Коронавирус в Приангарье: вспышечку загасим?

Что происходит в нашем здравоохранении

С начала лета жизнь Иркутской области накрыла третья волна коронавируса. Сначала вроде все было как всегда: вялотекущий прирост на уровне 115–120 новых случаев в сутки, смертность в пределах 6–9 человек в сутки, число выздоровевших равно или чуть больше числа вновь заболевших… Только одна цифра в таблице сводок, распространяемых оперштабом не по СМИ, а по районным администрациям, вызывала неприятный холодок по спине – положительный прирост числа госпитализированных.

Что происходит в нашем здравоохранении

Впервые за долгое время с начала июня число вновь госпитализированных стало превышать число тех, кого из больниц выписали. Врачи стали намекать, что не мешало бы ускорить вакцинацию, и говорить о том, что скоро нам понадобится вернуть обратно все ковидные госпиталя, которые успели перевести обратно в больницы общей практики. К ним не прислушались.

А потом началось лихорадочное развертывание дополнительных коек, поскольку рост числа госпитализированных над числом выписанных взлетел так резко, что койки просто закончились. Это произошло в середине июня. Тогда число прироста госпитализированных граждан стало превышать число вновь заразившихся за сутки, и стало понятно, что начинается третья волна. Примерно в это время наш министр здравоохранения и сказал эту фразу, которую ему потом не раз припомнят: «Мы эту вспышечку быстро загасим!»

Следом за увеличением прироста заболеваемости стала обращать на себя внимание строка «количество выздоровевших за сутки». В ней стали появляться совсем несуразные цифры – 14, 20, 28 человек… А заболевало 130, 140, 150 пациентов. И наконец, в конце июня в соседней Бурятии, где на такие темпы прироста обратили внимание еще в начале месяца, объявили двухнедельный локдаун по примеру прошлого года, с тотальным закрытием бизнеса, кроме продуктовых, аптек и магазинов с товарами первой необходимости. Локдаун в Бурятии был объявлен до 11 июля.

В Иркутской области губернатор пообещал локдаунов не вводить, но ограничения начались. Общепит вернули в режим «с 6.00 до 23.00». Запретили выезд групп детей на отдых за пределы региона. Отменили фестиваль русской оперы в «Тальцах». Отменили смены в детских лагерях для детей-инвалидов. Рекомендовали перевести детские сады в режим дежурных групп. Приостановили работу театров, концертных залов, ночных клубов, спа-салонов, соляриев, саун, фуд-кортов в ТРЦ и детских комнат до 18 июля. И ввели так называемые ковидные разрешения: заниматься спортом, ходить в кино, беспрепятственно посещать места общего пользования можно только тем, кто предъявит свежий отрицательный ПЦР-тест не позднее трех дней, справку о том, что болел коронавирусом, или справку о поставленной прививке от COVID-19.

К чему это привело? Народу в ТРЦ реально стало меньше. Желающих вакцинироваться реально стало больше. Но тут обнаружила себя действительность, в которой вакцин нет, и значит, поставить прививку нельзя. Люди стали жаловаться в соцсетях, что записываются на вакцинацию, приезжают в назначенное время, а им говорят: «Вакцины нет!» Жаловаться стали и те граждане, которые не смогли вовремя поставить вторую прививку – по неизвестным причинам. Действительно, двухкомпонентная вакцина поступает так: две ампулы в одной коробке – одну ставят, вторую откладывают, приходишь в назначенный срок – твою вторую дозу достают из холодильника и вводят. Или не так? Ответа на этот вопрос получить не удалось.

Однако ограничения не помогли. 2 июля, в дату внесения этих изменений в указ губернатора Приангарья, за сутки было выявлено 302 новых случая заболевания коронавирусом, 18 июля (дата окончания действия практически всех введенных 2 июля ограничений) – 402 новых случая за сутки. Число госпитализированных 2 июля – 5011 человек, на 18 июля – 5951 человек. Число умерших за сутки на 2 июля – 23 человека, на 18 июля – странные данные: в обед, когда вышла сводка, число умерших от ковида было указано 45 человек, и еще трое умерло от осложнений хронических заболеваний, а вечером число умерших от вируса волшебным образом стало меньше на пять человек. Что это было, осталось непроясненным.

По данным на 2 июля, в регионе было развернуто 6503 койки для больных коронавирусом. На 18 июля – 6634 койки и еще 400 коек доразворачивали в областной больнице, где вот уже неделю делают госпиталь на 800 коек с большим числом кислородных мест.

Кстати, третья волна коронавируса характеризуется некоторыми особенностями, которые и приводят к резкому росту числа госпитализированных и росту количества умерших. Первая особенность – молниеносное развитие тяжелой формы заболевания даже у тех, кто сначала вроде бы заболел легко или даже уже почти выздоравливал. Резкое повышением температуры – и уже падает сатурация, поражение легких более 40%, температура под 40 и срочно нужен кислород. В аптеках граждане резко скупают баллоны с кислородом и кислородные маски, чтобы дать родным, подхватившим, как уже выяснилось, «индийский» штамм коронавируса, прожить до прихода врача или приезда скорой. Нагрузка на скорые выросла в пять раз, время ожидания – более суток, даже если состояние совсем тяжелое. Медбригады не справляются…

Вторая особенность – необходимость кислородной поддержки. Все большему числу госпитализированных нужен кислород. Не ИВЛ – но кислородная поддержка, и теперь к койкам в усиленном режиме подводят кислород.

Третья особенность – стали сильно болеть дети. Если раньше дети переносили ковид бессимптомно, то сейчас, по словам главврача Иркутской областной детской клинической больницы Юрия Козлова, дети стали болеть «с симптомами», с поражением легких, с помещением в больницы. При этом осложняется ситуация тем, что детей нельзя лечить по схемам, разработанным для лечения взрослых. А в результате борьбы детских организмов с коронавирусом может развиться полиорганная недостаточность (тяжелая неспецифическая стресс-реакция организма) – когда отказывают все органы и системы. Практически всегда это приводит к инвалидизации.

А коллеги из ИА «ИрСити» подсчитали, что в июле от коронавируса за две недели умерло в 1,8 раза больше больных, чем за весь июнь. Это 552 человека против 295 человек. Генеральный директор научно-практического центра «Госучет» Роман Ерженин 13 июля сообщил, что мы находимся на восходящей стороне волны, и в следующие две недели рост числа заболевших будет продолжаться. Говорить о том, когда же мы выйдем на плато, уже никто не берется. Врачи из «красных зон» иркутских больниц утверждают: справиться с пандемией и не допустить мутаций вируса поможет только вакцинация.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру