Начало ликвидации отходов БЦБК откладывается

Правительство региона по-прежнему не исполняет обязательства по отношению к подрядчику

30 мая в зале заседаний Законодательного собрания Иркутской области состоялся второй этап публичных слушаний «Текущее состояние дел по ликвидации накопленных загрязнений БЦБК», которые организовали общественники из «Байкальского центра гражданской экспертизы».

Правительство региона по-прежнему не исполняет обязательства по отношению к подрядчику
Иркутские ученые давно занимаются и проблемой лигнина, и проблемой селезащиты. Но, похоже, это никак не влияет на ситуацию...

По традиции правительство Иркутской области фактически проигнорировало слушания, не пожелав подняться на пару этажей, чтобы взглянуть в глаза общественности. Зато из Москвы прилетели, не пожалев времени, представители «Росгеологии» и «ВЭБ-Инжиниринга», чтобы рассказать о том, что тормозит процесс. И это – правительство региона.

Власти понадобились адвокаты

Вице-спикер Законодательного собрания Александр Ведерников, председательствующий на слушаниях, сразу вынужден был заявить, что депутаты «берут на себя представительство» администрации области, выступят «адвокатами власти».

– Мы же не можем бросить даму одну.

Под «дамой» подразумевалась чиновница минэкономразвития, которая, видимо, была направлена от правительства как наблюдатель.

Действительно, депутаты сделали все возможное, чтобы выступить адвокатами власти – пытались выяснить, только ли от действий правительства, которое является заказчиком работ, зависит ускорение темпов утилизации отходов, приведения в порядок самой промплощадки. Было понятно, что они хотят вникнуть в то, что происходит между подрядчиком («Росгеологией») и заказчиком (администрацией Иркутской области), в те сложные договорные отношения, которые возникли на основе старого проекта «ВЭБ-Инжиниринга» и закрутились вокруг нового техзадания. Которое, как оказалось, подрядчик выполнить не может – из-за того, что заказчик не уточнил многие пункты и не сказал, что же хочет получить на месте хранилищ шлам-лигнина в итоге.

«МК-Байкал» неоднократно писал о том, что фронт работ для подрядчика не подготовлен заказчиком, что договорные сроки проектирования срываются. Об этом и заявил на слушаниях управляющий директор АО «Росгеология» Артем Полтавский, который заострил внимание на том, что правительство области «старается ужать» их в сроках по проектированию, хотя само недостаточно проработало техзадание.

Артем Полтавский.

Подрядчик столкнулся с необходимостью уточнений, без которых невозможно проводить работу. Однако заказчик не торопится выполнить свои обязательства. Полтавский объяснил, что в результате изысканий вскрылись новые цифры – отходов в полтора раза больше, чем было указано в договоре. К тому же обнаружен осадок, который нужно документировать как отход. «Мы не можем зайти в экспертизу, не зная, что это за отход». Кроме того, заказчик должен четко сказать, какими должны быть карты после утилизации – пустыми или заполненными. Непонятно подрядчику и на какие мощности электроэнергии можно рассчитывать – сеть, которая идет к полигону, нуждается в реконструкции.

– Если это не будет сделано, мы будем проектировать под дизели.

Но это уже совсем другая цена вопроса. Александр Ведерников сказал о «великом желании» мэра Байкальска и администрации области, чтобы сети сделали за федеральные деньги – но это еще год, если ждать… Депутаты очень хотели услышать от представителей подрядчика, что им-то делать, как повлиять на то, чтобы дело сдвинулось и начались наконец работы. Ответом народным избранникам вполне могла стать реплика Полтавского:

– На днях губернатор сообщил, что там планирует взлетную полосу, в другом месте – дикоросы… Но все это надо прописать в техзадании.

Все надо прописать в техзадании. И все. И дело пойдет…

Все будет, но когда – неизвестно

Общественница, руководитель ТОС «Рубин» Любовь Аликина спросила Полтавского, как скоро подрядчик сможет ликвидировать отходы и будет ли это вообще сделано. Подрядчик ответил: будет, но когда – неизвестно. Только на согласование проекта с проведением экспертизы отводится не менее 258 дней.

Но проект еще нужно сделать. О том, как идет отбор технологий (напомним, эффективная технология еще даже не выбрана), рассказал представитель «ВЭБа» – заместитель генерального директора по производству ООО «ВЭБ-Инжиниринг» Александр Фролов.

Александр Фролов.
На сегодня установлены 8 видов отходов, для утилизации которых нужны технологии. Вполне возможно, что их будет несколько. Чтобы «не быть заподозренными в сочувствии к какой-нибудь кулуарной технологии», объяснил Фролов, был объявлен конкурс. Подано 59 заявок. По прогнозам специалистов, останется не более 10 претендентов, которые смогут участвовать в опытно-промышленных работах (они начнутся этим летом). Комиссия по отбору (с участием представителей Иркутского научного центра) готова к работе. Выяснилось, что испытательные работы компании должны будут провести на свои деньги. Но даже крупные институты не смогут выйти на работы за свои средства. И это, возможно, проблема.

Однако пока главная проблема в том, что правительство не дает никакой реакции на послания подрядчика, в которых тот запрашивает пояснения и уточнения к техзаданию, задает неудобные вопросы про сети, осадок и так далее. Игнорирует и прямые просьбы:

– Мне очень грустно. 7 февраля презентация была проведена в минприроды. Но, к сожалению, ничего не поменялось, – заявил Фролов. И вспомнил, как «в прошлый раз встречались с замминистра», которая попросила «сделать хоть что-нибудь». То есть правительство области не понимает, что оно хочет получить на выходе – «хоть что-нибудь», очевидно. Но подрядчик не может сделать «хоть что-нибудь», ему нужно четкое задание. Иначе ничего с места не сдвинется.

– Раньше 2-го квартала следующего года не получим экспертизу. Эксперты будут за нами в три глаза смотреть… И это если мы будем работать. А если будем и дальше в позе ждунов сидеть, то не знаю…

Пока не смыло

Председатель «Байкальского центра гражданской экспертизы» Юрий Фалейчик напомнил о том, что один из главных вопросов программы – вопрос строительства селезащитных сооружений в Байкальске – точно так же не решается, «перешел в стадию безвыходности».

Его поддержал первый заместитель прокурора Байкальской природоохранной прокуратуры Алексей Калинин, который занимается БЦБК с 2010 года. Первым делом нужно сделать селезащиту, считает Калинин, а затем уже спокойно выбирать технологии, обезопасив Байкал от возможной катастрофы.
Алексей Калинин.
Он напомнил собравшимся, что уже были судебные решения по селезащите – власти региона по решению суда были обязаны сооружения возвести. Но минимущества, в ведение которого отдана эта проблема, с трудом их исполняет. Точнее, исполнило пока только первый этап – очистило верховья речных русел. Но теперь нужно строить.

– Пока этого не будет, мы будем как на вулкане.

В резолюции слушаний участники попросили ЗС взять на контроль «оперативное исполнение правительством Иркутской области взятых на себя обязательств перед АО «Росгеология» и ООО «ВЭБ-Инжиниринг». Еще постановили обратиться в Минприроды РФ с просьбой взять под контроль действия правительства региона в отношении программы утилизации отходов БЦБК. А от правительства потребовали незамедлительно заказать проект селезащиты, а также предоставить общественности план модернизации территории БЦБК и города Байкальска. К рассмотрению темы общественность решила вернуться еще раз – в ноябре 2019 года. Не прошло, как говорится, и полгода…

Первые слушания прошли 18 сентября 2018 года. Они собрали представителей экологической общественности, научного и предпринимательского сообществ. На первом этапе слушаний участниками была принята резолюция из восьми пунктов. Благодаря работе первого этапа правительство области отказалось от идеи вывезти отходы из Байкальска и захоронить вблизи села Моты. Но дальше дело не пошло. За 8 месяцев ситуация не сдвинулась с места.

Фото Александра Данилова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру