Кого затопит этой весной: 97 населенных пунктов региона в опасности

Иркутская область готовится к наводнениям

В Иркутской области началось вскрытие ото льда больших и малых рек. Чем это грозит расположенным на них городам, селам и деревням, рассказал заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области по гражданской обороне и защите населения Евгений Гоголев.

Иркутская область готовится к наводнениям
Весеннее затопление Хомутово послужило уроком для жителей других сельских поселений. Фото: Кирилл Шипицин

– Теплая погода привела к тому, что реки в Иркутской области будут вскрываться на 5–7 дней раньше обычного, – говорит Евгений Гоголев. – Река Лена, например, на протяжении до Жигалово вскрывается с 26 апреля, а до Киренска и Усть-Кута – уже 3 мая. 1–3 мая ждем вскрытия реки Киренги, а 5–10 мая – Нижней Тунгуски.

Ледоход и ледолом – время, когда нужно быть крайне внимательными. Реки в Приангарье быстрые, течение в них чаще всего бурное, и это значит, что по течению могут случаться ледовые заторы. Лед не тает, а раскалывается и какое-то время в виде отдельных льдин плывет по течению. Льдины кружатся, сталкиваются, крошатся и наползают друг на друга, порой перегораживая русло. А выше по течению от затора река начинает выходить из берегов. Именно в ожидании таких случаев в расположенных на берегах населенных пунктах готовятся спасатели и власти: перед вскрытием рек лед чернят (посыпают золой), пилят, стараются разрушить.

Совместную работу спасателей и властей муниципалитетов в текущем году уже отработали при подтоплении талыми водами приусадебных участков в Приангарье.

– Особо сложной была обстановка в Хомутово, Мамонах, Большом Голоустном, Урике, деревне Столбова Иркутского района, деревне Большежилкино и селе Большая Елань Усольского района, Нижнеудинске, Заларях и селе Кимильтей, – говорит Евгений Гоголев. – При этом большая часть подтоплений произошла из-за недостаточной пропускной способности водоотводных систем. Выявлены факты строительства жилых домов в пониженных формах рельефа, на территории бывших болот и в старых руслах рек. Это дачи или даже жилые дома, которые продавались летом, и новые владельцы не выясняли, что раньше располагалось на месте их жилья. Так, из 10 покупателей домов в Хомутово только один поинтересовался подробностями строительства и тем, что раньше было на участке.

После весеннего затопления в Хомутово власти населенного пункта решили построить основной водоотводной канал выше населенного пункта, чтобы талые воды не попадали в поселок. Также специалисты решают вопрос о создании системы аварийного прохождения талых вод. 

Фото: Кирилл Шипицин

Не успела стабилизироваться ситуация с подтоплением талыми водами, как пришли весенние паводки. В зону весеннего подтопления в Приангарье входит 97 населенных пунктов, в которых проживает 18,5 тысячи человек. В отдаленные населенные пункты были заблаговременно отправлены группы спасателей. Для разрушения ледовых заторов созданы три мобильные группы взрывников и закуплены взрывчатые вещества. Основные места, где могут образоваться заторы на реках, уже известны – от года в год они сохраняются, и спасатели следят за ними, чтобы в случае возникновения затора среагировать оперативно и не допустить выхода реки из берегов.

Вопросы жителей региона, заданные Евгению Гоголеву, касались как летних паводков, так и весенних подтоплений.

– У нас в последнее время каждый год где-то кого-то топит в частном секторе? Что происходит? Уровень грунтовых вод поднялся?

– Действительно, с 2020 года мы отмечаем рост уровня грунтовых вод во многих районах Иркутской области. С чем это связано, пока неизвестно. Власти муниципалитетов должны следить за системами водоотведения на своей территории, чтобы не было подтоплений как талыми водами, так и грунтовыми. Однако при проверках мы видим, что власти муниципалитетов не готовятся к паводкам.

– Почему нельзя принять меры до затопления? Заранее выкопать водоотводные канавы, заранее построить дамбы. Почему всегда мы героически боремся с последствиями вместо того, чтобы предотвращать затопления?

– На примере Хомутово мы в очередной раз убедились в том, что муниципальные образования исключили из процессов согласования и выдачи заключений на строительство в населенных пунктах. А ведь земли, где сейчас строят, ранее предназначались для садово-огородных работ, а не для капитального строительства. Ряд участков находятся в зоне потенциального затопления, на бывших болотах. А после объявления дачной амнистии на этих участках начали строить жилые дома, и их можно было вводить в эксплуатацию без согласования проектов и получения разрешений на строительство в администрации муниципалитета. И теперь, чтобы избавиться от затоплений талыми водами, нужно строить систему водоотводящих каналов, вести которые нужно по частным участкам. Возник комплекс проблем, которые не могут решить власти муниципалитета – их нужно решать комплексно, с участием ряда профильных министерств.

– Дороги строят выше уровня участков, без системы водоотведения. После дождей вся вода с дорог льется в огороды, во дворы. Кто должен за это отвечать? Я сам, как собственник, должен выкопать водоотводную траншею вдоль дороги?

– Система водоотведения относится к зоне ответственности муниципальных властей. Именно они должны строить и обслуживать траншеи и все, что связано с отведением воды от участков. Поэтому требуйте от администрации населенного пункта строительства системы водоотведения.

– Как будет в этом году с подтоплением в Селиванихе? Какие прогнозы по Иркуту? А по Ушаковке?

– Мы ожидаем вскрытия Иркута в ближайшие дни. Силы и средства приведены в состояние полной готовности. По вопросу Ушаковки могу сказать, что работы по расчистке русла реки продолжаются, и это позволит пропускать паводковые воды летом.

– У небольших муниципалитетов – деревень или сел – нет денег на обустройство дамб. Неужели нельзя решать этот вопрос комплексно, силами региона?

– На самом деле после масштабного наводнения 2019 года министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области начало вместе с администрациями муниципалитетов, заинтересованными муниципалитетами и ведомствами работу по корректировке зон затопления в Иркутской области. Это очень важный документ, по которому в дальнейшем будут выдавать – или не выдавать – разрешения на строительство жилья. Застройка будет исключена, и люди не будут страдать от наводнений. Эти работы будут завершены в 2021 году.

– А как Ангара в этом году будет себя вести? Прибрежным селам есть чего бояться?

– В настоящее время на Иркутской ГЭС увеличены нормативы сброса через плотину – они составляют 2,4 тысячи кубометров в секунду. Для сравнения: в это же время в 2020 году нормативы сброса были установлены на уровне 1,6 тысячи кубометров в секунду. Это связано с многоводностью в Байкале. Росводресурсы держат ситуацию с повышением уровня Ангары под контролем.

Сейчас мониторинг ледовой и паводковой обстановки в ряде районов ведут беспилотные летательные аппараты. Будем надеяться, что они не пропустят начинающееся наводнение и лето 2019 года в Приангарье не повторится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру