Культурный код губернатора: праздник каждый день

Предвыборная «Стратегия развития культуры» Левченко провалилась?

Давайте вспомним предвыборную программу Сергея Левченко от 2015 года. Точнее, ее главу «Стратегия развития культуры Иркутской области».

Предвыборная «Стратегия развития культуры» Левченко провалилась?
Фото: baikal-irkzem.ru

Левченко упрекают за многое – за потерянный аэропорт, за «санитарно» вырубленный лес, за неутилизированные отходы БЦБК, за оптимизированное здравоохранение и так далее. Но заявленное им в стратегии развития культуры тоже как-то слабо выполнилось. Средства на культуру тратились большие, но давайте посмотрим, каков результат.

Культурное самовыражение

Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников на сессии 30 сентября показал коллегам презентацию с хит-парадом недостатков областного бюджета на 2019 год.

Александр Ведерников. Фото: m.altairk.ru
На шестом месте «хит-парада недоумений» – «несоответствие бюджетных расходов госпрограммам». Например, Ведерников заметил, что в январе 2020 года иркутская филармония снова планирует концерт в Австрии.

Напомним, что Австрия стала новостной «изюминкой» прошлого зимнего сезона: туда выдвинулся не только губернаторский оркестр, но и целое посольство чиновников. СМИ тогда сообщали, что в Австрию поехало около 15 человек, в том числе министр культуры региона, бывшая глава пресс-службы губернатора и правительства Ирина Алашкевич и другие. В том числе и губернатор с супругой. Это, кстати, становится традицией – в январе 2018 года губернатор также ездил в Вену. На вопрос о том, на какие средства он туда ездил, правительство бодро отрапортовало, что на свои кровные – то есть как частное лицо, в отпуск. Однако после культурного вояжа-2018 и выступлений в Австрии в январе 2019-го возник спор между правительством области и Контрольно-счетной палатой. КСП тогда настаивала, что «имеется отчет… о выполнении гастрольного тура Губернаторского симфонического оркестра Филармонии…, подписанный директором творческого коллектива симфонического оркестра Дульским Р. А. В данном отчете представлены материалы о личном участии губернатора Иркутской области (а не гражданина), министра культуры и архивов Иркутской области Ольги Стасюлевич и других лиц в мероприятиях, проводимых симфоническим оркестром государственного автономного учреждения культуры «Иркутская областная филармония».  

Как бы там ни было, прямые расходы из бюджета на эту поездку составили 7,7 млн рублей за счет субсидий и около трех миллионов рублей – это собственные доходы. «То есть, порядка 10 млн рублей стоила бюджету эта поездка», – заявили тогда аудиторы. Автор «хит-парада недоумений» вице-спикер Александр Ведерников обратил внимание депутатского корпуса даже не на то, за чей счет ездил в Австрию губернатор. А на то, что расходы на гастроли заложены в программе, цель которой – создание культурного пространства на территории Иркутской области. Направление называется буквально так: «Развитие областных учреждений культуры».  

– Сейчас я не ставлю под сомнение целесообразность, решил губернатор – значит, будет так. Но можно это привести в соответствие с государственным планированием, о котором мы так много слышим? – задал вопрос Ведерников.  

За этой округлой формулировкой спикера мы видим вот что: программа развития областных учреждений культуры почему-то развивает культуру где-то на Западе, а не в родной Иркутской области. Сами собой созревают вопросы. Если это делается ради повышения статуса оркестра, то все равно, почему мы должны из бюджета области – из денег российских налогоплательщиков – оплачивать, по сути, культурное развитие австрийцев? Кто-то скажет: но ведь губернаторский оркестр заработал там денег на продаже билетов. Однако сумма сборов, если верить КСП, куда меньше того, что на поездку потрачено. В 2018 году она составила около 27 тысяч евро – немногим более двух миллионов рублей. То есть, получается, что филармония не «отбила» даже те три миллиона, которые затратила из собственных средств? Более того, мы помним, что получение и этих двух миллионов растянулось больше чем на год. Вот вам и «Создание культурного пространства на территории области». «Какой области?» – хочется спросить.

Развлекаемся и машем!

Можно сколько угодно говорить, что в регионе стало больше фестивалей, крупных культурных мероприятий и тому подобного. Но роль губернатора и правительства в этом не так уж велика: задача чиновников, за которую они получают зарплату – распределить финансовые потоки бюджета, и они распределяют, административная поддержка культурным активистам оказывается. Многие проекты, типа Вампиловского фестиваля или фестиваля «Человек и природа», живут годами, десятилетиями – при любом областном правительстве. Поэтому в оправдание пункта программы «Организовать и проводить творческие конкурсы и фестивали для молодёжной аудитории с целью воспитания чувства патриотизма и гордости за свой народ, уважения к истории Родины, Сибирского края» можно привести, наверное, лишь «Байкал-Тотем», который, при всей заявленной грандиозности и огромных финансовых вливаниях, все же был провальным по части организации на одной из основных площадок – в Байкальске, перед БЦБК. На мероприятие почти никто не пришел, в Байкальске и окружающих его населенных пунктах о нем не знали. Затраты огромные – всего на «Байкал-Тотем» ушло 44 миллиона рублей – а выхлоп, похоже, невелик.

Еще при Левченко выделялись крупные суммы на празднование дня рождения Распутина. Было в том числе отпечатано огромное количество его книг, часть из которых на момент соответствующей проверки КСП оставалась невостребованной. Аудиторы осторожно предположили: наверное, многовато напечатали. Наверное, многовато, учитывая при этом, что поддержка актуальной литературы, ныне живущих литераторов Иркутской области минимальна – в издательском совете при Доме литераторов огромная очередь на годы вперед, выпускается пара-тройка художественных книжек в год. Есть также грантовая программа, которая сегодня предусматривает издание еще трех-четырех книг в год.

Еще при Левченко праздновали Дни Иркутской области в Москве – за 14,7 миллиона рублей. Половину составили командировочные расходы (в том числе чиновников), 13% – гонорар Денису Мацуеву, который во славу юбилейного региона развлекал москвичей.

Это все о той же эффективности бюджетных трат, которые щедрой рукой делаются региональным правительством. Празднование 80-летия Иркутской области, в которое вошли все вышеназванные мероприятия, обошлось казне в 3,4 миллиарда рублей.

Наследие за рамками

А теперь давайте вернемся к теме поддержки крупных областных учреждений культуры. В программе Левченко есть обещание по созданию «условий для различных форм культурного самовыражения населения путём восстановления Домов и Дворцов культуры (таких, как Межсоюзный Дворец культуры профсоюзов, Дом офицеров и т. д.)». И отдельно – обещание «для улучшения деятельности Театра юного зрителя им. А. Вампилова отреставрировать прежнее здание ТЮЗа». Что же мы видим? Видим все тот же закрытый ТЮЗ – в 2017 году было объявлено, что работы начались. Но пока они, видимо, никуда не продвинулись, во всяком случае о ТЮЗе больше не рапортуют. Все так же требует крупного ремонта Дом офицеров, предположительная дата реконструкции которого теперь – 2021 год. Срок губернаторства Сергея Георгиевича, как вы понимаете, заканчивается раньше.

А теперь, держа в голове стоимость празднования 80-летия области, давайте вспомним, сколько денег надо на реставрацию крупного памятника «Дом офицеров», он же – особняк купчихи Колыгиной.

Дом офицеров. Фото: Валерий Потемкин.
В 2017 году министерство молодежной политики называло примерную сумму: 229 миллионов 2012 года + 20% инфляция. И до 300 миллионов не дотягивает! А теперь задачка: сколько таких домов офицеров можно было отреставрировать на 3,4 миллиарда, угроханных на праздничные мероприятия?

Осуществление пункта программы «Меры по изучению и сохранению архитектурного наследия культурной столицы Сибири» идет куда-то не туда. На прошлой неделе в самом центре Иркутска снесли большой каменный дом – усадьбу Перевалова. Два года назад областная служба охраны памятников вывела его из реестра охраняемых зданий. По информации Дмитрия Разумова, президента Иркутской городской общественной организации содействия охране и защите памятников истории и культуры города Иркутска, только за последний год службой было выведено за пределы списка объектов, подлежащих охране, 150 зданий. А всего за период нахождения Сергея Левченко на посту губернатора Иркутской области с 2015 года из реестра было выведено 247 объектов – памятников истории и культуры. Значит, их можно ломать, и на их месте бизнес построит что-нибудь выгодное, урбанистическое, стеклянно-бетонное, например, дорогие офисные здания. Предусмотрительно! Сравним: во времена губернатора-варяга Дмитрия Мезенцева из реестра было выведено лишь ДВА дома и построен 130-й квартал.

Интересно, что нынешний губернатор делегировал полномочия подписания приказов по выведению вновь выявленных объектов из госреестра руководителю Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Прежние губернаторы, говорит Разумов, брали на себя всю ответственность и сами подписывали такие документы. Впрочем, если бы фамилия «Левченко» стояла под такими приказами, то какой была бы его репутация в глазах народа, чье культурное достояние – эти самые памятники, которые отдаются в расход девелоперам? Сами понимаете, какой.

Как ни крути, а культурной революции при губернаторе Левченко не случилось. Стратегия развития культуры Иркутской области осталась бумажкой с невыполненными обещаниями. А вот культурная география самого губернатора расширилась значительно. Плохо ли? Австрийские гастроли с презентацией «именного», губернаторского, оркестра избалованной европейской публике запомнятся надолго.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру