Байкальска и его горнолыжного курорта в круглогодичное использование. Туристы ехали весь год, летом они катались не на лыжах – ну не Альпы у нас, да – а на подъемнике. Были заполнены гостиницы, не пришлось закрывать номера и отправлять сотрудников в отпуска до зимы. Люди приезжали посмотреть на БЦБК, покататься на этом самом подъемнике, сходить в музей комбината и погулять по тропам вокруг города. Как рассказал Вадим Копылов, в текущем году построено 15 километров троп вокруг Байкальска. Все они благоустроенные, все экологичные, снимают нагрузку с природы, сделаны с использованием природных материалов. И пользуются огромной популярностью у туристов и жителей Байкальска.

Фото: Кирилл Шипицин

Сейчас турбизнес и вся туристическая индустрия Иркутской области, связанная со священным морем, готовятся к защите проекта круизного туризма на Байкале. Все дело в том, что Иркутская область включена в нацпроект по туризму «Пять морей», который как раз рассчитан на внедрение круизов. Для того чтобы проект начал хоть как-то реализовываться, нужно много сил и средств вложить в причальную инфраструктуру. На Байкале 52 причала разной степени собственности, но это только причалы. Почти все они аварийные, и у них нет инфраструктуры. Нужны туалеты, нужны гостиницы, станции заправки судов, станции сбора отходов с кораблей… Сейчас на Байкале всего две станции сбора отходов, на которые поступает всего 1% образующихся на кораблях отходов. Остальное куда? Правильно, именно туда – в воду.

Чтобы начинать развивать круизный туризм, который, кстати, был бы востребован у 39% граждан (по подсчетам тех, кто туризм организует), предпочитающих внутренний туризм, нужно отремонтировать причалы и сделать инфраструктуру. По словам спикеров, планируется в ближайшее время отремонтировать причалы в Порту Байкал, один в Листвянке, а также в Онгурене, на Ольхоне и пристань «Рогатка». В Бурятии в следующем году будут ремонтировать два причала.

Одновременно с этим проектом идут работы по ликвидации накопленного вреда БЦБК и работы по расчистке территории комбината. Они идут уже не первый год, но пока есть только планы. На территории комбината, согласно планам, предполагается расположить несколько площадок для проведения мероприятий. Одна такая площадка уже создана и опробована, вместе с системой размещения и питания. Говорят, она принимала мэров российских городов на форуме, показала отличный результат, да такой, что уже забронирована на год вперед. Ну что ж, поверим спикерам на слово.

А в целом, говорят спикеры, этот год показал востребованность семейного отдыха и индивидуального бронирования. И – нехватку впечатлений. Туроператоры и гиды уже перестроились, и многие экскурсии и активности стало возможно подобрать на месте, не с пакетом от туроператора, а «сборной солянкой», забронировав сначала время и место проживания.

Расширилась и география туристических предпочтений. Если ранее туристы ехали в Листвянку и на Ольхон, то сейчас едут на побережье в Большое Голоустное, Слюдянку (не так много, как хотелось бы) и Байкальск.

Этим летом на Байкале стало меньше москвичей (может быть, им не понравился уровень нашего скромного сервиса в сочетании с высокими ценами?), зато выросло число туристов из соседних регионов: Бурятии, Читы, Дальнего Востока. Если будет введен безвизовый режим с Китаем – ожидается постоянный плотный поток китайских туристов.

Фото: Кирилл Шипицин

А пока готовится такое направление, как гастрономический туризм. Концепция разработана, ведется апробирование с уклоном в локальную кухню. И очень активно готовится первое крупное зимнее событие в Иркутске – проект «Ледовый город – Счастье чистой воды». Он стартует в ноябре-декабре в Иркутске, потом перейдет в Байкальск с его фестивалем снежных фигур «Снегомэн». Далее нас ждут открытие горнолыжного сезона, Ольхон с парком ледовых фигур и другие активности.

Зимний сезон на Байкале традиционно начнется не раньше февраля, поскольку туристы зимой едут за льдом. А лед устанавливается в январе-феврале. Именно поэтому февральские и мартовские праздники на Байкале уже все забронированы: для проживания гостиниц и турбаз почти не найти.

А вот на Новый год свободные места еще есть – но льда не будет. Будут хмурый Байкал, ветра и отдельно плавающие угрюмые льдины. Но все это не мешает говорить о том, что цены на зимний отдых на Байкале вырастут на 15–20%. На 15% повысится стоимость проживания, на 20% – стоимость питания. При этом цена на транспортные услуги останется примерно на том же уровне.

Турбизнес и вся индустрия гостеприимства, связанная с Байкалом, запланировали на зиму множество интересного: фестивали, спортивные события, конкурсы, выставки и так далее. О том, как это скажется на потоке туристов и на доходах казны, узнаем весной – когда будут закрывать зимний туристический сезон.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру