Плыть или шагать: в Иркутске думают, как развить круизные маршруты

В Приангарье на туристические маршруты в этом году вышло куда меньше туристов

В «Заповедном Прибайкалье» – с опозданием, но все же – начался летний туристический сезон. Конечно, кого-то не испугали ни дожди, ни пожары, ни медведи. Но директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Умар Рамазанов на пресс-конференции в ИА «Интерфакс» отметил, что с начала 2023 года на маршруты вышло около 50 тысяч человек, что на 14 тысяч меньше, чем в 2022 году.

В Приангарье на туристические маршруты в этом году вышло куда меньше туристов

Причиной уменьшения числа туристов Рамазанов назвал тот факт, что большинство маршрутов в «Заповедном Прибайкалье» – пешие. Когда дождь размывает тропинку, поход превращается из удовольствия в неприятность.

Для того чтобы число посетителей увеличивалось, а антропогенная нагрузка на берега Байкала не возрастала, придумали новое направление – круизные маршруты. В 2023 году Минприроды РФ выделило более 20 миллионов рублей на обустройство нового направления – круизный туризм. Это обустройство рассчитано на несколько лет, и в 2023 году будут обустраиваться инфраструктура и устанавливаться понтонные причалы.

Это в принципе очень сложная тема. По словам Умара Рамазанова, по побережью Байкала с иркутской стороны не хватает 7–11 причалов для развития круизного туризма. Однако перед установкой каждого сооружения необходимо еще и тщательно проверить и промерить глубину, установить, нет ли там чего опасного, как ведет себя берег, нет ли течений или других неприятностей, которые могут унести понтонный причал в море. В общем, все непросто.

Фото: Кирилл Шипицин

В 2023 году будут ставить только два причала – на мысе Толстом и мысе Кадильном. И круиз «Жемчужина Байкала», который должен был пройти по всему озеру, будет пока довольствоваться малым «кругом» и территориями «Заповедного Прибайкалья» и «Заповедного Подлеморья». Второй круиз, разработанный в соавторстве с туристическими операторами, будет проходить до Ольхона и далее в «Заповедное Подлеморье».

В планах еще и создание инфраструктуры, которая будет востребована как летом, так и зимой, поскольку есть желание развивать и круизные маршруты на «Хивусах». Можно будет не просто по льду покататься, но и остановиться где-то у берега, полюбоваться красотами, выпить горячего чаю или устроить небольшой зимний пикник.

Для тех, кто предпочитает путешествовать традиционно, пешочком, «Заповедное Прибайкалье» готовит новый пеший маршрут от Порта Байкал, который будет состоять из двух частей: малый (пять километров) и большой (около 12 километров). По малому маршруту при благоприятной ситуации можно будет пройти уже в конце текущего лета. Он пойдет от Порта Байкал с выходом на Ангару, мимо церкви, к Белому камню и маяку. Кстати, сам маяк в ФГБУ намерены реконструировать, но это планы на несколько лет вперед.

Ежегодной работы тоже никто не отменял. Из самых важных: укрепление почвы на тропах и дорогах на мысе Бурхан. Там глинистая почва, которая подвержена эрозиям. Умар Рамазанов рассказал, что они рассмотрели несколько вариантов укрепления дороги. Первый – геосетка из камней, но она пропускает дождевые потоки и все равно расползается. Второй – заглубление, но там располагается памятник археологии, и углубление будет неприемлемо. Есть вариант укладки каменных плит, чтобы нагрузка на почву от ступающих ног уменьшилась, но это все нужно тщательно продумывать.

Фото: Кирилл Шипицин

Вторая задача – это лесовосстановление после пожаров 2015 года. Тогда сгорело четыре тысячи гектаров леса. И это – на Байкале, где каждый «чих» нужно согласовывать и сверять с большим количеством законов. Именно поэтому лесовосстановление на погоревших площадях идет так медленно. Во-первых, большинство сгоревших участков располагаются вне транспортной доступности. Когда есть деньги и люди для расчистки участка под высадку, они идут туда пешком, тащат на себе инструмент и принадлежности для жизни. Сгоревшие деревья убирают, на руках выносят в определенное место и складируют, чтобы зимой все это сжечь. И только потом на расчищенном и раскорчеванном участке можно будет высаживать саженцы. И еще не все они приживутся. Вторая проблема – это 94-й федеральный закон, который запрещает сплошные рубки на Байкале. И приходится расчищать участок в несколько этапов. На нем нет хорошего леса, там стоят горелые стволы. А если вдруг и появляется молодняк, то его тут же начинают поедать насекомые-вредители, которые живут в сгоревших стволах. Однако исключений нет, и волонтеры с лесничими «Заповедного Прибайкалья» за все годы смогли восстановить лишь малую часть сгоревшего леса. К тому же возникают новые пожары – в большинстве своем по вине людей. В 2023 году пожары в «Заповедном Прибайкалье» причинили ущерб на 39 миллионов рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру