Технологии утилизации отходов БЦБК не смогут протащить без экспертизы

Единственный поставщик "Газэнергострой" будет проходить экспертизу на общих основаниях

На площадке БЦБК вот-вот закипит бурная деятельность – новое руководство области старается побыстрее запустить проект ликвидации отходов комбината.

Единственный поставщик "Газэнергострой" будет проходить экспертизу на общих основаниях
Фото: Кирилл Шипицын.

Два года – такой срок поставлен для выполнения программы. На совещании под председательством нового руководителя региона Игоря Кобзева был назван новый подрядчик – или единый поставщик – который приходит на смену «Росгеологии». Это небезызвестная частная компания «ГазЭнергоСтрой – Экологические технологии» Сергея Чернина, за которую еще недавно ходатайствовал экс-губернатор Левченко. Окончательный документ еще не подписан, но подрядчик очень торопится начать работы и уже приступил к монтажу оборудования. Жители области, конечно, уже заждались, когда из Байкальска сделают город-сад, но понятны и риски, один из которых – новый единый поставщик, рвущийся в бой.

Как распорядители стали просителями

Появление «ГазЭнергоСтроя» в качестве единого поставщика было в каком-то смысле неожиданностью для иркутской общественности. Характер этого явления всего одной репликой раскрыл Игорь Кобзев, выразив свою позицию относительно ситуации с подрядчиком: «Если мы рассматриваем это как ЧС федерального масштаба – а именно так мы это и рассматриваем, то это – компетенция правительства. Определило оно этот вариант, вот мы и работаем».

Правительство – понятное дело, российское, в котором и раньше лоббировались интересы «ГазЭнергоСтроя» – во всяком случае, об этом много говорили и до сих пор говорят общественники, ратующие за Байкал (например, Юрий Фалейчик, председатель «Байкальского фонда гражданских экспертиз»). После письма экс-губернатора Левченко президенту с просьбой назначить компанию Чернина единственным исполнителем – вместо государственной «Росгеологии» – появились сентябрьские поручения Путина по Байкалу, в которых было велено провести конкурсные процедуры, «направленные на выбор и реализацию лучших мировых технологических решений по утилизации и обезвреживанию отходов». Это успокоило общественность: ведь технологии выберут на конкурсной основе, что в какой-то степени гарантирует соблюдение экологических принципов, принятых для Байкальской природной территории.

Но сегодняшний расклад снова вызывает у общественности опасения – в связи с тем, что Сергей Чернин на совещании вовсю рекламировал работу и технологии своей компании – как заправский пиарщик, жонглируя названиями инстанций, одобривших деятельность, но при этом не выдавая никакой конкретики. Возникло ощущение, что, получив полномочия единого поставщика, «Газэнергострой» начнет протаскивать и свои технологии. Впрочем, председательствующий Игорь Кобзев не однажды деликатно осаживал рвущегося в бой предпринимателя и, к вящему удовольствию общественности, прямым текстом говорил о том, что процесс будет проходить под контролем граждан, а технологию рассмотрят эксперты. А когда Сергей Чернин вдруг пригласил общественников в Дзержинск, где у компании есть объект, Кобзев сказал: «Давайте-ка у нас разберемся…».

Игорь Кобзев. Фото: trk-bratsk.tv

Единственный поставщик услуг – это тот, кто координирует все действия на местности, тот, с кого три шкуры дерут и с кого спрашивает заказчик. «Росгеология», которая так и не вступила в качественные деловые отношения с заказчиком – прежним областным правительством – из-за полной пассивности оного, пребывает сегодня по-прежнему не в милости. И.о. министра – бывший полноправный министр Андрей Крючков – по- прежнему высказывает претензии к «Росгеологии»: «Не было ничего по большому счету», – заявил он на совещании, имея в виду результат работы подрядчика. «Нам надо было получить заключение на весь проект, а не на часть изысканий», – изрек Крючков, словно забыв о том, что правительство даже на письма «Росгеологии» отвечать не торопилось, не говоря уже о том, чтобы обеспечить подрядчика всем необходимым, в этих письмах затребованным – электроэнергией, например, или же сетями для сброса очищенных вод и для простого водоснабжения. Сегодня Андрей Крючков, не дожидаясь подписания бумаг, активно сотрудничает с новым подрядчиком – так, как и хотел его прежний начальник, губернатор Левченко. Совместно они разрабатывают дорожную карту, обсуждают предварительные мероприятия. При этом сам он говорит: «Проект проходит согласование».

А «Росгеология» оказалась в странном положении: проделав определенный (и не маленький) объем работ и еще не получив за них денег, она находится в роли просителя: «Сейчас возникает дискуссия, учитывать или не учитывать работы, которые были сделаны. Мы бы хотели, чтобы их приняли», – сказал представитель компании «ВЭБ Инжиниринг» Александр Фролов (компания работала по субподрядному контракту с «Росгео»). «Росгео» готова сделать переуступку результатов исследований. Однако Сергей Чернин, президент ГК «ГазЭнергоСтрой», не высказал восторга относительно этой возможности, хотя и не исключил ее.

Ловкость рук и никакого мошенничества

Первой ласточкой проекта, как стало понятно из материалов совещания, станет очистка вод – методом обратного осмоса. За нее «ГазЭнергоСтрой» уже, по словам Чернина, взялся – монтируют оборудование, не дожидаясь подписания постановления о назначении единого поставщика. Обратный осмос как метод очистки воды используют с 70-х годов прошлого века, в том числе для получения питьевой воды из морской и для получения особо чистой воды для медицинских и других нужд.

Как считает академик Игорь Бычков, глава Иркутского филиала СО РАН, технологии очистки воды существуют и понятны. А вот что дальше? А дальше – и Бычков назначен ответственным за этот процесс – нужно отобрать подходящие технологии. Оценивать их должны эксперты-ученые, соглашение заключено с Сибирским отделением РАН. И вот тут начинается интересное.

После того, как общественники инициировали в 2018-19 годах круглые столы с подробнейшим обсуждением того, что следует и чего нельзя делать на Байкале, «Росгеология», у которой на тот момент не было заверенной госэкспертизой технологии, пошла навстречу: создали сайт для того, чтобы собрать все предложения по очистке территории от шлам-лигнина.

Сегодня этот сайт работает. На нем замечены и технологии, которые реально могут помочь Байкалу. Однако главное условие – чтобы технологии получили положительное заключение экспертов. Из числа получивших такое заключение будут отбираться высокой комиссией наиболее подходящие.

«ГазЭнергоСтрой» на сайте свою технологию не заявлял. Зато прежний губернатор Левченко озвучил ее в СМИ. И было похоже, что где-то наверху, в Москве, это уже решенное дело – термолиз. Тогда возмутилась общественность, ученые. Сегодня, получив (или почти получив – учитывая, что подписание решающего документа еще только должно произойти) большие полномочия, «ГазЭнергоСтрой» не стесняется пиарить собственные технологии – тот самый термолиз. Всему честному собранию, например, Чернин сообщил (заметим – на просьбу Игоря Кобзева коротко озвучить предложения компании): «Были проведены испытания нашей технологии проработки отходов БЦБК. В ЦЛАТИ были заказаны (экспертизы), чтобы они взяли пробы и комплексно-технологические анализы нашей технологии были сделаны и до, и после, произошло снижение класса опасности». А на вопрос общественника Дениса Букалова о том, не идет ли вразрез с постановлением президента выбор единственного поставщика, высказал «свое частное мнение» о том, что проблема не решалась с 2013 года и «мы пришли со своей технологией, которая показала результативность, достаточно открыто это сделали, во всяком случае Минприроды каждый шаг смотрели, видели, Росприроднадзор там был». Мы не знаем, где были Росприроднадзор и Минприроды, этого в своей сбивчивой речи господин Чернин не уточнил. Кому технология показала свою результативность, мы тоже пока не поняли. И, похоже, не только мы.

12 декабря 2019 года, то есть месяц назад, Минприроды отправило Юрию Фалейчику письмо – ответ на запрос, в котором сказано: «Материалы технических решений и технологий, предлагаемых для рекультивации отходов БЦБК, а также заключение государственной экологической экспертизы от ГК «ГазЭнергоСтрой» в адрес Минприроды России не были предоставлены». И подпись – «Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности И. В. Ивачев». А теперь вопрос: есть ли вероятность, что за прошедший месяц все кардинально изменилось – особенно учитывая полмесяца праздников? И даже если документы поступили, то успели ли их рассмотреть? Вряд ли.

Осадочек остался…

Нам попеняют на предвзятость, скажут, что вероятность все-таки есть. Однако, учитывая «анамнез», у нас возникают самые радикальные сомнения. Вспомните, что губернатор Левченко в письме к президенту в прошлом году уже ссылался на то, что у частной компании есть положительные результаты госэкспертизы для работы на Байкале. А ведь в Минприроды – если верить письму оттуда – их не видели. Соответственно, реклама из уст Сергея Чернина – всего лишь реклама. И технология термолиза должна быть проэкспертирована. То же касается нанопленки, о которой упомянул Чернин – ею хотят укрыть какую-то часть отходов. «Элегантной временной консервацией», «видимостью решения проблемы» назвали это нижегородские журналисты – в Нижегородской области компания Чернина работает на двух крупных и ядовитых объектах – «Белом море» и «Черной дыре».

Кстати, репутация компании на просторах СМИ совсем не безоблачна – неоднократно критиковались технологии, освещалось и то, откуда у «Газэнергострой – Экологические технологии» ноги растут: учредитель – московская фирма «Союзэнерго» с единственным акционером ООО «Континент», у которого, в свою очередь, два полноправных учредителя: компания с ограниченной ответственностью «АЛЬЯНС ПРОДЖЕКТ ИНК» (50%) и «ИНТЕРЭНЕРГО ЭНТЕРПРАЙС КОРП» (50%). Обе зарегистрированы на Сейшельских островах.

Правда, недавно кое-что случилось: допэмиссия – уставный капитал компании «ГЭС – Экологические технологии» был изменен с 10 000 руб. на 3 000 000 руб, а новым учредителем стало АО «Фирма Квантор». Что же до «Союзэнерго», то перед новогодними праздниками ее статус был изменен на «организацию в процессе ликвидации». Но осадочек-то остался.

Игорь Бычков заметил, что ученые получили только первичную информацию о технологиях «Газэнергостроя», и предложил поторопиться. Поторопиться следует, тем более, что «перезревший вопрос» требует огромных вложений по части электроэнергии. Бычков назвал цифру: 5 киловатт на кубометр. «Это большие цифры». И нужно понимать, как будут обеспечиваться работы. Он также заострил внимание на селезащите: к концу июля она должна быть проведена в достаточном объеме.

Сотрудник ЛИНа Александр Сутурин, можно сказать, главный специалист по утилизации лигнина в Иркутской области, напомнил, что весь проект так и начинался: с разговора о том, как предотвратить сход селя и попадание в Байкал вредных веществ. И заметил, что научное сообщество уже полностью высказалось относительно проблемы технологии ликвидации отходов, сделав 380 замечаний на проект «ВЭБа», который «завернули» несколько лет назад. Документы по этой экспертизе Сутурин и передал Игорю Кобзеву – новый глава региона пытается завести решение проблемы в нормальное русло и научное сообщество, похоже, поддерживает его. Во всяком случае, и нам близок его принцип, которым он завершил заседание: «Давайте начнем, посмотрим. А то все обсуждаем». А дальше будем внимательно следить за руками единственного поставщика…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру