Депутат Юдин о нерешенных проблемах старого Иркутска: их можно решить комплексным подходом

Почему в центр столицы Восточной Сибири наш космический век приходит так медленно

Депутат Сергей Юдин считает, что единственно правильный подход к развитию исторического центра Иркутска – комплексный. Его округ – это самый что ни на есть исторический центр города, со всеми вытекающими из этого статуса проблемами, но и с большими перспективами, ведь с центром связана жизнь каждого горожанина и впечатления каждого туриста.

Почему в центр столицы Восточной Сибири наш космический век приходит так медленно
Фото предоставлено героем публикации

– Сергей Леонидович, вы, пожалуй, один из самых опытных депутатов Иркутской городской думы. За многие годы наверняка выработался свой, особый подход к депутатской работе. Поделитесь опытом.

– Работаю уже третий созыв. И всегда добиваюсь того, чтобы подходить к любой работе комплексно. Еще при мэре В. И. Кондрашове я инициировал комплексный подход к благоустройству придомовых территорий, тем более что в центре города дома уже далеко не новые, а сети имеют колоссальный износ. И первый двор, где мы комплексно подошли к вопросу благоустройства, – двор комплекса домов на углу улиц Горького и Ленина (там еще известный всем иркутянам магазин «Ромашка»). Мы сначала заменили сети канализации и водоснабжения, поменяли все колодцы и только после этого уже закатали двор в асфальт и красиво его обустроили. Кстати, в это же время было принято решение выделять депутатам из бюджета по 10 млн рублей, в том числе для благоустройства территорий округов, – так называемый депутатский фонд.

Фото предоставлено героем публикации

При этом, хочу заметить, центральную часть города, где как раз и происходит вся его жизнь, все движение, где все начинается и все заканчивается, все на виду, требует как раз комплексного подхода – и рассматривать наш округ как отдельный и обособленный, наверное, нельзя.

– Вы имеете в виду историческую часть Иркутска, которая захватывает несколько депутатских округов?

– Да. Всю центральную историческую часть я рассматриваю сквозь призму комплексного подхода: это и наши любимые острова Юность и Конный, и бульвар Гагарина, и «Иркутские кварталы». Сейчас идет большущая работа по прокладке теплового луча в предместье Рабочее. И следующим этапом, уже после прокладки теплового луча, возможны замена и реконструкция инженерных сетей в центральной части Иркутска. С мэром мы недавно обсуждали этот вопрос. Эти работы запланированы на период до 2030 года.

Сейчас выдано техническое задание на разработку концепции стратегии социально-экономического развития города в целом. Она разбита на четыре блока, и мы с разработчиками концепции договорились, что один из блоков, касающийся Правобережного округа, будет расширен на всю центральную часть города. Если схематично представить, то выглядит эта территория по границам так: от устья Ушаковки по Ангаре до острова Конного и фитнес-центра «Весна», мимо ЦПКиО до самой реки Ушаковки. Это историческая часть города Иркутска.

– Что это значит: будет расширен этот блок Правобережного округа? В какой части ждать расширения?

– В части социально-экономических параметров центра Иркутска. На сегодня общественно-деловая функция в центре города сильно преобладает над культурной и социальной: над культурой, образованием, спортом и туризмом. Это легко проверить: в центральной части в выходные дни улицы свободны, парковки пусты, народу не так много. Но когда начинается рабочая неделя – наступает полный коллапс.

Смотрим дальше: никто не отменял тот вектор, который транслировал президент, – внутренний туризм. И параметры, которые Иркутску определены, – порядка 1 миллиона туристов в год. Естественно, гостиничная инфраструктура должна быть обеспечена в историческом центре, а не в конце предместья Рабочего или микрорайона Ново-Ленино. Разработчики примерно прикидывали, что порядка 38–40 новых гостиничных комплексов должны появиться. Под это нужны территория и соответствующая инфраструктура, и вот эти параметры как раз сейчас и прописываются в концепции. Выстраивание логистики и философии развития «Иркутских кварталов» тоже на этих параметрах будет основано.

– Есть еще одна деликатная проблема, связанная в том числе и с туризмом, – отсутствие в центральной части Иркутска общественных туалетов. Как решается этот вопрос?

Если говорить о туризме, то в центре Иркутска есть одна актуальнейшая проблема: отсутствие стационарных санитарно-гигиенических комплексов – попросту туалетов. Этот вопрос мы будем решать через участие в федеральных программах, в частности через программу «Историческое поселение». Иркутск подал заявку и выиграл субсидию в 250 млн рублей.

В этой заявке конкретно, отдельным блоком, была выделена тема о пяти стационарных, подключенных к городским сетям общественных туалетов в центральной части Иркутска. И этого я добивался много лет. Модули должны быть всесезонными. Уже определены пять мест размещения: сквер Кирова, перекресток улиц К. Маркса и Декабрьских Событий, рядом с Домом художника, мемориальный комплекс «Иерусалимская гора», пересечение улиц Горького и Ленина. На бульваре Гагарина мы в прошлом году такое место для городского, подключенного к сетям туалетного модуля тоже определили. В этом направлении работа идет. Все эти туалетные комплексы с инженерными сетями будут переданы на баланс МУП «Водоканал».

– Что сейчас происходит в округе?

– Этот год можно назвать прорывным. Заранее подготовлена проектная документация, отыграны аукционы. Подрядчики, на мой взгляд, выбраны добросовестные. У них в арсенале имеются и квалифицированная рабочая сила, и необходимая техника. Работы идут с опережением графика почти на 50%. Такими темпами они будут закончены уже в середине лета.

Сейчас идет активный ремонт на четырех улицах в центре города, и еще на одной работы начнутся в ближайшее время. В рамках национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» ремонтируют ул. Свердлова на двух участках (от ул. Каландаришвили до ул. Ленина и от ул. Ленина до бульвара Гагарина), ул. Богдана Хмельницкого (от ул. Тимирязева до ул. Карла Маркса), ул. Грязнова (от ул. Тимирязева до ул. Дзержинского), переулок Пионерский (от ул. Литвинова до ул. Грязнова). Еще отремонтируют проезжую часть улицы Киевской – там работы еще не начались. Планируется обновить тротуарную часть, уложить новое дорожное покрытие и обустроить ливневую канализацию.

– Ливневка в центре – точнее, ее отсутствие – стала уже давно притчей во языцех. Возможно ли когда-нибудь решить этот вопрос?

– Сегодня большое внимание проектировщики и подрядчики уделяют водоотведению. Это, конечно же, головная боль всей центральной части города, потому что раньше никакой ливневки здесь просто не было. Сейчас мы стараемся исправить эту ситуацию.

С опережением графика идут работы комплексного благоустройства дворов на средства депутатского фонда, сформированного из городского бюджета. По адресам: пер. Пионерский, 10, ул. Свердлова, 23 и ул. Ленина, 4 они уже завершены. Там также выполнили водоотведение с дворовых территорий. Осталось проверить качество работ после выпадения осадков.

– В вашем округе самые любимые места гуляния горожан – острова. Они благоустраиваются, но есть ведь общая концепция развития этой территории – бульвара Гагарина и островов.

– Мы рассмотрели проблему развития нашего городского паркового хозяйства – это острова Юность и Конный. Сейчас ведется работа по разбивке общей концепции на четыре технических задания – это четыре этапа проектирования. Выделены следующие направления работ: водная акватория между островами – необходимо восстановить проточность воды в акватории, коммуникационно-транспортная и пешеходная инфраструктуры материка и островов, инженерная обеспеченность всей инфраструктуры.

Мостик, который соединяет бульвар Гагарина и остров Юность, предложено сместить ближе к памятнику Александру III и к створу ул. К. Маркса. Это логично продолжит улицу, как туристическую и пешеходную, на остров Юность. Здесь же будут размещены услуги проката и общепита. Дамбу, которая идет от фитнес-центра «Весна» на острова, планируется выполнить из нового материала в несколько ярусов с различными функциями: прокат плавсредств, парковка автотранспорта, общепит. Главное то, что новая дамба обеспечит проточность воды в акватории. Транспортную инфраструктуру между островами дополнят мостовые переходы.

– А пешеходное сообщение с левым берегом планируется? Это было бы логичным, исходя их общей концепции развития городских набережных.

– Мы планируем вернуться к вопросу о восстановлении связи с левым берегом в районе ИРНИТУ. Речь идет о пешеходном вантовом переходе на острова для всех желающих, включая велосипедистов и самокатчиков. Для студенчества это очень привлекательный вариант. Этот вантовый переход дает возможность оказаться в центре Иркутска в течение 15 минут. Такое решение позволит создать уникальную точку притяжения для нашего передового отряда жителей – студенческой молодежи. Это грамотное решение в общей концепции единой набережной Ангары.

