Зона подтопления: первые значимые результаты управления Игоря Кобзева

Новый глава области призван услышать людей, которых так и не услышал экс-губернатор Левченко

Наводнение в Иркутской области обнажило массу проблем, которые сегодня приходится решать новому главе региона Игорю Кобзеву.

Новый глава области призван услышать людей, которых так и не услышал экс-губернатор Левченко
Фото: glagol38.ru

Казалось, время потеряно и маховик проблем невозможно остановить. Вопреки опасениям, что-то начало сдвигаться: власть смогла системно подойти к вопросу, и у разоренных стихией регионов появилась новая надежда.

С мертвой точки

Никто и предположить не мог такого цинизма – что разоренный Тулун и Нижнеудинск станут лакомым куском для стяжателей, а чаяния жителей региона застрянут в мясорубке бюрократии, порожденной командой Левченко. Бумажный фарш никак не проворачивался – жители затопленных районов жаловались на постоянную несправедливость в распределении государственных средств, выделенных для помощи подтопленцам, на некачественную работу комиссий, отказывающих в квартирных сертификатах и ставящих негодные дома на капремонт. Потом начались жалобы на завышение цены на стройматериалы. Дома, не попавшие в зону затопления, начало топить грунтовыми водами – а людям отказывали в помощи, поскольку никто о таких последствиях даже не думал. Визиты федеральных чиновников и трижды – самого президента не смогли повлиять на неповоротливость региональной бюрократической машины. В итоге на начало зимы никакого жилья для подтопленцев не построили, людей обрекли на зимовку в сырых домах, обездоленных втянули в дорогостоящие судебные тяжбы. К счастью для подтопленцев, 12 декабря губернатор Левченко ушел в отставку и процесс накопления проблем остановился.

Назначенный на его место Игорь Кобзев получил в наследство тяжелый груз. Впрочем, в Тулуне и Нижнеудинске – как раз по профилю, разгребать последствия чрезвычайной ситуации и предотвращать новые. Главной проблемой стало, пожалуй, то, что область оказалась не способной к объединению внутренних сил, управление фактически отсутствовало. Аварийно-спасательный этап был закончен, нужно было восстанавливать районы – и здесь, как сказал Кобзев в интервью агентству «Интерфакс», «случилась пробуксовка». Необходимо было антикризисное управление для того, чтобы, во-первых, обеспечить людей жильем и, во-вторых, восстановить социальную инфраструктуру. В Тулун была срочно отправлена рабочая оперативная группа. Она и сегодня на месте, занимается проблемами затопленных территорий. Ей руководит первый заместитель Кобзева Владимир Дорофеев. Эта группа останется на территории, пока проблемы не будут решены.

Сам Кобзев сегодня, спустя два месяца после назначения, со знанием дела говорит о ситуации, он досконально изучил происходящее – не в своем кабинете в Сером доме, а выезжая в пострадавшие территории. Главной проблемой все еще остается обеспеченность людей жильем. Еще до назначения Кобзева стоимость квадратного метра жилья в Тулуне поднялась с 45 тысяч рублей до 61 тысячи – власть утратила контроль над ситуацией. Не помогали уже ни большие деньги, ни визиты первых лиц – поскольку на местах работа стояла. В ноябре 2019 года, за месяц до отставки Левченко, было обнародовано письмо жителей Тулуна к президенту Путину, где они рассказывали о странной ситуации: с подрядчиками пострадавшие определились, но денег застройщикам власть не дает, и они прекратили работы. Вопрос потребовал срочного реагирования. «К моменту моего прибытия в регион дело с мертвой точки не сдвинулось. Я увидел только площадки, несколько организаций, которые работают там, 66 квартир в многоквартирном доме и 25 – в индивидуальном жилищном строительстве. Все, больше нет ничего. Не было даже централизованного подвода сетей», – цитирует Кобзева «Интерфакс».

Игорь Кобзев провел несколько встреч со строителями региона и заручился поддержкой Союза строителей. Жесткий разговор сдвинул дело с мертвой точки: глава региона расставил приоритеты – если иркутские строители не хотят заходить на площадку и работать, то будут привлечены строители из других регионов. В итоге в области сразу нашлись те, кто взял на себя необходимые обязательства.

Консолидация усилий должна привести к тому, что до 15 августа все нуждающиеся должны получить свои квадратные метры. Кобзев лично возглавил штаб по восстановлению жилья и пострадавшей инфраструктуры (не перекладывая эту ответственность на профильных министров), который заседает еженедельно – представители всех задействованных в работе структур еженедельно будут держать отчет о проделанной работе перед самим губернатором. «Некогда играть в политические игры, людям нужны решения», – говорит Игорь Кобзев. Без сомнения, все жители Тулунского и Нижнеудинского районов с ним согласятся. Он уже заслужил их уважение своим стилем работы – лично контролировать происходящее на пострадавшей территории, пока ситуация не разрешится.

Кобзевым были четко обозначены сроки, соблюдение которых подвергнут жесткому контролю. «Разработан план-график реализации мероприятий по проектированию, капитальному ремонту, реконструкции или строительству жилья и объектов инфраструктуры, пострадавших или утраченных в результате наводнения», – заявил глава региона. Так, все проектные работы должны быть завершены к 1 мая. Сегодня строительство уже идет в двух тулунских микрорайонах, начинается строительство в нижнеудинском микрорайоне Восточный.

Чтобы всем было хорошо: дома снова обследуются

Позиция Кобзева сегодня – позиция хозяйственника, который давно необходим региону. Тулун – это Иркутская область в миниатюре, и решение проблемы затопленных регионов – это не только «государственный экзамен» для Кобзева, но и момент истины для всей области. Системный хозяйственный подход позволяет выявлять и исправлять главные ошибки.

Например, Игорь Кобзев обнаруживает «очень странный аспект»: зону чрезвычайной ситуации Тулуна и Тулунского района разделили на две территории, определив по улицам, где люди получат государственную поддержку в виде жилищных сертификатов, а где будут ее лишены. Это конечно же вызвало большое и справедливое недовольство у людей, которые рассчитывали на государство – а оно провело красную линию на карте и перестало их замечать.

– В результате на сегодня мы имеем более 400 домов, где люди, в том числе многодетные семьи, не могут проживать, а помощь им не положена, – говорит Кобзев.

Проблемными оказались результаты работы комиссий, которые должны были решить, давать людям сертификат на новое жилье или же ставить дом на капитальный ремонт. Граждане были недовольны работой комиссий – ставшие небезопасными дома почему-то вошли в список на капремонт.

– Мы пошли по другому пути – признания домов аварийными и переселения из них граждан. Сейчас формируем эту программу. К 15 мая все проектные работы должны быть завершены. А к 15 августа должны быть сданы объекты первой очереди.

В начале февраля появилась информация о том, что специалисты центрального офиса ФАУ «РосКапСтрой» приступили к новому обследованию домов в зоне ЧС – тех, которые не были признаны аварийными, а были поставлены предыдущими комиссиями на капремонт. От пяти пострадавших муниципалитетов уже поступило свыше 240 заявок на обследование, наибольшее количество – из Тулунского района, большой поток заявок – из Нижнеудинска.

Возможно, что объем «аварийного фонда» еще увеличится – часть жилого фонда считается пострадавшей в результате значительного подъема грунтовых вод. Этот фонд также будет обследоваться и при необходимости признаваться подлежащим расселению. «Для людей, чьи дома не попали в зону наводнения, но были подтоплены грунтовыми водами и сейчас находятся в аварийном состоянии, необходима отдельная программа. Ее проработкой занимаются специалисты правительства Иркутской области, всестороннюю консультационную и методическую поддержку им окажут специалисты Фонда содействия реформированию ЖКХ», – проинформировал Игорь Кобзев.

Откуда же взять деньги? Главой региона были проведены встречи с федеральными чиновниками, и область ожидала дополнительных денег на переселение людей из аварийных домов. 20 февраля стало официально, из уст премьер-министра Михаила Мишустина, известно, что правительство РФ намерено рассмотреть вопрос о направлении дополнительно более 3 млрд рублей на обеспечение жильём пострадавших от паводков. Деньги будут взяты из резервного фонда.

Территории развития вместо территорий затопления

Строительство жилья после потопа началось с крупного скандала, который касался приближенных к Левченко чиновников и бизнеса – подрядчики-строители, нанимаемые жителями для восстановления своих домов, сообщали о том, что цены на строительные материалы, особенно на бетон, невероятно завышены – в Нижнеудинске бетон стоил в полтора-два раза дороже, чем в Иркутске. Этим фактом тогда заинтересовалась прокуратура, а вслед за ней – журналисты. Они-то и обнародовали информацию о том, что чиновники правительства Левченко в лице КРИО вместе с фирмой, близкой к депутату от КПРФ в Госдуме, создали компанию, которая занималась поставками и продажей материалов по завышенным ценам.

Уже тогда журналисты задавали вопрос: а почему бы не организовать на пострадавших территориях бетонное производство – на будущее, чтобы отстроить разрушенное стихией? Тогда этот вопрос повис в воздухе – как и многие другие. Сегодня его не пришлось даже задавать. Как только был решен вопрос об участии иркутских строителей в восстановлении территории, сразу были подобраны две площадки для размещения бетонного завода в Тулуне. Бетонное производство обеспечит беспрерывную работу строителей и снизит стоимость строительства. Это касается и жилых домов, и соцобъектов. Более того, материалы для производства будут браться местные – решено изыскать возможность взять их на местных карьерах. Уже изготовлены образцы бетона из местных материалов, которые в самое ближайшее время пройдут испытания на прочность.

Также одним из больных вопросов для населения была потеря земли – люди кормились за счет того, что выращивали на своих участках. Муниципалитетам дана команда навести порядок с землей, приусадебные участки, затопленные во время наводнения, поставить на кадастровый учет и выдавать владельцам сертификаты. Игорь Кобзев заверил, что тем, кто переселился в многоэтажки, будет предоставлено право покупки земли по кадастровой стоимости: «Этот вопрос уже изучен, готов для принятия соответствующего решения на заседании правительства».

Вопросов еще много – но при системном подходе их можно решить в короткие сроки. Уже переформатирована работа муниципалитетов, которые в срочном порядке провели слушания по генплану – люди не знали, какие социальные объекты, где и когда будут построены или восстановлены, тогда как Федерация готова выделить 40 млрд рублей из федерального бюджета на восстановление инфраструктуры пострадавших от наводнения территорий. Это предельно важно, потому что затопленные районы собираются не просто поднять на ноги, а развивать, инвестируя в них. В Тулун, объявленный территорией опережающего развития, федеральная власть планирует привлечь около 1,3 миллиарда рублей в ближайшие 2,5 года.

– Мы должны четко понимать, что мы строим, где и для кого, в чем есть потребность. Восстанавливаемые города и поселки должны быть максимально удобными для жителей, люди должны хотеть там жить, ну а мы должны создать для них условия, – сказал Игорь Кобзев в начале февраля, поручая минстрою региона за три недели создать комплексные планы освоения территорий с включением всех строящихся и восстанавливаемых объектов.

Так что Иркутская область с приходом Кобзева перестает быть регионом упущенных возможностей. На примере Тулуна и других пострадавших территорий Игорь Кобзев, лоббист государственного уровня, возвращает регион в федеральную повестку. А визиты крупных московских чиновников и те средства, которые удается привлечь из российского бюджета, при таком разумном подходе пойдут на пользу людям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру