Зачем математику баян: что происходит с дополнительным образованием

Школы искусств должны получить особый статус

В конце октября на Совете при президенте Российской Федерации по культуре и искусству среди крупных проблем по сохранению наследия, развитию отечественного кинематографа, театров и музеев едва ли ни самой обсуждаемой стала тема детских школ искусств – ДШИ.

Школы искусств должны получить особый статус
Фото: kvadrat38.ru

От дополнительного образования часто отмахивались – оно же дополнительное, и так сойдет. Затем опомнились и стали финансировать его по особой программе – но тут оказалось, что предпрофессиональному образованию в ДШИ от этой программы не то что не лучше, а как бы хуже не стало. Об этом беспокоятся учителя школ искусств, а теперь забеспокоились и власти.

Узкая и широкая специализация

Вот пример: узкая специализация высшего образования по европейскому образцу показала себя бесперспективной в развитии науки, поскольку для создания чего-то нового необходим широкий кругозор. Да и в практической сфере все чаще востребованы профессии, в которых нужен креативный подход. Необходимы люди, способные мыслить свободно, нестандартно, творчески. Для глубокого погружения в творчество и нужны ДШИ. Да, не все выпускники школ искусств идут учиться дальше по творческому направлению, но полученные знания применяют в других профессиях.

– Образование, которое получают дети в ДШИ, важно для формирования личности человека, – считает директор Иркутской областной ДШИ Арсений Володин. Он сам – музыкант.

– Многие наши ученики стали прекрасными врачами, экономистами, юристами. Люди, получившие классическое образование хотя бы начальной ступени, предпочитают слушать ту музыку, которая наполнена духовно, они видят различие между хорошим и плохим. То, что творится сегодня на нашей эстраде и в музыкальном эфире, вынуждает бить тревогу, и человек должен понимать, что слушать, а что нет. Точно так же, как он знает, что нельзя есть ядовитые растения, если хочешь жить...

Ну и конечно, в сфере допобразования школы искусств занимают особое положение, являясь базой для развития российской культуры. К примеру, чтобы сформировался исполнительский уровень профессионального музыканта, нужно определенное время. Музыкантом или художником невозможно стать за год или два. В голове человека должны произойти некие процессы – взросления, понимания ценностей, умения анализировать. Чтобы стать музыкантом, нужно начинать серьезно заниматься в детстве.

Дайте художнику стол и шкаф

Спрос на получение начального художественного образования в иркутских ДШИ стабильно высок: конкурс среди поступающих – не менее 2-3 человек на место. В вузах и ссузах Иркутска немало отделений художественного направления, которые предлагают современные специальности: дизайн, промышленная графика, декоративно-прикладное искусство, художник-модельер и другие. Возможность продолжить образование тоже есть. Но вот это самое начальное образование буксует в элементарном – материально-техническом обеспечении. Так, областной ДШИ скоро сто лет (два года назад она отметила 95-летний юбилей), а база за эти годы не слишком обогатилась.

– Начиная с 2012 года расширены образовательные стандарты для ДШИ, – рассказывает Ирина Горбунова, преподаватель художественного отделения Иркутской областной школы искусств, член Союза художников России. – Появились программы федеральных государственных требований для художественных отделений школ по различным направлениям: дизайн, акварель, прикладное искусство, архитектура. У нас на художественном отделении много лет работает одна программа – «Живопись». Для занятий, например, декоративно-прикладным направлением у нас нет условий. Необходимы специальные столы, помещение, оборудованное вентиляцией, а кроме того – места хранения, поскольку предметы декоративно-прикладного искусства объемные. В каждом направлении есть свои особенности – специальное оборудование, которое обеспечивает учебный процесс. На базе современной школы необходимо иметь несколько программ, чтобы дети могли выбирать. В нашем городе много талантливых художников, есть специалисты, которые готовы развивать современные направления, расширять возможности...

Фото: irkutskmedia.ru

Вопрос с расширением учебных помещений для областной ДШИ в стадии решения. Школе передано здание в районе площади Декабристов, в котором, как рассказал директор учебного заведения, намечено разместить духовое и эстрадное отделения. А вот с обустройством юных художников все сложнее. Из исторического центра Иркутска перемещать их нельзя, поскольку архитектура старинного города – один из важнейших факторов обучения. Идет разговор о возможности передачи под художественное отделение ИО ДШИ здания бывшего детского сада в центре Иркутска. Но список желающих получить это здание доходит, как говорят, до ста претендентов.

– Непростая ситуация и с решением вопроса о собственности этого объекта, поскольку здание принадлежит городу, а школа – в областном подчинении. Но решение вопроса расширения художественного отделения мы найдем, – обнадеживает замминистра культуры и архивов Иркутской области Руслан Дячук.

На своем месте

Для того чтобы родители не разорились, оплачивая всестороннее развитие своего ребенка, в 2016 году государство предложило программу, которая называется «Успех каждого ребенка». Для россиян польза нововведения состоит в том, что посещение выбранных детьми кружков и секций может быть оплачено из бюджетного кармана, за счет казны. Но при этом сумма возмещения такова, что покрывает лишь неуглубленные, кратковременные курсы в секциях и кружках. А вот обучение в ДШИ, например, на территории Иркутской области обходится в среднем более чем в 40 тысяч рублей в год (на одного ученика).

– По условиям введенной системы персонифицированного финансирования допобразования (ПФДО) каждому ребенку выдается именной сертификат, дающий право на получение дополнительного образования. Но к детским школам искусств с их полноценными многолетними предпрофессиональными программами этот сертификат неприменим. Поэтому ситуация с ДШИ потребовала срочного вмешательства, – объясняет Руслан Дячук.

Дело в том, что из-за перехода многих школ искусств в муниципальное подчинение возникают финансовые трудности – муниципалитеты не всегда готовы содержать их. Из-за недостатка финансирования на местном уровне не исключен негласный перевод препрофессионального образования в разряд обычного «кружка», который оплачивается за счет ПФДО. Это возможно, поскольку никаких особых, отдельных регламентаций для детских школ искусств не существует, есть общая категория «допобразование» – и на этом все. Уровень образования в этом случае резко падает – сообразно расходам, система может деградировать.

Это угрожает уникальной российской системе образования в творческой сфере (ДШИ – колледж – «вышка») – подобной нет нигде в мире. О ее ценности как раз говорил президент на Совете по культуре. Были даны поручения по исправлению ситуации. Об этом рассказывает замминистра иркутского минкульта:

– В последнее время Министерством культуры РФ совместно с Государственной Думой разработан проект закона, который предполагает выделение школ искусств в отдельное направление образовательной деятельности, обозначает их статус как учреждений дополнительного многолетнего образования в сфере искусств. Закон не даст спутать многолетнее, полноценное художественное образование первой ступени с досуговыми кружками, которые также важны, но имеют другое значение в системе образования.

Кстати

В 2019 году Иркутская областная ДШИ отметила 95 лет со дня основания. Далеко не во всех регионах есть областные школы, да еще с таким опытом. За долгие годы работы накоплен уникальный опыт образования в академическом направлении. В 1978 году школа открылась в новом здании, объединив музыкальное и художественное отделения, и стала методическим центром. Она прославлена своими учениками, постоянной работой по поиску талантов – но ей нужно расширяться, чтобы соответствовать требованиям времени.