– Проблема со зданиями, особенно деревянными, которые являются памятниками архитектуры и культурного наследия, остается острой. Большинство из них расположены в вашем округе. Как вы видите решение этой проблемы?

– Я вижу решение так. Есть дома – памятники архитектуры, которые включены в территорию проекта «Иркутские кварталы», их судьба более или менее понятна и кажется вполне благополучной. Определение таких объектов и восстановление памятников будет все-таки в интересах города, а не только в интересах собственников земельных участков и самих зданий. В этом году планируется принять изменения в генплане, которые связаны именно с принятием стратегии развития города Иркутска на период до 2036 года.

Фото предоставлено героем публикации

К сожалению, нет никаких федеральных программ по восстановлению отдельно стоящих объектов-памятников архитектуры и по их реставрации. А стоимость ремонтных и восстановительных работ таких объектов огромна. Проиллюстрирую разницу в ценах. Например, по адресу: ул. Марата, 30 – жилой дом-памятник. Смета стоимости ремонта крыши подобного дома – не памятника (обычными рабочими, обычными материалами) – 600 тыс. рублей. А для дома-памятника (когда проект прошел через специализированные проектные предприятия, имеющие лицензию на работу с памятниками) сметная стоимость возросла до 3 млн 600 тыс. руб. Собственники этого дома – заложники ситуации, у граждан нет таких средств. Без помощи города и области эти вопросы решить просто невозможно. Восстановить какую-то усадьбу стоит колоссальных денег. Нужны большие и серьезные инвесторы.

– Инвесторы заинтересованы?

– Мы работаем для привлечения инвесторов, но не все так просто. Для инвесторов надо создавать условия. Несколько лет я поднимаю вопрос о ремонте и реконструкции инженерных сетей в центральной части города – это как раз важный вопрос для инвестора. И как пилотный проект предлагал улицу Грязнова – здесь водоснабжение есть, а канализации нет. Жители домов на таких улицах всеми правдами и неправдами пытаются подключиться к канализации на параллельных улицах. Это неправильно, но людям надо как-то более ими менее благоустроенно жить. В наш космический век есть улицы и без водоснабжения, горожане ведрами носят воду домой! Для семьи с детьми нужно ведер 20 воды в день – как их принести и куда эту воду потом деть? Поэтому я все время поднимаю вопрос о строительстве и реконструкции инженерных сетей в центре Иркутска. Но это очень сложная тема.

– Получается, что ваш округ имеет проблемы глобального порядка и он, возможно, самый сложный в городе? Должно ли быть к центральной части Иркутска особое отношение и внимание?

– Я, как депутат округа в центральной части города, убеждаю своих коллег в том, что исторический центр Иркутска требует особого отношения и повышенного внимания. Это нелегко – каждый депутат заботится о своем округе и вполне справедливо считает, что комфортность проживания должна быть одинаково хороша в любом районе областного центра. Однако я доказываю свою точку зрения, исходя из того, что в микрорайоне Солнечном, например, нет ни одного неблагоустроенного деревянного дома, как в центре. А каждый такой дом в центре города имеет водоразборную колонку для воды и выгребную яму. В центре Иркутска мы это видим, хотя живем в XXI веке! Эту ситуацию надо исправлять в соответствие со статусом Иркутска, все-таки Иркутск – столица Восточной Сибири. Так что в связи с реалиями, по моему мнению, особое отношение к исторической части города должно быть.

– Лично для себя, как для депутата, вы какие цели ставите? Какие объекты для вас важны?

– Мои основные цели таковы. Во-первых, разгрузить центр города от транспорта. Во-вторых, активизировать работу по строительству и реконструкции инженерных сетей, чтобы центр города стал для инвесторов привлекательным. В-третьих, добиться включения в стратегию социально-экономического развития Иркутска особых параметров, относящихся к центральной части города. Отталкиваясь от этого документа, мы сможем в будущем смело входить в различные областные и федеральные программы.

Главные объекты, на которые хотелось бы обратить внимание, все те же – Дом кузнеца, Дом офицеров, Русско-Азиатский банк (ныне поликлиника № 2). Хочется, чтобы все это скорее было приведено в порядок. Мы постоянно обсуждаем этот вопрос и с администрациями города и области. Понимание есть, но пока, к сожалению, процесс идет очень медленно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру