В ход идет все: инфраструктура, маршруты, турбазы, локации, удовлетворение запросов туристов и так далее. И тут в СМИ появилась одна информация, которая показывает ход и выход борьбы за туриста на новый уровень.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин заявил «Интерфаксу», что побережье Байкала с иркутской стороны переполнено туристами. Предел туристической нагрузки достигнут, и теперь клиент попрет в Бурятию.
С одной стороны, такое заявление хорошо характеризует Иркутскую область: это значит, что мы можем предложить туристам более привлекательные продукты, чем соседи. Однако есть и другая сторона…
Мы решили уточнить, действительно ли наблюдается перебор туристов на иркутских берегах Байкала.
Несколько турбаз сказали, что, в принципе, у них почти заполнены номера и домики, но найти место на август и сентябрь вполне можно.
В ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», где выдают разрешения на посещение Прибайкальского нацпарка – на пешие туристические маршруты, посещение острова Ольхон и заповедников на иркутской стороне, сообщили, что перегруженности туристами нет. А они считают все группы и всех одиночек – это называется расчет антропогенной нагрузки. Если наступает предел этой нагрузки – разрешения на посещение не выдаются. Специалисты утверждают, что загрузка, по их данным, средняя – то есть можно и еще подгрузить.
Ряд иркутских экспертов уточнили, что туристический поток на иркутской и бурятской сторонах «перекрывается»: иркутяне едут в Бурятию – например, в Энхалук, а буряты едут на Ольхон, тем более что им для этого можно не стоять в очереди на паром, а воспользоваться самолетом. К тому же в Бурятии на Байкале меньше мест с удобным выходом к воде.
Председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марина Григорьева считает, что нельзя адекватно оценить слова Сергея Ромашкина, поскольку неизвестно, чем он руководствовался при оценке наполненности туристами иркутского берега Байкала. В настоящий момент нагрузка на Байкал примерно одинаковая и с иркутской, и с бурятской сторон. Единственное, что поменялось – время бронирования. В прошлом и позапрошлом годах бронировали домики или турбазы за 3–4 месяца, в этом – время сократилось.
Да и делить байкальский туризм на «иркутский» и «бурятский», считает эксперт, неправильно. Нужно рассматривать Байкал как макротерриторию, рассматривать трансграничные и межрегиональные маршруты, оценивать особенности каждой территории. И разумеется, в первую очередь думать об инфраструктуре – причем с обеих сторон. Нужны хорошие дороги, придорожные объекты и коммунальная инфраструктура, особенно очистные сооружения. Но в этом плане перемен нет уже несколько лет, и в ближайшее время вряд ли они будут, несмотря на большое количество разговоров вокруг этой темы.
Марина Григорьева считает еще одной большой проблемой обеих сторон Байкала небольшое количество номерного фонда на турбазах и одновременный рост палаточных лагерей. Лагеря крайне негативно воздействуют на экологию – у них нет туалетов, мусороприемников, мест для готовки пищи. Неорганизованный туризм приносит массу вреда и никем не контролируется.
А пока лето продолжается, туристы едут и в Иркутскую область, и в Бурятию. Сколько их будет – посчитают потом, а сейчас места есть, вода есть, приезжайте. Только ведите себя как культурные люди.