Ваша недвижимость: муниципалитеты региона поработают на граждан

Росреестр Приангарья прокомментировал изменения в законодательстве

В России с 29 июня вступил в силу закон, принятый в декабре 2020 года. Он называется: «Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По нему можно будет проводить регистрацию ранее учтенных объектов недвижимости упрощенным способом. О том, что и как будет проще для клиентов, рассказал заместитель начальника отдела регистрации недвижимости № 2 Управления Росреестра по Иркутской области Алексей Дианов.

Росреестр Приангарья прокомментировал изменения в законодательстве

Правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в муниципалитетах теперь могут выявлять самостоятельно. Алексей Дианов отметил, что речь идет об объектах, права на которые у гражданина возникли до 31 января 1998 года, то есть до вступления в силу закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». До этого времени права на недвижимость регистрировались в БТИ, советах народных депутатов, у нотариуса или в местной администрации. В ряде случаев внести сведения о правообладателях таких объектов в Единый государственный реестр недвижимости было невозможно. Иногда в документах не было достаточной информации, подтверждающей личность владельца объекта. Или правообладатель сам не подавал документов на внесении к ЕГРН.

– Конечно, заставить гражданина сейчас зарегистрировать право на объект никто не может. Это исключительно право, а не обязанность, – подчеркнул Алексей Дианов. – Однако стоит помнить о том, что объект недвижимости вы сможете продать, подарить или завещать только при наличии зарегистрированного права собственности.

Очень многие правообладатели не подавали заявки на включение объектов в ЕГРН из-за длительной бумажной волокиты: технические план здания нужно предоставить, межевание участка надо провести, пригласить кадастрового инженера, запросить поэтажные планы в БТИ… И так далее, и тому подобное, и все – за деньги. А иногда так было, что недвижимости той уже давно нет – дом сгорел, остался участок в деревне где-нибудь, по наследству от бабки доставшийся. Наследство оформили, участок переписали в администрации – и забыли. Ну какая тут регистрация прав? Теперь, с вступлением в силу нового закона, вся бумажная волокита переходит с гражданина на администрацию муниципалитета.

Алексей Дианов пояснил, что в рамках действия нового закона именно муниципалитет должен самостоятельно готовить документы к подаче на внесение сведений о собственнике такой недвижимости, права на которую были оформлены до 31 января 1998 года, в ЕГРН. Это они будут запрашивать информацию в налоговых органах, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т. д. Это власти муниципалитетов будут разбираться в своих архивах и искать нужные бумаги. И межевание участков спорных будут проводить власти МО. А потом, сформировав пакет документов и выявив правообладателя объекта недвижимости, пришлют данные собственнику по электронной или обычной почте. Если собственник не будет возражать, власти муниципалитета могут подавать документы на внесение сведений о правообладателе в ЕГРН. Самому правообладателю не нужно будет ни ехать куда-то, ни стоять в очереди, ни записываться. И даже госпошлину правообладатели объектов недвижимости, чьи права возникли до 31 января 1998 года, платить не будут.

Спросите, кому это надо – реестры всякие, внесение в реестр, оформление прав, государственная регистрация? Ведь человек и так владеет участком земли или старым домом, платит налоги (ФНС у нас бдит). Это надо государству: привести в порядок все сведения по недвижимости. Это надо регионам и муниципалитетам – сколько у них свободной земли, сколько занятой, где чьи дома и так далее. А то вот, кажется, тут есть кусочек земли – ан нет, он чей-то. А когда все в Едином реестре – тогда и вопросов, и ненужной суеты не возникает.

Гражданам, кстати, тоже может понадобиться. Например, в чрезвычайных ситуациях, как в Тулуне к моменту наводнения.

– Наличие в ЕГРН полной и достоверной информации позволит Росреестру обеспечить защиту имущественных прав и интересов граждан, убережет их от мошеннических действий с недвижимостью, позволит внести в ЕГРН контактные данные правообладателей, – пояснил Алексей Дианов. – Например, данные реестра недвижимости используются при расчете компенсаций за объекты, уничтоженные в результате чрезвычайных ситуаций. Показательной для нашего региона является ситуация с Тулуном, когда для получения выплат гражданам приходилось доказывать наличие своих прав на затопленные дома из-за отсутствия такой информации в реестре недвижимости.

Упрощается и порядок снятия с учета утраченных объектов недвижимости. Вот, допустим, сгорел дом. И был он старый, и сгорел неизвестно когда, и перешел от бабушки в конце 1990-х. Ранее для прекращения права собственности на утраченный объект недвижимости гражданину нужно было вызывать кадастрового инженера, который должен был составить акт утраты объекта. Сейчас такой акт уполномочили составлять власти муниципалитетов. Представители администрации могут приехать на место и составить акт. Расходы на приглашение кадастрового инженера с собственника снимаются.

Граждане, являющиеся правообладателями ранее учтенных объектов недвижимости, чьи права пока еще не зарегистрированы в установленном порядке и сведения о них не внесены в ЕГРН, могут и самостоятельно подать заявление в Росреестр. В этом случае им нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Документы можно подать также в электронном виде на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/site/eservices/). Напоминаем, что госпошлина за оформление возникших до 31.01.1998 прав на объекты недвижимости не взимается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру