Дом, которого больше нет: Иркутск лишился старинного каменного здания

Усадьба Перевалова была выведена из списка памятников и разрушена

27 сентября общественность Иркутска забурлила, как разбуженный вулкан. Поводом для этого стал снос трехэтажного каменного неэксплуатируемого здания на улице Фурье, 12.

Усадьба Перевалова была выведена из списка памятников и разрушена
Фото: Светлана Михеева.

До 2010 года в нем располагался Кировский РОВД, после переезда полицейских здание пустовало. Снос проводит собственник здания – ООО «Фортрэм», принадлежащее известной бизнес-леди и депутату Заксобрания Приангарья Нине Александровне Чекотовой.

Этот дом представляет собой редкий для города Иркутска образец архитектуры в стиле модерн (начало XX века) с уникальным скульптурным декором. По мнению ряда иркутских экспертов, несмотря на утраты в лепном декоре здания, достройку дома в 1920-1930 годы и перепланировку внутренних помещений, его внешнее декоративное убранство ставит здание в один ряд с такими памятниками архитектуры города Иркутска, как здание Русско-Азиатского банка на улице Ленина и магазин Мерецкого («Детский мир») на улице Урицкого.

Как так получилось, что старый каменный дом в центре Иркутска вдруг решили снести? Куда смотрит Служба по охране культурного наследия? На эти вопросы есть один ответ: здание уже не памятник. Оно было выведено за пределы списка стараниями экспертов. В том числе – Юлии Куваевой, которая надолго запомнилась иркутянам своей отрицательной экспертизой по дому врача Рассушина: его собственник также вывел из списка и намеревался снести. Дом, к счастью, отстояли.

Так выглядело здание в начале 80-х. Фото: pastvu.com

Дом, который построил Перевалов

Первоначально на участке земли, где сейчас располагается старинное здание, купец Филипп Перевалов построил деревянный дом и лавки, которые сдавал в аренду. По документам выявлено, что в 1899 году на первой линии в усадьбе стоял уже каменный двухэтажный дом. В начале XX века дом перешел к мещанке Андреевой, а в 1908-1909 году владелицей стала Рахиль Иосифовна Кукс, которая построила рядом конфетную фабрику высотой в четыре этажа.

В 1929 году началась перестройка усадьбы, на территории которой находилось уже два каменных здания – в два и три этажа. В начале 1930-х годов здание было национализировано и практически сразу же перестроено: над двухэтажным домом был возведен третий этаж, затем здания объединили общей коридорной системой и кровлей, уличный фасад дополнили парапетом из каменных столбиков с простой металлической решеткой.

В 1988 году данное здание было включено в реестр объектов культурного наследия регионального значения как «Дом Кукса». В последний «Сводный список вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (2000 г.)» объект внесен с уточненным наименованием, датировкой и адресом под регистрационным № 1205 – «Усадьба ирк. купца Ф. П. Перевалова (позже ирк. мещан. В. Ф. Андреева, Э. И. Кукс): два доходных дома, службы», 1900-е, 1914 гг., Фурье ул., 12 лит. А, В.

В 1994 году здание было обследовано, и уже в это время его признали аварийным. В 2005 году из списка объектов исторического наследия был исключен флигель усадьбы.

В 2011 году на объект было выдано охранное обязательство. В «Акте технического состояния памятника истории и культуры от 02.08.2011 г.» указано общее неудовлетворительное, аварийное техническое состояние здания.

В 2011 году объект был приобретен ООО «Фортрэм» (ОГРН 1053808158689, зарегистрировано в 2005 году). У кого и как было приобретено здание с земельным участком, нам узнать не удалось. В пресс-службе правительства Иркутской области нам сообщили, что данных о предыдущем владельце у них нет, а когда здание было продано региональными властями, неизвестно.

В 2016 году ООО «Фортрэм» заказывает обследование здания у эксперта Екатерины Шелковниковой. Согласно акту экспертизы, госпожа Шелковникова не только изучила документы, но и осмотрела здание самостоятельно. И пришла к выводу: «Рассматриваемое здание представляет собой пример реконструкции 1930-х годов – объединения в одно здание двух блокированных домов общим оформлением уличных фасадов лепным декором стиля модерн, их надстройкой и перепланировкой, что привело к изменению их типологических характеристик; …первоначальный интересный фрагмент исторической застройки, состоящий из двух блокированных доходных домов с общим решением уличных фасадов, после реконструкции утратил свой исторический достоверный облик».

Из этого же акта следует, что «сведения о связи объекта культурного наследия с каким-либо значимым историческим событием или жизнь известных исторических личностей не установлены; мемориальной ценности объект не представляет».

И вот заключение: «Общий объем исследований представленных материалов и документов, дополнительные исследования в рамках экспертизы, выполненные аналитические заключения показывают необоснованность (отрицательное заключение) включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)…»

Еще одно, более свежее экспертное заключение по данному зданию дала эксперт Юлия Куваева, давшая не так давно отрицательное заключение и по дому врача Аркадия Рассушина (на бульваре Гагарина, 32). Это заключение, видимо, и стало решающим.

Приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 19 июня 2017 года объект исключен из перечня выявленных памятников.

Еще пару лет дом простоял заброшенным, а в конце сентября 2019 года собственник решил, что дом зря занимает земельный участок в самом центре Иркутска. Загнал технику – и начал снос. Все вроде по закону. Но осадочек у горожан остался…

Условиями, которые всегда выдвигались покупателям объектов исторического и культурного наследия, было поддержание здания в нормальном состоянии, ремонт и реконструкция с учетом исторических особенностей, указанных в охранных обязательствах Службы по охране культурного наследия Иркутской области (N323/2011 от 02.08.2011).

Распоряжение о приостановлении не выполнили?

Буквально в тот же день, 27 сентября, власти Иркутской области выдали распоряжение о приостановлении сноса здания. И поводом для этого стала вовсе не обнаруженная внезапно историческая ценность дома. Оказалось, что одной стеной сносимый дом примыкает к объекту, в историческом значении которого никто не сомневается.

30 сентября собственник должен был предоставить документы, в которых был бы раздел об обеспечении сохранности соседнего объекта в проекте проведения работ. До получения разрешения на дальнейшие работы на объекте должно было быть тихо. Вот только собственник, несмотря на запрет, продолжал разрушать здание. 30 сентября работы не проводились – но к этому моменту уже было разрушено 2/3 здания. Восстанавливать там в любом случае уже нечего.

ООО «Фортрэм» пока не сообщало, что появится на участке, который занимал данный дом. Дозвониться по имеющимся телефонам как до «Фортрэма», так и до его владелицы нам не удалось. Иркутяне предполагают, что здесь возникнет очередное новое здание группы компаний «Фортуна». Новое, стеклянное-бетонное, безликое…

Более 150 домов в Иркутской области только за последний год было выведено иркутской Службой по охране памятников из списка объектов, подлежащих госохране. А всего за период нахождения Сергея Левченко на посту губернатора Иркутской области с 2015 года из реестра было выведено 247 объектов, как сообщил Дмитрий Разумов.

Кто виноват и что делать?

Дмитрий Разумов, президент Иркутской городской общественной организации содействия охране и защите памятников истории и культуры города Иркутска, к которому мы обратились за комментарием, разъяснил нам текущее положение дел.

Фото: babr24.ru

Нас интересовало, почему в Иркутске есть реестр охраняемых объектов (памятников истории и культуры федерального, регионального и местного значения), но нет реестра объектов, которые выводятся из этого, первого, реестра? Как общественности вовремя узнать о том, что памятник уже не памятник – до того, как появляется строительная техника?

– Акты экспертизы обычно публикуются на сайте Службы охраны культурного наследия. Вот только неподготовленному человеку найти их на сайте трудно – если не знать, где искать. Тем временем акт экспертизы по выводимому зданию, заказанный собственником, находится на сайте месяц, и после этого руководитель Службы подписывает приказ о выводе объекта из госреестра.

– Действующий губернатор делегировал полномочия подписания приказов по выведению вновь выявленных объектов из госреестра руководителю Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Те губернаторы, которые управляли регионом до Левченко, сами подписывали такие приказы и контролировали исключение памятников из реестра. Так, при губернаторе Дмитрии Мезенцеве из реестра было выведено только два дома.

В понедельник, 7 октября, состоится пресс-конференция, на которую приглашены в том числе архитекторы группы компаний «Фортуна». Они ответят на вопрос о том, что будет на месте разрушенного дома на Фурье, 12.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру