В работе "Театра Пилигримов" аудиторы нашли нарушения

Из бюджета был оплачен большой штраф РАО

"Театр Пилигримов" проверила Контрольно-счетная палата. Проверка подтвердила многие факты, о которых нам сообщали те, кто был связан с театром.

Из бюджета был оплачен большой штраф РАО
Фото: annataliya.ru

После смерти основателя, директора и худрука театра Владимира Соколова, на произведениях которого держался репертуар театра, на директорство была поставлена Людмила Ваховская, до этого 13 лет возглавлявшая Областной центр народного творчества и досуга, также работавшая в Музыкальном театре и чиновником в городском комитете по культуре. После того, как она приняла руководство театром, посыпались недовольные комментарии – от тех, кто знает театр, работал с Соколовым. Вдова Владимира Соколова Римма Соколова, автор либретто к спектаклям, пожаловалась на новые порядки в театре и на притеснения.

Проверка КСП подняла завесу тайны над тем, как сегодня функционирует Театр Пилигримов.

Согласно результатам проверки, заработная плата артистического персонала на 34% меньше, чем в среднем по областным учреждениям культуры – 25,3 тысячи рублей. При этом отдельные артисты получали зарплату не утруждаясь. «Согласно предоставленным приказам, артист-вокалист высшей категории М. принимала участие только в проведении творческой встречи «Театр Пилигримов объединяет друзей» 03.11.2019 года, при этом ее заработная плата, начисленная артисту за 2019 год, составила 165,2 тысячи рублей (за 209 отработанных дней).

Проверяющие отметили фактическое занижение окладов по всем должностям, путаницу со стимулирующими выплатами: «Объем стимулирующих выплат по решению комиссии составил 2,5 миллиона» – при том, что никаких служебных записок по выплатам не делалось. При этом директор, как отмечается в акте проверки, имеет возможность «предлагать на рассмотрение комиссии и устанавливать значение данных выплат по своему усмотрению». Фактически распределение премиальных проводилось по устному представлению директора с указанием основания для премирования.

Из 24 человек артистического персонала 10 человек не имеют законченного специального образования, только учатся, а четыре человека имеют только среднее образование. На должность худрука театра принят человек, не соответствовавший на тот момент квалификационным требованиям – он был студентом и учился, причем очно, в Санкт-Петербурге. Обучение худрука закончилось в июне этого года. Оклад ему, как выяснили аудиторы, был завышен, оплачивались авиабилеты для полетов на учебу и обратно и даже выплачивался районный коэффициент в размере 30% от оклада в те месяцы, когда худрук был в Санкт-Петербурге. При этом «дистанционный» худрук пять месяцев замещал 0,5 ставки заведующего художественно-постановочной частью театра, а позже – полставки артиста – концертного исполнителя. И все бы ничего – но по трудовым договорам местом его работы является театр, совместительство не предусмотрено. Аудиторы сочли, что дистанционно выполнять эти функции попросту невозможно – между тем за время отсутствия работника проведено 19 мероприятий.

Более того, «с целью осуществления постановки спектаклей» заключены два договора с режиссером-постановщиком, проживающим опять-таки в Санкт-Петербурге. Диплом режиссеру-постановщику, которая совершенно случайно является супругой художественного руководителя, выдан уже после заключения договоров. Были у аудиторов и претензии к нанятым на стороне костюмерам – шили без техзадания, где были бы указаны все требования. Фактически теперь заказчик не может предъявить претензии к качеству пошитых костюмов.

Отдельного замечания аудиторов удостоилась выплата штрафов за счет денег, отпущенных на выполнение госзадания. Штраф немаленький – 440,2 тысячи рублей по решению арбитражного суда «за непредоставление сведений о суммах валового сбора и сведений о фактически исполненных произведениях и их авторах», как положено по договору с ООО «Российское авторское общество». Театр должен был в том числе выплачивать авторское вознаграждение «за публичное исполнение произведений, составляющих спектакль» (в том числе либретто, автором которых в соколовских спектаклях является Римма Соколова). В 2019 году театр пытался обжаловать постановление арбитража – но тщетно. Аудиторы сочли выплату штрафа «неэффективным использованием бюджетных средств». А внутренняя проверка выявила ненадлежащее оформление договоров с авторами, таким образом, сам спектакль в театре ставится под угрозу – автор может расторгнуть договор в одностороннем порядке или подать в суд. Стоит заметить, что наибольшее количество собственных доходов в рамках госзадания театр получает как раз от показа спектаклей, автором которых является Соколов – 130 спектаклей, или 97,7 от общего количества.

Договоры, как показала проверка, вообще слабое место управленцев театра. Еще один дополнительный пример: театр заключил договор на поставку техники, но часть товаров на момент проверки так и не пришла в театр, хотя была сделана 100% предоплата и прошло уже более полугода. По договору определенный срок поставки вообще не был установлен, а администрация театра не предоставила аудиторам никакой переписки, которая бы доказывала, что они пытались «вытрясти» из поставщика оплаченное оборудование. Только спустя 7 месяцев поставщик отправил в театр письмо, в котором пояснял, что виновата пандемия, будь она неладна.

Хитро реализовывались театром билеты: «Стоимость билетов на спектакли варьировалась» – и варьировалась так, что в одной и той же школе в мае билеты могли продаваться за 50 рублей, а в июне уже шли по100, как было, например, в иркутской школе № 19. В шелеховском техникуме строительства и архитектуры цена билетов в апреле была 50 рублей, а в октябре – 200 рублей. Вроде ерунда, но людям-то обидно, тем паче, что учреждение государственное. КСП назвала такой подход к реализации билетов «неоднозначным», а цену – завышаемой.

Затронули аудиторы и вопрос с ремонтом здания театра. Театр, как известно, страдает без своей сцены. Дом-памятник на территории усадьбы Волконского должен быть отреставрирован. Но и те минимальные подготовительные работы, которые должны были начаться весной (ремонт канализации), не начались даже в июне. Аудиторы спрогнозировали, что к основным работам в силу разных обстоятельств – одним их которых является, цитируем: «отсутствие незаинтересованности как со стороны учреждения, так и со стороны учредителя» – удастся приступить не ранее 2021–2022 годов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру